СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к составлению сочинения-рассуждения в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

камся 9 класса на ОГЭк справиться с написанием сочинения-рассуждения учащи

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к составлению сочинения-рассуждения в 9 классе»

Из опыта работы учительницы русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 пос. Мамедкала» Мусаевой А. М. Работа над сочинением-рассуждением по данному тексту 9 класс

Из опыта работы учительницы русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 пос. Мамедкала» Мусаевой А. М.

Работа над сочинением-рассуждением по данному тексту

9 класс

Чтение условия Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения – не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком.

Чтение условия

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения – не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком.

Структура сочинения 1. Вступление. Даем определение слову и комментарий к нему. 2. Основная часть. А) аргумент из прочитанного текста, подтверждающий суждения. Б) аргумент из жизненного опыта. 3. Заключение. Вывод. Помните, в сочинении должно быть 4 абзаца.

Структура сочинения

1. Вступление. Даем определение слову и комментарий к нему.

2. Основная часть.

А) аргумент из прочитанного текста, подтверждающий суждения.

Б) аргумент из жизненного опыта.

3. Заключение. Вывод.

Помните, в сочинении должно быть 4 абзаца.

Вступление. Тезис. Есть разные способы толкования лексического значения: 1. Понятийный . Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости, общности интересов. 2. Синонимический . Героизм – это мужество, стойкость, способность совершить подвиг. 3 . Описательный . Добро – все положительное, хорошее, направленное на благо.

Вступление. Тезис.

  • Есть разные способы толкования лексического значения:
  • 1. Понятийный . Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости, общности интересов.
  • 2. Синонимический . Героизм – это мужество, стойкость, способность совершить подвиг.
  • 3 . Описательный . Добро – все положительное, хорошее, направленное на благо.
Комбинированный способ  Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, они основаны прежде всего на взаимопонимании и искренности.  Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки:  Дружба – это когда

Комбинированный способ

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, они основаны прежде всего на взаимопонимании и искренности.

Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки:

Дружба – это когда

Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение. Смысл заключается в том, чтобы показать важность, актуальность этического понятия. Например: Настоящий друг никогда не бросит в трудную минуту, постарается понять тебя…

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение. Смысл заключается в том, чтобы показать важность, актуальность этического понятия.

Например:

Настоящий друг никогда не бросит в трудную минуту, постарается понять тебя…

Критерий оценивания Экзаменуемый дал определение и прокомментировал его – 2 балла. Экзаменуемый дал определение, но не прокомментировал его – 1 балл. Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова отсутствует – о баллов

Критерий оценивания

Экзаменуемый дал определение и прокомментировал его – 2 балла.

Экзаменуемый дал определение, но не прокомментировал его – 1 балл.

Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова отсутствует – о баллов

Основная часть 2 аргумента 1. из данного текста 2. из жизненного опыта (из прочитанной литературы, из жизни знаменитых людей, факты…) Примеры должны соответствовать данному понятию.

Основная часть

  • 2 аргумента
  • 1. из данного текста
  • 2. из жизненного опыта (из прочитанной литературы, из жизни знаменитых людей, факты…)
  • Примеры должны соответствовать данному понятию.
Аргументы Речевые клише: Справедливость своих слов могу доказать примером из текста… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Это определение можно доказать примером В подтверждение приведу пример из жизненного опыта

Аргументы

Речевые клише:

  • Справедливость своих слов могу доказать примером из текста…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту
  • Это определение можно доказать примером
  • В подтверждение приведу пример из жизненного опыта
Аргумент 2 К жизненным примерам можно отнести: 1. просмотренные кинофильмы, мульфильмы, 2. обычаи, традиции народа, 3. географические названия, 3. исторические события, факты, 4. примеры из Красной книги, 5. биографии известных личностей. Если используется читательский опыт, то примеры из художественных произведений должны передаваться без искажений, кратко и соответственно той позиции, которую доказываете.

Аргумент 2

К жизненным примерам можно отнести:

1. просмотренные кинофильмы, мульфильмы,

2. обычаи, традиции народа,

3. географические названия,

3. исторические события, факты,

4. примеры из Красной книги,

5. биографии известных личностей.

Если используется читательский опыт, то примеры из художественных произведений должны передаваться без искажений, кратко и соответственно той позиции, которую доказываете.

Критерий оценивания Приведены 2 аргумента – 3 балла Приведен один аргумент из прочитанного текста – 2 балла Приведен один аргумент из жизненного опыта – один балл Не приведен ни один аргумент – 0 баллов

Критерий оценивания

  • Приведены 2 аргумента – 3 балла
  • Приведен один аргумент из прочитанного текста – 2 балла
  • Приведен один аргумент из жизненного опыта – один балл
  • Не приведен ни один аргумент – 0 баллов
Заключение. Вывод. Заключение не должно превышать по объему основную часть. Задача заключения – подвести итог. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением. Начать можно вводными словами: Таким образом, следовательно, значит. Речевые клише: мы пришли к выводу, подводя итог…

Заключение. Вывод.

  • Заключение не должно превышать по объему основную часть.
  • Задача заключения – подвести итог.
  • Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением.
  • Начать можно вводными словами:
  • Таким образом, следовательно, значит.
  • Речевые клише: мы пришли к выводу, подводя итог…
Критерий оценивания Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:  - логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена; нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибки или имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1 балл В работе просматривается коммуникативный звмысел, но допущено более 1 логической ошибки или имеется 2 случая нарушения членения текста – 0 баллов.

Критерий оценивания

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена; нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибки или имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1 балл

В работе просматривается коммуникативный звмысел, но допущено более 1 логической ошибки или имеется 2 случая нарушения членения текста – 0 баллов.

Основные критерии К1 Толкование слова – 2 балла К2 Наличие примеров-аргументов – 3 балла К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 2 балла К4 Композиционная стройность ( нет ошибок в построении текста) – 2 балла Максимум – 9 баллов

Основные критерии

К1 Толкование слова – 2 балла

К2 Наличие примеров-аргументов – 3 балла

К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 2 балла

К4 Композиционная стройность ( нет ошибок в построении текста) – 2 балла

Максимум – 9 баллов

Грамотность Важно уметь писать не только не допуская ошибок, но и используя средства выразительности. Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, использованием различных стилистических фигур. Ошибки: Бедность словаря, однообразие, неуместное использование средств выразительности, однообразие грамматического строя речи.

Грамотность

Важно уметь писать не только не допуская ошибок, но и используя средства выразительности. Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, использованием различных стилистических фигур.

Ошибки:

Бедность словаря, однообразие, неуместное использование средств выразительности, однообразие грамматического строя речи.

Критерии оценивания ГК 1 Соблюдение орфографических норм – 2 балла ГК2 Соблюдение пунктуационных норм – 2 балла ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 2 ошибок) – 2 балла ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2 балла ФК1 Фактическая точность (нет ошибок в изложении материала) – 2 балла

Критерии оценивания

  • ГК 1 Соблюдение орфографических норм – 2 балла
  • ГК2 Соблюдение пунктуационных норм – 2 балла
  • ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 2 ошибок) – 2 балла
  • ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2 балла
  • ФК1 Фактическая точность (нет ошибок в изложении материала) – 2 балла
Почерк Задания 1 и 9 проверяют эксперты, поэтому старайтесь писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво , чтобы без труда можно было понять, что написано.

Почерк

  • Задания 1 и 9 проверяют эксперты, поэтому старайтесь писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво , чтобы без труда можно было понять, что написано.
Список понятий ФИПИ Что такое настоящее искусство? Драгоценные книги Дружба Внутренний мир человека Любовь Неуверенность в себе Жизненные ценности, нравственные ценности Доброта Сила духа Счастье Нравственный выбор Взаимовыручка

Список понятий ФИПИ

  • Что такое настоящее искусство?
  • Драгоценные книги
  • Дружба
  • Внутренний мир человека
  • Любовь
  • Неуверенность в себе
  • Жизненные ценности, нравственные ценности
  • Доброта
  • Сила духа
  • Счастье
  • Нравственный выбор
  • Взаимовыручка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!