Рабочая программа
внеурочного курса
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
для 9 класса
Составитель:
Быкова О.В.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.
Цели и задачи изучения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.
4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Данный элективный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-8. При подготовке к выполнению заданий формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задания связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания направленные на формирование орфографического навыка написания морфем; задания связанные с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста(9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:
-понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),
-проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
-продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;
-способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;
-умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;
-умение композиционно оформлять текст;
-умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Подготовка к написанию изложения (4 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (8 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.
3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 4 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний-2 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование тем, разделов | Часы | Из них |
Теоретическое обучение | Практикумы | Уроки контроля |
1 | Подготовка к написанию изложения | 4 | 2 | 2 | |
2 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом | 8 | 4 | 4 | |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 4 | 2 | 2 | |
4 | Контроль знаний | 2 | - | - | 2 |
| Всего | 18 | 8 | 8 | 2 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Подготовка к написанию изложения- 4 ч |
1 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 1 |
2 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. | 1 |
3 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 |
4 | Сжатое изложение. | 1 |
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом - 8ч |
5 | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос | 1 |
6 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. | 1 |
7 | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. | 1 |
8 | Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. | 1 |
9 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. | 1 |
10 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. | 1 |
11-12 | Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Союзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения. | 2 |
13 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1) | 1 |
14 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2) | 1 |
15 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3) | 1 |
16 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 |
Контроль знаний- 2 ч |
17-18 | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ | 2 |
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2021: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). ОГЭ. М.: "Эксмо".
5. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2020.
6. Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2021.
7. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2020.
8. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Интерактивная приставка.
8