Разработка урока
Предмет: русский язык.
Класс: 8.
Тема: «Подготовка к ОГЭ. Пунктуация, синтаксис».
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний; умение применять их на практике; подготовка к сдаче экзаменов.
УУД:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные: формулирование темы урока, цели, принятие и сохранение учебной задачи, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные: знание определения изученных терминов, умение производить синтаксический разбор предложения, работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Сценарий урока
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Рассмотрите внимательно картинку на слайде и предположите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
- Какова наша цель?
-Важны ли знаки препинания?
Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».
Вот и мы должны постараться убрать как можно больше вопросов и пробелов, а оставить лишь !!
Актуально ли сегодня знать правила постановки знаков препинания?
Актуализация знаний.
Предлагаю поработать в парах, вспомнить теорию. Перед вами задание, в котором нужно установить соответствие.
Взаимопроверка.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
В ходе выполнения различных заданий мы будем вспоминать ранее изученные темы. Вы можете пользоваться «справочниками», которые содержат необходимую информацию, а также за каждой группой будет закреплен консультант, который сможет помочь вам при возникновении трудностей.
Задание 1.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.
5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.
Пояснение.
Проанализируем предложения.
(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. − Верно утверждение «1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже».
(2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, причастный оборотиспользуемых также для ориентации в пространстве. − Неверно утверждение «2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.»
(3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. − Верно утверждение «3) В предложении 3 три грамматические основы».
(4)[Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека], а [вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей]. − Верно утверждение «4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.»
(5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного. − Неверно утверждение «5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.»
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор. Сделайте синтаксический анализ предложения.
В вышине, под облаками, дрожали, заливая воздух серебряными звуками, жаворонки, наполнявшие наши сердца радостью, теплой и беззаботной.
Проверка.
Физминутка.
Задание 3.
Выполните разбор словосочетаний.
солнечные лучи
дом из кирпича
Замените словосочетания, построенные на основе управления, словосочетаниями со связью согласование и наоборот.
лучи солнца
кирпичный дом.
Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Нарисуйте смайлик, отражающий ваше эмоциональное состояние.
Дифференцированное домашнее задание.