СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подробнее о системах счисления.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробнее о системах счисления.

Просмотр содержимого документа
«Подробнее о системах счисления.»

Урок на тему:

Подробнее о системах счисления.

Класс: 9А;

Дата проведения: 17.01.2012;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: перевод целого (дробного) десятичного числа в систему с основанием n.

Задачи:

дидактическая: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения развернутой формы, обучение применению ее при решении задач;

развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Методы работы:

  • словесный

  • объяснительно – иллюстративный;

  • упражнения.

Оборудование: компьютеры, проектор, мел, доска.

Продолжительность: 45 мин (1 урока)


План урока

1 этап урока – актуализация опорных знаний.

2 этап урока – изложение нового материала (Учебно - методический комплекс)

3 этап урока – практическая работа.

4 этап урока – подведение итога урока и домашнее задание.

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, т.е. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению предмета.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании любой учебной дисциплины.

Применение ИКТ в процессе обучения способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:


• восполнить дефицит источников учебного материала;

• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;

• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые и т.п.

Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся.



Главными целями ЭОР урока (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие, формирование широкого круга представлений, знаний и умений. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах:

  • целенаправленности; 

  • научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности учащихся;

  • наглядности; прочности;

  • доступности; учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника;

  • коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.


Основные инновационные  качества ЭОР:


1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;

  • практические занятия;

  • аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

Ход урока:


1 этап урока – актуализация опорных знаний.


- Здравствуйте! Садитесь!

- Сегодняшняя тема «Подробнее о системах счисления».


- Для того чтоб разобраться в вопросах о том, как компьютер производит математические вычисления, нам необходимо вернуться к разговору о системах счисления, который был начат в §6.

-Мы с вами рассмотрим на прокторе «Учебно - методический комплекс» раздел «Основные понятия».


Система счисления – это способ записи чисел и соответствующие ему правила действий над числами.


Совокупность всех символов, при помощи которых можно записать любое число в заданной системе счисления называется алфавитом системы счисления.


Символы алфавита системы счисления называются цифрами системы счисления.


Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа.


Последовательность чисел, каждое из которых задает «вес» соответствующего разряда, называется базисом позиционной системы счисления.


Основное достоинство практически любой позиционной системы счисления — возможность записи произвольного числа при помощи ограниченного количества символов.


Позиционную систему счисления называют традиционной, если ее базис образуют члены геометрической прогрессии, знаменатель которой Р — натуральное число, большее единицы, а значения цифр есть целые неотрицательные числа.


Знаменатель Р геометрической прогрессии, члены которой образуют базис традиционной системы счисления, называется основанием этой системы счисления. Традиционные системы счисления с основанием Р иначе называют Р-ичными.



Система счисления - это совокупность правил для обозначения и наименования чисел. Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами.



2 этап урока – изложение нового материала.

- Система счисления делятся на:

  • непозиционные системы счисления;

  • позиционные системы счисления.


- Рассмотрим непозиционные системы счисления (проектор, раздел «Непозиционные системы счисления»).


Непозиционные системы счисления

Непозиционные системы счисления – это система счисления, в которой количественный экривалент каждого символа не зависит от его положения (место, позиции) в записи числа.


В непозиционной системе счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, не зависит от позиции цифры в числе.


Вам известна непозиционная система счисления – римская, которой мы чаще всего пользуемся для нумерации (века, глав книги и пр.)


- К непозиционным системам счисления относятся системы счисления древних народов.


Рассмотрим некоторые их них (проектор, раздел «Непозиционные системы счисления»):

- Древний Вавилон

- Древний Египет

- Древний Рим

- Древняя Русь.


Непозиционные системы счисления

В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает.

Пример: римская система, используются латинские буквы.

I

V

X

L

C

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа - большая, то их значения вычитаются.

Пример:

CCXXXII=232
VI=6
IV=4
MCMXCVIII=1000+(-100+1000)+(-10+100)+5+1+1+1=1998

Позиционные системы счисления

В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции.

Количество используемых цифр называется основанием  позиционной системы счисления.

Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Основание ее равно 10, т.е. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Пример:

3

3

3

сотни

десятки

единицы

Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием p нужно иметь алфавит из р цифр. Обычно для этого при рр первых арабских цифр, при р10 к десяти арабским цифрам добавляют латинские буквы.



- С вами рассмотрим (проектор, раздел «Позиционные системы счисления»)

Позиционные системы счисления

  • Десятичная система счисления

  • Двоичная система счисления

  • Восьмеричная система счисления

  • Шестнадцатеричная система счисления

  • Развернутая форма записи числа (демонстрация)



Примеры алфавитов нескольких систем

основание

название

алфавит

р=2

двоичная

0 1 

р=3

троичная

0 1 2

р=8

восьмеричная

0 1 2 3 4 5 6 7

р=16

шестнадцатеричная

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F


Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно записывается как нижний индекс этого числа.
В системе счисления с основанием р (р-ичная система счисления) единицами разрядов служат последовательные степени числа р. Р единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Для записи числа в р-ичной системе счисления требуется р различных знаков (цифр), изображающих числа 0, 1, ..., р-1. Запись числа р в р-ичной системе счисления имеет вид 10.

Развернутой формой записи числа называется запись в виде Ар=±(аn-1pn-1n-2pn-2+...+а0p0-1p-1-2p-2+...+а-mp-m), где
Ар - само число,
р - основание системы счисления,
аi - цифра данной системы счисления,
n - число разрядов целой части числа, 
m - число разрядов дробной части числа.

Пример:

1123=1410

15FC16=562810

1011012=4510

101,112=5,7510



В позиционных системах счислениях величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции.

Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления.


-Обсудим подробнее вопрос о представлении чисел в позиционных системах счисления, о правилах перевода чисел из одной системы в другую. Вспомним еще раз о том, что любое десятичное число можно представить в виде суммы произведений значимых цифр числа на степени десятки. Такое представленное называется развернутой формой записи числа. Посмотрите на следующее равенства:

2638=2*1000+6*100+3*10+8=2*103+6*102+3*101+8*100,


345,175=3*100+1*10+5+1*0,1+7*0,01+8*0,001=

=3*102+4*101+5*100+1*10-1+7*10-2+8*10-3.

-Эти примеры показывают, что в развернутой форме показатель степени десятки зависит от позиции соответствующей цифры в записи числа. Позиция цифры в записи числа называется разрядом числа. Цифра в разряде единиц умножается на 10° = 1; цифра в разряде десятков умножается на 101; цифра в разряде сотен — на 102 и т. д. Дробные разря­ды умножаются на отрицательные степени десяти: 10"1, 10~~2 , 10~3 и т. д. Степень десятки равна номеру соответ­ствующего разряда в числе (разряды дробной части нумеруются отрицательными числами).

Мы настолько привыкли к десятичному счету, что число в любой другой системе ничего нам не говорит о соответствующем ему количестве. Например, что за величина 1123? Чтобы понять «много это или мало», нужно перевести его в десятичную систему. Сделать это довольно просто.

Число 1123 содержит в себе 2 единицы, 1 тройку и 1 девятку. Как и в десятичной системе, число можно представить в виде суммы произведений составляющих его цифр на соответствующие степени основания системы (в нашем примере — тройки).

1123 = 1*32 + 1*З1 + 2*30 = 9 + 3 + 2 = 1410.

Следовательно, 1123 = 1410.

Переведем двоичное число 1011012 в десятичную систему счисления. Принцип тот же. Теперь в развернутой форме числа надо использовать степени двойки:

1011012 = 1*25 + 0*24 + 1*23 + 1*22 + 0*21 + 1*20 = = 32 + 8 + 4 + 1 = 4510.

И еще один пример — с шестнадцатеричным числом:

15FC16 = 1*163 + 5*162 + 15*161 + 12 =

= 4096 + 1280 + 240 + 12 = 562810. Аналогично переводятся дробные числа. Например: 101,112 = 1х22 + 0х2х + 1x2° + 1x2"! + 1х2"2 = = 4 + 1 + 1/2 + 1/4 = 5 + 0,5 + 0,25 = 5,75ю.

А как произвести обратный перевод из десятичной системы в недесятичную ( )? Для этого нужно суметь разложить десятичное число на слагаемые, содержащие степени п. Например:

1510 = 8 + 4 + 2 + 1 = 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1 = 11112.

Эта задача уже посложнее, чем перевод в десятичную систему. Попробуйте, например, таким образом перевести в двоичную систему число 157. Конечно, можно, но трудно!

Однако существует формальная процедура, позволяющая легко выполнить такой перевод. Она состоит в том, что данное десятичное число делится с остатком на основание системы. Полученный остаток — это младший разряд искомого числа, а полученное частное снова делится с остатком, который равен второй справа цифре и т. д. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Это частное — старшая цифра искомого числа.

Продемонстрируем этот метод на примере перевода числа 3710 в десятичную систему. Здесь для обозначения цифр в записи числа используются символика: а5а4а3а2а1а0.


Вот еще два примера перевода десятичного числа 315 в восьмеричную и в шестнадцатеричную системы:



Отсюда следует: 31510 = 4738 = 13В16. Напомним, что 1110 = B16.

Теперь рассмотрим перевод правильной десятичной дроби в другую систему счисления. Здесь работает следующее правило: перевод дробного десятичного числа в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание новой системы с выделением цифр целой части произведений в качестве искомых.

Для примера покажем перевод десятичной дроби 0,1875 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.


Здесь вертикальная черта отделяет целые части чисел от дробных частей. Подчеркиванием отмечены искомые знача­щие цифры дробного числа.

Отсюда: 0,187510= 0,00112 = 0,148 = 0,316.

Умножение повторяется до тех пор, пока в дробной части очередного произведения не получится ноль или не будет обнаружен период повторяющихся цифр.

При переводе дробного числа часто возникает ситуация, когда конечная дробь в десятичной системе переходит в бесконечную дробь (иррациональное число) в другой системе счисления. В таком случае, перед тем как производить перевод, нужно договориться о достаточной точности, т. е. о количестве знаков, которое сохраняется в дробной части числа.

Если число смешанное, т. е. имеется ненулевая целая и дробная части, то отдельно переводится его целая часть пу­тем последовательного деления, отдельно — дробная путем умножения и затем оба результата записываются вместе через запятую. Из рассмотренных примеров следует:

315,187510 = 473,148 = 13B,316.



- Что мы с вами узнали?

Ответьте на вопрос:

  1. На что делится Система счисления?

  2. К непозиционным системам счисления относятся, какие системы счисления древних народов?

  3. Какие позиционные системы счисления мы с вами сегодня узнали?


- Молодцы!!!


- Сейчас проведем проверочную работу.



Опорная схема ключевых понятий


Разнобразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на непозиционные и позиционные.


Непозиционные системы счисления.

В непозиционных системах любое число определяется как некоторая функция от численных значений совокупности цифр, представляющих это число. Цифры в непозиционных системах счисления соответствуют некоторым фиксированным числам. Пример непозиционной системы – рассмотренная ранее римская система счисления. Дpевние египтяне пpименяли систему счисления, состоящую из набоpа символов, изобpажавших pаспpостpаненные пpедметы быта. Совокупность этих символов обозначала число. Расположение их в числе не имело значения, отсюда и появилось название.


Позиционные системы счисления.

Определение 1. Система счисления или нумерация — это способ записи (обозначения) чисел.


Определение 2. Символы, при помощи которых записываются целые неотрицательные числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления. Количество цифр алфавита называется его размерностью.


Определение 3. Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа.

В привычной нам десятичной системе значение числа образуется следующим образом: значения цифр умножаются на «веса» соответствующих разрядов и все полученные значения складываются. Например, . Такой способ образования значения числа называется аддитивно-мультипликативным.


Определение 4. Последовательность чисел, каждое из которых задает «вес» соответствующего разряда, называется базисом позиционной системы счисления.

Основное достоинство практически любой позиционной системы счисления — возможность записи произвольного числа при помощи ограниченного количества символов.


Определение 5. Позиционную систему счисления называют традиционной, если ее базис образуют члены геометрической прогрессии, знаменатель которой Р — натуральное число, большее единицы, а значения цифр есть целые неотрицательные числа.

Так, базисы десятичной, двоичной и восьмеричной систем счисления образуют геометрические прогрессии со знаменателями 10, 2 и 8 соответственно. В общем виде базис традиционной системы счисления можно записать так:

.


Определение 6. Знаменатель Р геометрической прогрессии, члены которой образуют базис традиционной системы счисления, называется основанием этой системы счисления. Традиционные системы счисления с основанием Р иначе называют Р-ичными.

В Р-ичных системах размерность алфавита равна основанию системы счисления.

Так, алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Алфавитом произвольной системы счисления с основанием Р служат числа 0, 1, ... , Р-1, каждое из которых должно быть записано с помощью одного уникального символа, младшей цифрой всегда является 0.

В класс позиционных систем счисления входят также системы, в которых либо базис не является геометрической прогрессией, а цифры есть целые неотрицательные числа, либо базис является геометрической прогрессией, но цифры не являются целыми неотрицательными числами.

К первым можно отнести факториальную и фибоначчиеву системы счисления, ко вторым — уравновешенные системы счисления. Такие системы будем называть нетрадиционными. Алфавитом фибоначчиевой системы являются цифры 0 и 1, а ее базисом — последовательность чисел Фибоначчи 1,2,3,5,8,13,21,34,55,89 ...

Базисом факториальной системы счисления является последовательность . В отношении алфавита этой системы можно сделать замечание: количество цифр, используемых в разряде, увеличивается с ростом номера разряда.

В общем случае, если система счисления устроена таким образом, что основание как таковое в ней отсутствует, а базис представляет собой возрастающую последовательность натуральных чисел , то количество Nk цифр, используемых в kразряде, определяется так:

(1.1)

(1.1)

Знак « » означает «делится нацело».


Определение 7. В Р-ичной системе счисления любое неотрицательное вещественное число можно записать в виде:

, (1.2)

где Р 1 — основание позиционной системы счисления, . — цифры числа а в Р-ичной системе счисления.

Отрицательные числа в Р-ичных системах счисления представляются с помощью знака «минус» перед выражением вида (1.2) для модуля отрицательного числа. Далее мы будем рассматривать только положительные числа и их представление в Р-ичных системах счисления.


Определение 8. Системы счисления, в которых каждый коэффициент разложения числа по степеням Q (цифра Q-ичной системы счисления) записывается в Р-ичной системе счисления, называются смешанными. Иначе такие системы называют P-Q-ичными.


Определение 9. Система счисления с основанием Р = 3 и цифрами 1, 0, 1, где 1 означает «минус единица», называется уравновешенной троичной или симметричной троичной системой счисления.


Система счисления


где q – основание системы счисления (количество используемых цифр)

Aq – число в системе счисления с основанием q

a – цифры многоразрядного числа Aq

n(m) – количество целых (дробных) разрядов числа Aq



3 этап урока – практическая работа.


Практическая работа


Вариант 1.


1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную,

восьмеричную и шестнадцатеричную:

  1. 860;

  2. 785;

  3. 149,375;

  4. 953,25.


2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:

  1. 10010102;

  2. 11001112;

  3. 110101101,000112;

  4. 111111100,00012;

  5. 775,118;

  6. 294,31616.








Практическая работа


Вариант 2.


1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:

  1. 250;

  2. 757;

  3. 711,25;

  4. 914,625.


2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:

  1. 11110002;

  2. 11110000002;

  3. 111101100,011012;

  4. 100111100,11012;

  5. 1233,58;

  6. 2ВЗ,А416.




Практическая работа


Вариант 3.


1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную,

восьмеричную и шестнадцатеричную:

  1. 759;

  2. 265;

  3. 79,4375;

  4. 360,25.


2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:

  1. 10011012;

  2. 100010002;

  3. 100111001,012;

  4. 1111010000,0012;

  5. 1461,158;

  6. 9D,А16.









Практическая работа


Вариант 4.


1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную,

восьмеричную и шестнадцатеричную:

  1. 216;

  2. 336;

  3. 741,125;

  4. 712,375.


2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:

  1. 11000001102;

  2. 11000102;

  3. 1011010,0012;

  4. 1010100010,0012;

  5. 1537,228;

  6. 2D9,816.




4 этап урока –задание на дом.

-Молодцы!!!

- Выставления оценок.


- Домашняя работа прочитать §45 на стр.222 и ответить на вопросы и выполнить задания на стр.225 №1-4.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!