СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к ОГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ОГЭ по русскому языку"»















Рабочая программа

внеурочного курса

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»



для 9 класса











Составитель:


Быкова О.В.





















1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

Цели и задачи изучения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.

Данный элективный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

































2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.

Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-8. При подготовке к выполнению заданий формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задания связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания направленные на формирование орфографического навыка написания морфем; задания связанные с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста(9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:

-понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

-проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

-продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;

-способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

-умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;

-умение композиционно оформлять текст;

-умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.















3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Подготовка к написанию изложения (4 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (8 ч)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 4 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний-2 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.















4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование тем, разделов

Часы

Из них

Теоретическое обучение


Практикумы


Уроки контроля

1

Подготовка к написанию изложения

4

2

2


2

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

8

4

4


3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

4

2

2


4

Контроль знаний

2

-

-

2


Всего

18

8

8

2





5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Подготовка к написанию изложения- 4 ч

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

1

3

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

4

Сжатое изложение.

1

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом - 8ч

5

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

1

6

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

1

7


Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

1


8

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

1

9

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

1

10

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

1


11-12

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Союзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения.

2

13

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание 9.1)

1

14

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 9.2)

1

15

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 9.3)

1

16

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

Контроль знаний- 2 ч

17-18

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

2








































6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Литература для учителя:

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2021: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). ОГЭ. М.: "Эксмо".

5.  Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­ деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2020.

6. Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2021.

7. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2020.

8. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер.

  2. Интерактивная приставка.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!