СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ: работа с текстом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ: работа с текстом.»

Подготовка к ОГЭ: работа с текстом.


Цель: на основе прочитанного текста учить пониманию глубины и точности его содержания, повышать уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или её аспектов, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности; совершенствовать умение строить собственное высказывание-рассуждение, развивать умение аргументировать.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Ребята, вчера со мной произошёл интересный случай. Ко мне пришла мама ученика, написавшего пробный ОГЭ на двойку. Она очень обеспокоена таким результатом своего сына и предполагает, что он не понимает прочитанного текста. Ведь когда мама пытается задавать сыну вопросы по тексту, он не отвечает ей. Она не знает, как лучше проверить его знания. Поэтому у меня к вам огромная просьба: давайте вместе выработаем систему проверки понимания текста не только для этой мамы, но и для всех желающих. Вы поможете мне?

Сегодня нам с вами предстоит работа с текстом Ильи Юрьевича Зверева.

Илья Зверев писал в основном маленькие рассказы.

Как вы думаете, почему мы часто обращаемся к небольшим текстам?

(Потому что небольшой текст можно успеть прочитать на уроке и сразу же его обсудить, проанализировать. Можно не только выделить главное, но и охарактеризовать героев.)

Я предлагаю вам сейчас внимательно прочитать текст. А потом мы с вами просто поговорим.

Как вы хотите читать: по очереди вслух или каждый про себя?

  1. Работа с текстом.

- Понравился ли вам текст?

Тонкие вопросы:

  • Кто является главным героем текста? (Тютькин)

  • Что по обыкновению Тютькин делал на географии? (рисовал)

  • Кто пустил рисунок Тютькина по рядам? (Машенька)

  • Что было изображено на рисунке? ( Юра Фонарёв с одной девочкой стоят в 11 часов вечера, держась за руки, у Юриного подъезда)

  • Почему Юра обиделся, увидев рисунок? (Юра обиделся, потому что это была его тайна, его личная жизнь)

  1. Что говорила Машенька? (Оч-чень р-реалистично нар-рисовано)

  • Что сказал Лёва Махервакс? (Гений и злодейство есть вещи несовместные. Сначала думать надо, что рисуешь, а потом рисовать…)

  • Как вёл себя Ряша? (А добрый Ряша сказал, что нельзя обвинять Тютькина. Он был рад и, пожалуй, даже упивался новым, захватывающим занятием)

  • Как уговаривали делегаты Тютькина? (Приблизительно те же, которые несколько ранее говорили делегаты вольного Новгорода, чтобы вернуть покинувшего их князя Александра Невского. И почти те же, которыми чуть позже бояре уговаривали Ивана Грозного не обижаться, а ехать к себе в Москву и царствовать)

  • Согласны ли вы, что никто из ребят не мог нарисовать стенгазету так красиво, как Тютькин? (Конечно, нет. Иначе они не послали бы делегацию к Тютькину)

- Мы справились с тонкими вопросами, теперь перейдём к толстым.

Толстые вопросы:

  • Дайте три объяснения, почему « Машенька просто завизжала, увидев, что там такое нарисовано»? (1 – чтобы привлечь к себе внимание класса, 2 – чтобы показать всем, что Тютькин нарисовал безобразный рисунок, 3 – Машенька ничего не знала об отношениях Юры с девочкой, но рисунок был настолько реалистичен, что она сразу же узнала, кто изображён и это её потрясло).

  • Объясните, почему (11)Тютькин бегал по классу и каждому по очереди кричал:– Отдай, гад, рисунок! (12) Ну отдай!? (Тютькин никогда не хвалился своими талантами, рисуя для себя. А тут без его согласия его работа выставлена на всеобщее обсуждение. Тютькин был потрясён этим и не задумывался над своими выражениями. Для него в этот момент было главным забрать рисунок, чтобы его не видели и не обсуждали).

  • Как вы думаете, имел ли основание Тютькин так сильно обидеться?

(Скорее всего, имеет. Рисунки – это его сокровенное, личное, он не хотел, чтобы его высмеивали.)

  • В чём различие позиций Лёвы Махервакса и Ряши?

(Лёва, не задумываясь, осуждает Тютькина, хотя и признаёт его талант в словах: «Гений и злодейство есть вещи несовместные»)

  • Предположите, что было бы, если бы Тютькин не простил ребят и отказался бы рисовать стенгазету?

(Конфликт в классе продолжался бы, а талант Тютькина не был бы оценён по достоинству)

  • Согласны ли вы со словами Пушкина, которые в тексте произносит Лёва: «Гений и злодейство есть вещи несовместные» и можно ли было эти слова применять к Тютькину? (Пожалуй, не согласны, потому что, как показывает история, существуют злые гении. К Тютькину эти слова не стоило применять уже потому, что 1- он пока не гений, 2 – его рисунок совсем не злодейство. Ведь он рисовал реальность, не желая никому зла)

Можем ли мы предложить маме, которая приходила ко мне, для проверки знания и понимания текста задавать сыну вопросы, сначала тонкие, потом - толстые?

А теперь, когда мы немного разобрались в содержании текста, попробуем составить кластер.

  1. Составление кластера.

Кластер – фишбоун (рыбная кость) 

Главный герой текста (отвечают ученики).

Голова – Тютькин.

Посмотрите в самом начале текста, что мы узнаём о Тютькине?

Рёбра сверху:

  • по обыкновению что-то рисовал

А далее? Как он ведёт себя на перемене?

  • Отдай, гад, рисунок! Ну отдай!

Что плохого было в рисунке?

  • никаких там гадостей не было

Хороший или плохой был рисунок?

  • очень хорошо нарисовал

Какой эпитет автор подбирает к Тютькину во время перемены?

несчастный Тютькин

Рёбра снизу:

Какими словами выразил свою боль Тютькин?

  • Я человек! (25) Я человек! (26) Я не виноват!

В каких словах автор показывает своё доброе отношение к Тютькину?

  • Но разве художник Тютькин виноват?

  • рисует по впечатлению, то есть по-честному

Какими словами Саша показал значимость для ребят таланта Тютькина?

  • У нас же есть Тютькин!

Какие слова показывают нам, что автор верит в талант Тютькина и радуется его успеху?

  • Тютькин сделал чудную стенгазету.


Попробуйте в нескольких словах охарактеризовать основную мысль текста.

Хвост.

  • От обиды – к успеху. Тютькин – будущий художник. Как говорили в древности: через тернии – к звёздам.

Можем ли мы предложить маме, которая приходила ко мне, составление кластера – фишбоуна?

А сейчас вы готовы к решению тестовых заданий?

  1. Решение тестовых заданий А1, А2, А3, В1, В2.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Юра Фонарёв обиделся, увидев рисунок Тютькина?»

  1. Фонарёв позавидовал таланту Тютькина

  2. Рисунок раскрыл тайну личной жизни Юры.

  3. Рисунок был выполнен очень реалистично.

Тютькин умышленно хотел посмеяться над Юрой.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «низкий» (предложение 20).

  1. Ничтожный

  2. Незначительный

  3. Обыденный

  4. Бесчестный

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: – Оч-чень р-реалистично нар-рисовано.

  2. – Гений и злодейство есть вещи несовместные, – сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг.

  3. Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.

  4. Вот вы все убиваете в нем художника, – обличал он своих ребят.

В1. Замените слово «страшно» в предложении «И все страшно удивились, как это им раньше не пришло в голову вовлечь Тютькина» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «фонарёвский друг», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Решение каких вопросов теста вызвало у вас затруднение?

Скажите, пожалуйста, решение подобных тестовых заданий поможет маме выяснить, насколько её сын понял прочитанное?

  1. А сейчас, в качестве рефлексии урока я прошу вас составить синквейн на тему «Тютькин».

На экране схема синквейна, которая поможет вам в работе.

Ребята составляют синквейн.

Составление синквейна по прочитанному мы можем предложить заинтересованной маме?

  1. Если есть время, зачитываем 2-3 синквейна, если нет, собираем листочки, чтобы обсудить на следующем уроке.

  2. А вот синквейн, составленный мною. Правда он похож на ваши?

Тютькин.

Талантливый, скромный.

Наблюдает, рисует, скрывает.

Пытается реализовать себя.

Художник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!