СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению «Описание внешности человека»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению «Описание внешности человека»»

 Подготовка к сочинению «Описание внешности человека» Подготовила Стороненко Н. В. учитель русского языка и литературы  МБОУ «Школа № 101» г. Ростова-на-Дону

Подготовка к сочинению «Описание внешности человека»

Подготовила Стороненко Н. В. учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 101» г. Ростова-на-Дону

Описание внешности человека — это описание лица человека, его фигуры, мимики, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания — найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Описание внешности человека — это описание лица человека, его фигуры, мимики, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания — найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Работа по составлению плана описания внешности человека. Портрет—это одна из составляющих описания внешности человека. Что ещё входит в понятие ВНЕШНОСТЬ? В понятие внешность входят три группы элементов:

Работа по составлению плана описания внешности человека.

Портрет—это одна из составляющих описания внешности человека. Что ещё входит в понятие ВНЕШНОСТЬ?

В понятие внешность входят три группы элементов:

Первая группа Физический облик: пропорции фигуры, цвет кожи, волос, глаз, черты лица—всё то, что дано человеку от природы, и есть его физический облик.

Первая группа

  • Физический облик: пропорции фигуры, цвет кожи, волос, глаз, черты лица—всё то, что дано человеку от природы, и есть его физический облик.
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские».

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские».

Вторая группа. Ты же не стоишь на месте как манекен, а всё время двигаешься. Твои движения, позы, мимика, жесты, походка, интонация голоса не менее важны, чем физический облик.

Вторая группа.

  • Ты же не стоишь на месте как манекен, а всё время двигаешься. Твои движения, позы, мимика, жесты, походка, интонация голоса не менее важны, чем физический облик.
«Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом»  («Хирургия») «Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит» («Хирургия»)

«Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом»  («Хирургия»)

«Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит» («Хирургия»)

Третья группа  Многое зависит от оформления внешности: одежда, причёска, образ (имидж).

Третья группа

  • Многое зависит от оформления внешности: одежда, причёска, образ (имидж).
«У оратая сапожки зелен сафьян, Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту - пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. 3 У оратая шапка пуховая, А кафтанчик у него чёрна бархата» (Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)

«У оратая сапожки зелен сафьян, Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту - пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. 3 У оратая шапка пуховая, А кафтанчик у него чёрна бархата» (Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)

Примерный план описания внешности человека : 1.Почему я решил описать именно этого человека? 2. Как долго уже знакомы и первое впечатление о нём. 3.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос,черты лица. 4.Описание одежды, причёски.  5.Описание человека в движении: мимика, жесты, походка. 6.Отметить самое яркое, особенное, индивидуальное («изюминку»).

Примерный план описания внешности человека :

1.Почему я решил описать именно этого человека?

2. Как долго уже знакомы и первое впечатление о нём.

3.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос,черты лица. 4.Описание одежды, причёски.

5.Описание человека в движении: мимика, жесты, походка.

6.Отметить самое яркое, особенное, индивидуальное («изюминку»).

Знакомство с портретной лексикой Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные… Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные… Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский… Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый… Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…

Знакомство с портретной лексикой

  • Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
  • Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…
  • Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…
  • Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
  • Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…
 Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…\  Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…  Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…  Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…

Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…\

Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…

Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…

Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…

Словарная работа     Каково лексическое значение слова  мимика?  Каким способом образовано имя прилагательное с этим же корнем? Мимика – это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, чувства, настроение, эмоции и другие душевные качества.

Словарная работа

  Каково лексическое значение слова  мимика?  Каким способом образовано имя прилагательное с этим же корнем?

Мимика – это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, чувства, настроение, эмоции и другие душевные качества.

Жесты  – это телодвижения, чаще всего рукой, руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего. Поза – положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Жесты – это телодвижения, чаще всего рукой, руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего.

Поза – положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Эмоциональная разгрузка. На каких людей вам приятнее смотреть: на хмурых, злых или улыбающихся?   Л. Н. Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет». Давайте посмотрим, как прекрасны улыбающиеся люди, и улыбнёмся вместе с ними.

Эмоциональная разгрузка.

На каких людей вам приятнее смотреть: на хмурых, злых или улыбающихся?

Л. Н. Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет». Давайте посмотрим, как прекрасны улыбающиеся люди, и улыбнёмся вместе с ними.

. Культурологическое «погружение» «Улыбка Джоконды».

. Культурологическое «погружение»

«Улыбка Джоконды».

До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда» или «Мона Лиза», написанной в первой трети 16 века.. Есть в мире искусства знаковые шедевры, которые притягивают к себе, волнуют людей разных эпох и поколений. Их нельзя приобрести одному человеку, у них нет цены, они бесценны.  На картине слегка обернувшись влево, изображена дама в темном платье, сидящая в кресле. У неё высокий чистый лоб, прямой нос, тонкие губы. Миндалевидные карие глаза женщины смотрят прямо на зрителя. Ее слегка вьющиеся каштановые волосы и в то же время падающие на плечи, разделяет ровный и гладкий пробор, на них накинута вуаль, взор женщины обращен к зрителю, а руки сложены вместе одна на другую. Темное платье с желтыми рукавами имеет вырез на белой и красивой груди. На губах застыла загадочная полуулыбка. Вот уже около 5 веков учёные и искусствоведы спорят, пытаясь разгадать смысл этой улыбки.

До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда» или «Мона Лиза», написанной в первой трети 16 века.. Есть в мире искусства знаковые шедевры, которые притягивают к себе, волнуют людей разных эпох и поколений. Их нельзя приобрести одному человеку, у них нет цены, они бесценны.

На картине слегка обернувшись влево, изображена дама в темном платье, сидящая в кресле. У неё высокий чистый лоб, прямой нос, тонкие губы. Миндалевидные карие глаза женщины смотрят прямо на зрителя. Ее слегка вьющиеся каштановые волосы и в то же время падающие на плечи, разделяет ровный и гладкий пробор, на них накинута вуаль, взор женщины обращен к зрителю, а руки сложены вместе одна на другую. Темное платье с желтыми рукавами имеет вырез на белой и красивой груди. На губах застыла загадочная полуулыбка. Вот уже около 5 веков учёные и искусствоведы спорят, пытаясь разгадать смысл этой улыбки.

Примеры описания внешности .

В моём доме живёт очень интересный мальчик. Его зовут Андрюшка. У него не только уникальный характер, но и внешний вид. Для 12 лет у него небольшой рост, но при этом плотное телосложение. Интересная особенность — при таком строении он обладает кошачий гибкостью. Всегда очень тихо и плавно передвигается, очень юркий. Сложно назвать Андрея полным, поскольку он очень подвижный и любит различные спортивные игры. Поэтому фигура у него скорее крупная из-за физических нагрузок. Цвет кожи у него оливкового оттенка. Создаётся впечатление, будто он только что приехал с отдыха, где проводил очень много времени на солнечном пляже. У Андрея круглое лицо с высоким открытым лбом. Он не любит, когда его каштановые волосы сильно отрастают, поскольку они начинают кудрявиться. Он предпочитает их состригать и всегда ходит с «ёжиком» на голове. Брови у Андрея кустистые и практически прямые, имеют тёмный окрас. У него зелёные глаза. Но когда он обижен или зол, мне кажется, что они загораются ярко-зелёными. Я замечал, что у него очень длинные и пушистые ресницы. Андрей носит скобки, чтобы исправить неровные зубы. Врачи говорят, что через пару лет у него будет идеальная улыбка. Мой сосед и товарищ — очень сильный мальчик. У него на руках можно заметить мозоли, поскольку он часто любит проводить время с отцом в гараже, помогая ему. Они постоянно мастерят различные интересные предметы. Недавно они занимались постройкой скворечника, а после мы всем двором вешали его. Андрюха — добрый человек. Недавно мы увидели, как котёнок залез высоко на дерево и боялся слезть обратно. Андрей без промедления подбежал к дереву и вскарабкался на него, чтобы спасти кота. Что касается одежды, то одевается мой друг неопрятно. На улице он часто бегает в помятых брюках или старой порванной рубашке, которую он очень любит. Максим часто носит кепку. Но в школе он носит исключительно тёмные джинсы и белоснежную красивую рубашку. Я очень рад, что знаком с таким добрым и отзывчивым человеком, который всегда придёт на помощь .

«Бурсаки вдруг преобразились; на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Бурсаки вдруг преобразились; на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Советы для успешной работы над сочинением   1. Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека? 2. Почувствуй индивидуальность неповторимость человека («изюминку»).  3. Продумайте последовательность изложения материала.  4. Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы иногда рассказываете о том, как вы познакомились и подружились). 5. Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,- гласит народная мудрость.

Советы для успешной работы над сочинением

1. Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

2. Почувствуй индивидуальность неповторимость человека («изюминку»).

3. Продумайте последовательность изложения материала.

4. Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы иногда рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).

5. Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,- гласит народная мудрость.

Домашнее задание: рассмотрите внимательно своих домашних и создайте словесный портрет своего родственника, пользуясь портретной лексикой и планом к сочинению. Помните, что у сочинения есть вступление, основная часть и заключение.

Домашнее задание: рассмотрите внимательно своих домашних и создайте словесный портрет своего родственника, пользуясь портретной лексикой и планом к сочинению. Помните, что у сочинения есть вступление, основная часть и заключение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!