Урок на тему:
Подробнее о системах счисления.
Класс: 9А;
Дата проведения: 17.01.2012;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: перевод целого (дробного) десятичного числа в систему с основанием n.
Задачи:
дидактическая: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения развернутой формы, обучение применению ее при решении задач;
развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.
Методы работы:
Оборудование: компьютеры, проектор, мел, доска.
Продолжительность: 45 мин (1 урока)
План урока
1 этап урока – актуализация опорных знаний.
2 этап урока – изложение нового материала (Учебно - методический комплекс)
3 этап урока – практическая работа.
4 этап урока – подведение итога урока и домашнее задание.
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, т.е. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению предмета.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании любой учебной дисциплины.
Применение ИКТ в процессе обучения способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые и т.п.
Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся.
Главными целями ЭОР урока (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие, формирование широкого круга представлений, знаний и умений. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах:
целенаправленности;
научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности учащихся;
наглядности; прочности;
доступности; учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника;
коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.
Основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Ход урока:
1 этап урока – актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте! Садитесь!
- Сегодняшняя тема «Подробнее о системах счисления».
- Для того чтоб разобраться в вопросах о том, как компьютер производит математические вычисления, нам необходимо вернуться к разговору о системах счисления, который был начат в §6.
-Мы с вами рассмотрим на прокторе «Учебно - методический комплекс» раздел «Основные понятия».
Система счисления – это способ записи чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
Совокупность всех символов, при помощи которых можно записать любое число в заданной системе счисления называется алфавитом системы счисления.
Символы алфавита системы счисления называются цифрами системы счисления.
Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа.
Последовательность чисел, каждое из которых задает «вес» соответствующего разряда, называется базисом позиционной системы счисления.
Основное достоинство практически любой позиционной системы счисления — возможность записи произвольного числа при помощи ограниченного количества символов.
Позиционную систему счисления называют традиционной, если ее базис образуют члены геометрической прогрессии, знаменатель которой Р — натуральное число, большее единицы, а значения цифр есть целые неотрицательные числа.
Знаменатель Р геометрической прогрессии, члены которой образуют базис традиционной системы счисления, называется основанием этой системы счисления. Традиционные системы счисления с основанием Р иначе называют Р-ичными.
Система счисления - это совокупность правил для обозначения и наименования чисел. Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные. Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами. |
2 этап урока – изложение нового материала.
- Система счисления делятся на:
непозиционные системы счисления;
позиционные системы счисления.
- Рассмотрим непозиционные системы счисления (проектор, раздел «Непозиционные системы счисления»).
Непозиционные системы счисления
Непозиционные системы счисления – это система счисления, в которой количественный экривалент каждого символа не зависит от его положения (место, позиции) в записи числа.
В непозиционной системе счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, не зависит от позиции цифры в числе.
Вам известна непозиционная система счисления – римская, которой мы чаще всего пользуемся для нумерации (века, глав книги и пр.)
- К непозиционным системам счисления относятся системы счисления древних народов.
Рассмотрим некоторые их них (проектор, раздел «Непозиционные системы счисления»):
- Древний Вавилон
- Древний Египет
- Древний Рим
- Древняя Русь.
Непозиционные системы счисления В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает. Пример: римская система, используются латинские буквы. I | V | X | L | C | D | M | 1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 | В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа - большая, то их значения вычитаются. Пример: CCXXXII=232 VI=6 IV=4 MCMXCVIII=1000+(-100+1000)+(-10+100)+5+1+1+1=1998 | Позиционные системы счисления В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления. Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Основание ее равно 10, т.е. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Пример: 3 | 3 | 3 | сотни | десятки | единицы | Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием p нужно иметь алфавит из р цифр. Обычно для этого при рр первых арабских цифр, при р10 к десяти арабским цифрам добавляют латинские буквы. |
- С вами рассмотрим (проектор, раздел «Позиционные системы счисления»)
Позиционные системы счисления
Десятичная система счисления
Двоичная система счисления
Восьмеричная система счисления
Шестнадцатеричная система счисления
Развернутая форма записи числа (демонстрация)
Примеры алфавитов нескольких систем
основание | название | алфавит |
р=2 | двоичная | 0 1 |
р=3 | троичная | 0 1 2 |
р=8 | восьмеричная | 0 1 2 3 4 5 6 7 |
р=16 | шестнадцатеричная | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F |
Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно записывается как нижний индекс этого числа. В системе счисления с основанием р (р-ичная система счисления) единицами разрядов служат последовательные степени числа р. Р единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Для записи числа в р-ичной системе счисления требуется р различных знаков (цифр), изображающих числа 0, 1, ..., р-1. Запись числа р в р-ичной системе счисления имеет вид 10. Развернутой формой записи числа называется запись в виде Ар=±(аn-1pn-1+аn-2pn-2+...+а0p0+а-1p-1+а-2p-2+...+а-mp-m), где Ар - само число, р - основание системы счисления, аi - цифра данной системы счисления, n - число разрядов целой части числа, m - число разрядов дробной части числа. Пример: 1123=1410 | 15FC16=562810 | 1011012=4510 | 101,112=5,7510 | |
В позиционных системах счислениях величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции.
Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления.
-Обсудим подробнее вопрос о представлении чисел в позиционных системах счисления, о правилах перевода чисел из одной системы в другую. Вспомним еще раз о том, что любое десятичное число можно представить в виде суммы произведений значимых цифр числа на степени десятки. Такое представленное называется развернутой формой записи числа. Посмотрите на следующее равенства:
2638=2*1000+6*100+3*10+8=2*103+6*102+3*101+8*100,
345,175=3*100+1*10+5+1*0,1+7*0,01+8*0,001=
=3*102+4*101+5*100+1*10-1+7*10-2+8*10-3.
-Эти примеры показывают, что в развернутой форме показатель степени десятки зависит от позиции соответствующей цифры в записи числа. Позиция цифры в записи числа называется разрядом числа. Цифра в разряде единиц умножается на 10° = 1; цифра в разряде десятков умножается на 101; цифра в разряде сотен — на 102 и т. д. Дробные разряды умножаются на отрицательные степени десяти: 10"1, 10~~2 , 10~3 и т. д. Степень десятки равна номеру соответствующего разряда в числе (разряды дробной части нумеруются отрицательными числами).
Мы настолько привыкли к десятичному счету, что число в любой другой системе ничего нам не говорит о соответствующем ему количестве. Например, что за величина 1123? Чтобы понять «много это или мало», нужно перевести его в десятичную систему. Сделать это довольно просто.
Число 1123 содержит в себе 2 единицы, 1 тройку и 1 девятку. Как и в десятичной системе, число можно представить в виде суммы произведений составляющих его цифр на соответствующие степени основания системы (в нашем примере — тройки).
1123 = 1*32 + 1*З1 + 2*30 = 9 + 3 + 2 = 1410.
Следовательно, 1123 = 1410.
Переведем двоичное число 1011012 в десятичную систему счисления. Принцип тот же. Теперь в развернутой форме числа надо использовать степени двойки:
1011012 = 1*25 + 0*24 + 1*23 + 1*22 + 0*21 + 1*20 = = 32 + 8 + 4 + 1 = 4510.
И еще один пример — с шестнадцатеричным числом:
15FC16 = 1*163 + 5*162 + 15*161 + 12 =
= 4096 + 1280 + 240 + 12 = 562810. Аналогично переводятся дробные числа. Например: 101,112 = 1х22 + 0х2х + 1x2° + 1x2"! + 1х2"2 = = 4 + 1 + 1/2 + 1/4 = 5 + 0,5 + 0,25 = 5,75ю.
А как произвести обратный перевод из десятичной системы в недесятичную ( )? Для этого нужно суметь разложить десятичное число на слагаемые, содержащие степени п. Например:
1510 = 8 + 4 + 2 + 1 = 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1 = 11112.
Эта задача уже посложнее, чем перевод в десятичную систему. Попробуйте, например, таким образом перевести в двоичную систему число 157. Конечно, можно, но трудно!
Однако существует формальная процедура, позволяющая легко выполнить такой перевод. Она состоит в том, что данное десятичное число делится с остатком на основание системы. Полученный остаток — это младший разряд искомого числа, а полученное частное снова делится с остатком, который равен второй справа цифре и т. д. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Это частное — старшая цифра искомого числа.
Продемонстрируем этот метод на примере перевода числа 3710 в десятичную систему. Здесь для обозначения цифр в записи числа используются символика: а5а4а3а2а1а0.
Вот еще два примера перевода десятичного числа 315 в восьмеричную и в шестнадцатеричную системы:
Отсюда следует: 31510 = 4738 = 13В16. Напомним, что 1110 = B16.
Теперь рассмотрим перевод правильной десятичной дроби в другую систему счисления. Здесь работает следующее правило: перевод дробного десятичного числа в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание новой системы с выделением цифр целой части произведений в качестве искомых.
Для примера покажем перевод десятичной дроби 0,1875 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.
Здесь вертикальная черта отделяет целые части чисел от дробных частей. Подчеркиванием отмечены искомые значащие цифры дробного числа.
Отсюда: 0,187510= 0,00112 = 0,148 = 0,316.
Умножение повторяется до тех пор, пока в дробной части очередного произведения не получится ноль или не будет обнаружен период повторяющихся цифр.
При переводе дробного числа часто возникает ситуация, когда конечная дробь в десятичной системе переходит в бесконечную дробь (иррациональное число) в другой системе счисления. В таком случае, перед тем как производить перевод, нужно договориться о достаточной точности, т. е. о количестве знаков, которое сохраняется в дробной части числа.
Если число смешанное, т. е. имеется ненулевая целая и дробная части, то отдельно переводится его целая часть путем последовательного деления, отдельно — дробная путем умножения и затем оба результата записываются вместе через запятую. Из рассмотренных примеров следует:
315,187510 = 473,148 = 13B,316.
- Что мы с вами узнали?
Ответьте на вопрос:
На что делится Система счисления?
К непозиционным системам счисления относятся, какие системы счисления древних народов?
Какие позиционные системы счисления мы с вами сегодня узнали?
- Молодцы!!!
- Сейчас проведем проверочную работу.
Опорная схема ключевых понятий
Разнобразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на непозиционные и позиционные.
Непозиционные системы счисления.
В непозиционных системах любое число определяется как некоторая функция от численных значений совокупности цифр, представляющих это число. Цифры в непозиционных системах счисления соответствуют некоторым фиксированным числам. Пример непозиционной системы – рассмотренная ранее римская система счисления. Дpевние египтяне пpименяли систему счисления, состоящую из набоpа символов, изобpажавших pаспpостpаненные пpедметы быта. Совокупность этих символов обозначала число. Расположение их в числе не имело значения, отсюда и появилось название.
Позиционные системы счисления.
Определение 1. Система счисления или нумерация — это способ записи (обозначения) чисел.
Определение 2. Символы, при помощи которых записываются целые неотрицательные числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления. Количество цифр алфавита называется его размерностью.
Определение 3. Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа.
В привычной нам десятичной системе значение числа образуется следующим образом: значения цифр умножаются на «веса» соответствующих разрядов и все полученные значения складываются. Например, . Такой способ образования значения числа называется аддитивно-мультипликативным.
Определение 4. Последовательность чисел, каждое из которых задает «вес» соответствующего разряда, называется базисом позиционной системы счисления.
Основное достоинство практически любой позиционной системы счисления — возможность записи произвольного числа при помощи ограниченного количества символов.
Определение 5. Позиционную систему счисления называют традиционной, если ее базис образуют члены геометрической прогрессии, знаменатель которой Р — натуральное число, большее единицы, а значения цифр есть целые неотрицательные числа.
Так, базисы десятичной, двоичной и восьмеричной систем счисления образуют геометрические прогрессии со знаменателями 10, 2 и 8 соответственно. В общем виде базис традиционной системы счисления можно записать так:
.
Определение 6. Знаменатель Р геометрической прогрессии, члены которой образуют базис традиционной системы счисления, называется основанием этой системы счисления. Традиционные системы счисления с основанием Р иначе называют Р-ичными.
В Р-ичных системах размерность алфавита равна основанию системы счисления.
Так, алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Алфавитом произвольной системы счисления с основанием Р служат числа 0, 1, ... , Р-1, каждое из которых должно быть записано с помощью одного уникального символа, младшей цифрой всегда является 0.
В класс позиционных систем счисления входят также системы, в которых либо базис не является геометрической прогрессией, а цифры есть целые неотрицательные числа, либо базис является геометрической прогрессией, но цифры не являются целыми неотрицательными числами.
К первым можно отнести факториальную и фибоначчиеву системы счисления, ко вторым — уравновешенные системы счисления. Такие системы будем называть нетрадиционными. Алфавитом фибоначчиевой системы являются цифры 0 и 1, а ее базисом — последовательность чисел Фибоначчи 1,2,3,5,8,13,21,34,55,89 ...
Базисом факториальной системы счисления является последовательность . В отношении алфавита этой системы можно сделать замечание: количество цифр, используемых в разряде, увеличивается с ростом номера разряда.
В общем случае, если система счисления устроена таким образом, что основание как таковое в ней отсутствует, а базис представляет собой возрастающую последовательность натуральных чисел , то количество Nk цифр, используемых в k-м разряде, определяется так:
(1.1)
(1.1)
Знак « » означает «делится нацело».
Определение 7. В Р-ичной системе счисления любое неотрицательное вещественное число можно записать в виде:
, (1.2)
где Р 1 — основание позиционной системы счисления, . — цифры числа а в Р-ичной системе счисления.
Отрицательные числа в Р-ичных системах счисления представляются с помощью знака «минус» перед выражением вида (1.2) для модуля отрицательного числа. Далее мы будем рассматривать только положительные числа и их представление в Р-ичных системах счисления.
Определение 8. Системы счисления, в которых каждый коэффициент разложения числа по степеням Q (цифра Q-ичной системы счисления) записывается в Р-ичной системе счисления, называются смешанными. Иначе такие системы называют P-Q-ичными.
Определение 9. Система счисления с основанием Р = 3 и цифрами 1, 0, 1, где 1 означает «минус единица», называется уравновешенной троичной или симметричной троичной системой счисления.
Система счисления
где q – основание системы счисления (количество используемых цифр)
Aq – число в системе счисления с основанием q
a – цифры многоразрядного числа Aq
n(m) – количество целых (дробных) разрядов числа Aq
3 этап урока – практическая работа.
Практическая работа
Вариант 1.
1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную:
860;
785;
149,375;
953,25.
2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:
10010102;
11001112;
110101101,000112;
111111100,00012;
775,118;
294,31616.
Практическая работа
Вариант 2.
1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
250;
757;
711,25;
914,625.
2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:
11110002;
11110000002;
111101100,011012;
100111100,11012;
1233,58;
2ВЗ,А416.
Практическая работа
Вариант 3.
1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную:
759;
265;
79,4375;
360,25.
2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:
10011012;
100010002;
100111001,012;
1111010000,0012;
1461,158;
9D,А16.
Практическая работа
Вариант 4.
1. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную:
216;
336;
741,125;
712,375.
2. Перевести данные числа в десятичную систему счисления:
11000001102;
11000102;
1011010,0012;
1010100010,0012;
1537,228;
2D9,816.
4 этап урока –задание на дом.
-Молодцы!!!
- Выставления оценок.
- Домашняя работа прочитать §45 на стр.222 и ответить на вопросы и выполнить задания на стр.225 №1-4.
6