СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения. Речевые, грамматические, логические, фактические ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения. Речевые, грамматические, логические, фактические ошибки»

Конспект урока

(Урок-практикум)

Тема: « Подготовка к написанию сочинения. Речевые, грамматические, логические, фактические ошибки».

Цели: формирование речевой грамотности учащихся; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

Задачи: повторить типологию речевых, грамматических, логических, фактических ошибок; вырабатывать навыки правильной речи; формировать навыки сотрудничества; формировать устойчивый навык в решении отдельных типовых заданий ЕГЭ; нацелить учащихся на самостоятельную работу по исправлению речевых и грамматических ошибок;

Ход урока:

I. Оргмомент.

Озвучивание темы урока, целей и задач.

II. Вступительное слово учителя.

Задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от обычных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Итоговая аттестация в формате ЕГЭ предполагает проверку не только орфографической и пунктуационной, но и речевой грамотности. Это, в основном, часть С. Выполнение этого задания нужно даст вам наибольший балл. Поэтому выполнить его нужно обязательно. На предыдущих уроках мы вспомнили структуру сочинения – рассуждения.

- Из каких частей оно состоит?

(Вступление, проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, 2 аргумента, заключение).

Разобрали критерии, по которым будет оцениваться работа. Повторили типы проблем, тренировались в определении проблемы текста, учились ее комментировать, выявляли и формулировали позицию автора, аргументировали свою позицию.

- Какие типы проблем вам известны?

(Философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические)

- Назовите 2 типа проблем.

(Текстуальный – «от текста к действительности», концептуальный – «от действительности к тексту»)

- Перечислите средства выражения авторской позиции.

(Слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения)

- Вспомните классификацию аргументов.

(Психологические, логические, иллюстративные, ссылки на авторитет)

Не забудьте, что написание сочинения-рассуждения требует четкой структуры, в нем должно быть вступление, проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргумент 1, аргумент 2, вывод (заключение).

Заключительным этапом создания сочинения-рассуждения является проведение корректорской правки подготовленной творческой работы. Нужно внимательно перечитать написанное и в случае необходимости внести исправления, касающиеся композиции текста, логичности и последовательности изложения, возможных фактических, логических, речевых, грамматических ошибок, а также орфографических и пунктуационных ошибок.


III Актуализация знаний.

(Повторение видов фактических, речевых, грамматических и логических ошибок)

У вас на партах таблицы - памятки с видами фактических, речевых, грамматических и логических ошибок. (Приложение 1) Слайды 1-4.

Комментирование.

IV Разминка.

А) Перед вами предложения, в которых допущены ошибки. (Слайд 5)

Задание: найдите эти ошибки, объясните, в чем они состоят, исправьте предложения. (Устно)

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

(Ответы: 1 - употребление лишнего слова, 2- употребление рядом однокоренных слов, 3- употребление слова в несвойственном ему значении, 4- неправильное употребление Д.О., 5- неправильное образование форм прилагательных.)

Б)Тест по заданию А2 ЕГЭ. (Слайд 6)

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания.

(Слайд 7)

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

(Слайд 8)

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова обсуждение нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты обсуждения сути научного открытия.

3) Урок был посвящен обсуждению новой книги В. Распутина.

4) Обсуждение преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

(Слайд 9)

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод освоил выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро освоить новый материал.

3) Жители деревни решили освоить новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось освоить новую технику.

Проверка результатов

(Ответы: Надеть что-либо - одеть кого-либо.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучить, осваивать

Код ответов: 1, 4, 2)


V Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок. ( Компьютерная презентации; ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Слайды 10-13)


1) Употребление слова в несвойственном ему значении.

Какое слово употреблено неверно? Каким нужно заменить?

а) Солдат упал навзничь и уткнулся лицом в землю.

б) Алексей пристально слушал рассказ старика.

в) Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

(Ответы: навзничь-ничком; пристально – внимательно; габаритами – размерами)


2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

Какое слово образовано неверно? Исправьте.

а) В трудных случаях я взглядываю в “Толковый словарь”.

б) Спортсмены-соперники ревностно относились к достижениям друг друга.

в) Чиновники начали радостно и хлопотно выполнять поручения городничего.

(Ответы: взглядываю – заглядываю; ревностно – ревниво; хлопотно – хлопотливо)


3) Неразличение синонимичных слов.

Исправьте предложения.

а) Имя этого русского писателя знакомо во многих странах.

б) В СМИ все больше пространства отводится рекламе, и это нам не импонирует.

(Ответы: знакомо – известно; пространство – место; импонирует – нравится)


4) Употребление слов иной стилевой окраски.

а) В нашем городе скверы и фонтаны дислоцированы очень удачно.

б)М.Ю. Лермонтов был еще и автором классных картин о Кавказе.

(Ответы: дислоцированы – расположены; классных – прекрасных)

Комментирование полученных результатов.


VI Работа в парах. (Слайд 14)

У вас на партах лежат карточки с заданием. Пользуясь таблицами-памятками (приложение 1), выполните упражнение.

Прочитайте, найдите ошибки, определите их вид. Перепишите, внося необходимые исправления.


1. Свою смелость капитан Тушин доказал в бою, в жестоких условиях Первой мировой войны.2. Если раньше люди читали таких авторов, как Толстой и Достоевский, то сейчас читают разные повести, романы и тому подобное. 3.Также эту проблему захватывает Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба». 4. В данном текст автор раскрывает проблему взаимоотношения людей друг с другом. 5. Автор отображает свое мнение в последнем абзаце. 6.Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою. 7. Автор поднял серьезную и актуальную проблему в наши дни. 8. Каждый знает, что несет за собой война. 9. Позиция автора такова, что человек матерей не выбирает.

Комментирование полученных результатов.


VII Самостоятельная работа (Работа над ошибками).

Дома вы писали сочинение – рассуждение по тексту К.Г. Паустовского. Я выписала из ваших работ предложения с грамматическими, речевыми, логическими и фактическими ошибами, которые вы должны будите исправить.

Все необходимое для работы над ошибками у вас на партах: таблицы- памятки (приложение 1), текст по К.Г.Паустовскому (приложение 2), листы с заданием (приложение 3). Работу выполняете самостоятельно, листы сдадите в конце урока.

Если возникнет затруднение, поднимите руку.


VIII Подведение итогов урока.

IX Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук.

(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.

(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.

(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.


1.Озаглавьте текст.

2.Выпишите ключевые слова.

3.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.

4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, ПРЕСЫЩЕНИЕ.

5.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.

Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.

В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.

Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.

6. Напишите сочинение – рассуждение.













Приложение 1

Фактические ошибки.

Фактические ошибки прежде всего связаны с искажением информации о событиях, предметах, лицах, упомянутых в тексте сочинения; с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.


№п/п

Причины возникновения ошибки

Примеры

1

Неспособность правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем.

И.С. Тургенев предстает перед нами в образе браконьера. К счастью, от его рук в этом произведении («Записки охотника») никто не пострадал.


2

Домысливание учеником того, о чем в тексте не упоминается.

Тургенев говорит о красоте природы, о ее необычности. Автор предпочитает охоту на крупных зверей, и поэтому он считает не всех животных достойными его ружья.


3

Неточное цитирование, неверное указание на их авторов.

«Восстань, пророк, живи и внемли…». (А,С,Пушкин»)


4

Неверное определение жанра

Стихотворение Крылова «Лиса и виноград» может подтвердить мою точку зрения.



5

Смысловое и терминологическое смешение при неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик».

Автор данного хотел взять слова, высеченные на камне, эпиграфом к книге. ( По тексту К.Г. Паустовского)

6

Ошибки в указаниях на исторические факты, географические названия и имена действительных исторических лиц.

Примером может служить победа над Наполеоном. Генерал Кутузов с русскими солдатами не уступил Москву врагу. Все стояли на смерть, не отдавая ни улочки, ни дома.

7

Искажения в названиях литературных произведений, незнание их авторов, ошибки или неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Так в рассказе Островского Лариса полюбила Михалкова, а он ее бросил. Тогда она решила выйти замуж за почтальона.


8

Искажение содержания исходного текста, неправильное его толкование, неудачный выбор примеров.

Раскольников убил старуху, у которой он жил, чтобы забрать все деньги. Ведь он был бедный студент.

9

Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, их искажение

В тексте приводятся некоторые факты из биографии писателя Дюрера.




Речевые ошибки

№п/п

Виды ошибок

Примеры

1

Неоправданный повторение слова



Мы должны помнить, что мы часть природы, что мы существуем за счет природы. Мы должны беречь природу, беречь еще и потому, что она прекрасна.

2

Тавтология

Писатель мастерски описывает своего героя.

3

Употребление слов в несвойственных им значениях.

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. (Происки – интриги)

4

Неточное словоупотребление

Тургенев, говоря о красоте природы, соблюдает позицию живой природы.

5

Неуместное употребление слова

Каждый человек знает, что нужно беречь и охранять природу, но не каждый следует этой морали.

6

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности. (Средства)

7

Использование разностилевой лексики

Когда человек не держит слово - это последнее дело.

8

Неоправданное использование анахронизмов.

Чехов был не только известным писателем, но и хорошим врачом. Его персты спасали людей и создавали произведения.

9

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал И.С. Тургенев. Он (текст или Тургенев?) относится к художественному стилю.

10

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

11

Употребление лишнего слова (плеоназм)

Коллеги по работе поздравили ученого с получением премии. (Коллеги = товарищи по работе)

12

Ошибка в употреблении фразеологизма

Новая пьеса известного драматурга прошла с большим интересом. (Успехом)

13

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

14

Речевая недостаточность

Автор стремиться донести до читателя, что нельзя быть равнодушным. (Пропущено слово мысль)



Грамматические ошибки

№п/п

Виды ошибок

Примеры


1

Ошибочное образование слова.

Взятничество процветало не только в то время, когда жил Гоголь.

2

Ошибочное образование формы слова.

Иванов оказался в более лучшем положении.

(В лучшем)

3

Нарушение согласования.

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты». (Воспитавшим)


4

Нарушение управления.

Многие люди не имеют свое мнение. (Своего мнения)


5

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца. (Кто совершает)

6

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Поднимается солнце над горизонтом и осветило все вокруг.

7

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Можно привести в пример многих авторов: Пушкин, Гоголь, Лермонтов. (кого? – авторов, кого? Пушкина, Гоголя, Лермонтова)

8

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

Поставленная проблема автором очень актуальна. (Поставленная автором проблема очень актуальна)


9

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Читая статью, всегда делаются пометки.

(Действие, обозначаемое деепричастием. должно относиться к подлежащему)

10

Ошибки в построении сложного предложения.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.


11

Смешение прямой и косвенной речи.

Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной. (Его отец)

12

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и веселые. (Веселы)

13

Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества.




Логические ошибки

№п/п

Виды ошибок

Примеры


1

Подмена понятий

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время. (проблема и тема – это не одно и то же)


2

Нарушение причинно-следственных отношений

Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.


3

Нарушение логики развертывания мысли

Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживет себя. Но, пока книг издается все больше и больше, они еще долго будут радовать читателей.


4

Отсутствие связей между предложениями

Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.

5

Не выделен абзац. Неоправданное выделение абзаца.

Рассказчик поспешил на помощь.

Он протянул руку и помог девушке.

5

Утверждение взаимоисключающих суждений

Над морем стояла тишина. Завывал ветер. Над морем пронзительно кричали чайки.


6

Двусмысленность, неясность высказывания

Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине.


Приложение 2


Я живу в маленьком доме на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Море уходит на сотни миль в чёрно-свинцовые дали. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны.

Здесь обрывается земля. Там, к западу, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. Обыкновенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью.

В посёлке этом сотни лет живут латышские рыбаки. Поколения сменяют друг друга. Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной. Но, что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнавали о гибели своих же товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. Уступать морю нельзя.

В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём ещё давно рыбаки высекли надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». Эту надпись видно издалека.

Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал:

- Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».

Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.

Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если «хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа».

Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи.

Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. Писателем человек становится не только по зову сердца.

Приходят годы возмужалости, и писатель явственно слышит, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов – зов своего времени и своего народа, зов человечества.

По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания.

(по К.Г.Паустовскому)







Приложение 3


Задание: прочитайте предложения, определите тип ошибки. Запишите исправленный вариант.


№п/п

Предложение с ошибкой

Исправленный вариант

1

В данном произведении Паустовского отражены все тяготы и невзгоды, но в то же время мужество и упорство, как знаменитых писателей, так и простых работяг.



2

Писатель пишет о тяжелых тяготах народа.



3

К.Г. Паустовский немного перефразировал эту фразу.



4

Мое отношение к данной цитате совпадает с автором.



5

Проблема этого текста в том, что это море преодолевать можно по-разному.



6

Паустовский рассказывает историю о рыбном поселке.



7

Вечная память тем, кто смог выстоять до конца и тем, кто обязательно выстоит.



8

Проблема, поставленная автором в тексте, поставлена четко.



9

В начале текста автор не поднимает основной темы.



10

Люди бояться выполнять свою любимую и столь означающую в жизни работу.




С каким видом ошибок вы работали? __________________________________






№п/п

Предложение с ошибкой

Исправленный вариант

1

Писательский труд прекрасен, но в то же время очень тяжелый.



2

Есть надежда, что и в наше время найдутся люди с прекрасной душой, с упорством и мужеством. Которые будут наполнять нашу жизнь прекрасным.




3

Я разделяю точку зрения с автором.



4

Приведу пример из писателей. Хочу привести Чернышевского, произведение «Что делать?»



5

Автор доказывает, что нельзя сдаваться перед трудностями, делать работу до конца.



6

Автор приводит пример о труде писателя. Объясняет, что писатель ни на минуту не может сдаваться перед невзгодами.



7

Проблема, поставленная автором, то, что люди не ценят то, что у них есть.



8

Не имея за плечами никакого ВУЗа, и ежедневный рабский труд не смогли встать у него на пути к творчеству.



9

Прочитав рассказ или стих, может поменяться мнение или настроение.




10

С прочитанного мной текста и моих рассуждений над ним я могу сделать вывод.





С каким видом ошибок вы работали? __________________________________








№п/п

Предложение с ошибкой

Исправленный вариант

1

У меня был такой случай. Как-то отправилось судно в море. Через несколько часов море взбушевало и начался шторм. Корабль перевернулся. Хорошо то, что хорошо кончается.




2

Я думаю, что здесь проблема человеческой жизни. (Начало сочинения)



3

Если литература закончит свое существование, «это будет равносильно смерти народа». Ведь искусство – это призвание.




4

Каждый, уважающий своих предков и свое дело, не может сдаваться перед невзгодами. Призвание – именно об этом заставляет задуматься рассказ Паустовского.




5

Я согласна с Паустовским в том, что призвание к писательству может прийти с жизненным опытом. Например, серия книг Лены Лениной. В них она пишет о том, как найти богатого мужа…Ведь в книгах она делится своим опытом и не более.




6

Мой отец – сварщик. Однажды его коллега пострадал на работе, он ослеп. И мой отец из-за этого случая бросил свою работу и ничем больше не занимается.

Ведь сварщик – это его призвание.




7

Но, несмотря на сложности, которые пришлось испытать великому поэту (Пушкину), он остается гением не одно столетие.




8

«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание». Такой человек в первую очередь выражает свои мысли и чувства.




9

Однажды я читал поэму А.П. Чехова «Вишневый сад». Яшка хотел быстрее уехать в Париж. Человек с таким желанием мне не понятен. Этот текст научил меня ценить и уважать свою культуру, свой народ, свою родину.






С каким видом ошибок вы работали?________________________________






























№п/п

Предложение с ошибкой

Исправленный вариант

1

Однажды я читал поэму А.П. Чехова «Вишневый сад».



2

Ломоносов добился в жизни того, чего хотел, и стал перовым русским писателем в России.



3

Подтверждением моей мысли может служить рассказ А.В. Платова «В прекрасном и яростном мире».


4

В своем рассказе Паустовский говорит о проблеме выживания. Рыбаки вынуждены рисковать жизнью, идти на смерть, чтобы прокормить свою семью. Иначе их дети умрут с голоду.





С каким видом ошибок вы работали?________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей