СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к комплекту экзаменационных билетов по обществознанию (включая экономику и право) для проведения промежуточной аттестации учащихся 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект  билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного)  общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089); составлен на основе рабочей программы  по обществознанию (включая экономику и право).

      Рабочая программа составлена  на основе  федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования на базовом уровне  в соответствии с  Программой общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы» под ред.Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой . –М.: Просвещение, 2011.  Программа рассчитана на  72 часа в год (2 часа в неделю).     

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к комплекту экзаменационных билетов по обществознанию (включая экономику и право) для проведения промежуточной аттестации учащихся 10 класса»


Пояснительная записка

к комплекту экзаменационных билетов по обществознанию (включая экономику и право) для проведения промежуточной аттестации учащихся 10 класса

Комплект билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089); составлен на основе рабочей программы по обществознанию (включая экономику и право).

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы» под ред.Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой . –М.: Просвещение, 2011. Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).


Учебно-методический комплект:

- обучение ведется по учебнику «Обществознание. 10класс».Базовый уровень. Автор:Л.Н. Боголюбов. 7-е издание, М.:Просвещение , 2011 г.

- Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. Обществознание 10 класс.-М.: Просвещение,2009

- Котова О. А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых реальных тестов. –М.: ООО «Издательство Астрель, 2010.

- Сазонова Т.Г.Обществознание в таблицах и схемах (Для школьников и абитуриентов). 2-е издание.-С.-П.,2011


Экзамен по обществознанию проводится по выбору учащихся. В 10 классе обучаются 3 чел., сдают экзамен- 2 чел.

Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.


Структура экзаменационных билетов

Число билетов – 22.  Каждый билет включает два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос - практический. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 10 класса в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Предлагаемые билеты содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с фрагментами документов, либо условными ситуациями.

Первые вопросы направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргу­ментировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки учащихся.

Вторые вопросы даны в виде фрагментов документов с заданиями к ним или в форме познавательных задач. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания. А также

представляют условные ситуации, требующие от уче­ника адекватных практических решений и планирования собственных дей­ствий. Такие вопросы направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности пред­метной компетентности, то есть способности решать средствами обще­ствознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседнев­ной жизни и практической деятельности.

В силу этого проверяются следующие знания и умения учеников:

  • Знать основные обществоведческие термины.

  • Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства.

  • Сравнивать изученные объекты.

  • Приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.

  • Давать оценку изученных социальных объектов и процессов.

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор крите­риев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • Исследование реальных связей и зависимостей;

  • Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);


Рекомендации по подготовке к ответу

На подготовку выпускника к ответу отводится примерно 30-40 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Критерии оценивания ответов

Рекомендации к оцениванию ответа на первый вопрос билета

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

• знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в пра­вильном контексте;

• понимание функциональных и причинно-следственных связей меж­ду общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и след­ствием;

• понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привес­ти примеры социальных норм, раскрыть роль различных соци­альных норм в системе регуляции общественных отношений;

• умение раскрывать на примерах теоретические положения, ис­пользуя при этом и собственные примеры;

• умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания зна­ний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определя­ющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сде­лал обоснованный вывод.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допус­кая ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недо­статочно полно или допустил незначительные неточности, не иска­жающие суть понятий, теоретических положений, правовых и мо­ральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие воп­росы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные поло­жения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не рас­крыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.


Рекомендации к оцениванию ответа на второй вопрос билета

Второй вопрос каждого билета направлен на выявление умений приме­нять теоретические знания в познавательной деятельности. В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:

• понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;

• извлекать знания из предложенных текстов;

• различать факты и субъективные мнения;

• формулировать ответы на поставленные вопросы;

• использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;

• обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;

• приводить примеры;

• выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отно­шение к социальным явлениям;

• давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.

Предлагаются фрагменты текстов, к которым сформулирован ряд воп­росов и заданий, или познавательная задача. Для определения отметки применяются следующие примерные критерии.

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, про­явил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний

и умений.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недоста­точно полно. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий

знаний и умений.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные экза­менаторами вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующи­еся для выполнения заданий знания и умения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смыс­ла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные экзаме­наторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и уме­ний.

Или. Учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные экзаменаторами воп­росы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформирован­ность требующихся для выполнения заданий умений.


Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из двух вопросов билета.



Использованная литература:

примерная программа по обществознанию для средней школы

учебное пособие «Обществознание. 10 кл.: базовый уровень// Л.Н.Боголюбов, М.: Просвещение,

2011г.»

КИМы ЕГЭ по обществознанию (под редакцией А.Ю. Лазебниковой, Е.Л.Рутковской; открытого банка заданий сайта ФИПИ)



































КОМПЛЕКТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

по обществознанию (включая экономику и право)

для проведения промежуточной аттестации учащихся 10 класса


Билет № 1

1. Гражданское общество

2. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.

Линии сравнения

Индустриальное общество

Традиционное общество

1 . Определяющие сферы хо­зяйственной жизни



2. Основной элемент со­циальной структуры



3. Главные социальные ин­ституты в духовно-культурной сфере



Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.


Билет №2

1. Правовое государство

2. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противополож­ным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что резуль­тат не всегда совпадает с намеченной целью?


Билет № 3

1. Политическая система, её структура и функции

2. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации лич­ности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказа­тельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обще­стве. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Билет № 4

1. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры

2. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

Билет № 5

1. Понятие истины, её критерии

2. Покажите на конкретных примерах, чем престижность профессий отличается от их социальной востребованности. Укажите факторы, которыми вы лично собираетесь руководствоваться при выборе будущей профессии.


Билет № 6

1. Культура и духовная жизнь

2. На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил пра­вонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.

Билет № 7

1. Социальные институты общества

2. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»


Билет № 8

1. Виды человеческих знаний. Научное познание

2. Немецкий психолог М.Вебер так описывал следующую ситуацию: «Крестьяне со своей продукцией ( чаще всего это ткани) приезжают в город, продают ее за установленную плату скупщику, у которого свой устоявшийся круг клиентов. Последние доставляют товар непосредственно покупателю. Скупщик имеет небольшой, но устойчивый доход, ведет размеренную жизнь семейного человека».

Какому типу общества соответствует данная ситуация? Опираясь на знания, полученные при изучении курса, назовите основные черты этого общества.


Билет № 9

1. Правоотношения

2. Исследователи различают стили лидерства по тому, ориентируется ли лидер в решении задач или у него на первом плане сохранение хороших отношений в группе. Опираясь на знание, полученные при изучении курса и собственный социальный опыт, покажите сильные и слабые стороны каждой из этих моделей лидерства. В каких ситуациях эффективна та или иная модель.


Билет № 10

1. Правонарушения

2. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», - говорил К. Гельве­ции. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость само­познания и развития личности.


Билет № 11

1. Политические партии и движения

2. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?


Билет № 12

1. Источники права. Правовые акты

2. Перечислите любые три психологические причины вхождения инди­вида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте кон­кретным примером.


Билет № 13

1. Демократические выборы. Избирательные системы

2. Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был, вслед за земельным дворянством, самым влиятельным классом старинной Руси».

Связь, каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?

Билет № 14

1. Право в системе социальных норм

2. Немецкий философ Шеллинг писал: «Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована порядком столь же явным и неизменным, как законы природы».

Какой по вашему, порядок имел в виду Шеллинг?

Билет № 15

1. Типология политических режимов.

2. Проанализируйте приведенные ниже факты. Определите возможные положительные и отрицательные последствия использования этого научного достижения.

«В 1997г. мир обошла научная сенсация: английские ученые сумели получить овцу – точную копию генетической матери, обойдя половой процесс и связанную с ним роль случая в наследовании признаков. У родившейся овцы Долли белая морда финско-дорсетской породы (от генетической матери), хотя она была выношена овцой другой породы.


Билет № 16

1. Общество как система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

2. 1400 лет тому назад Маконский церковный собор перевесом лишь в один голос пришел к заключению, что женщины, хотя существа и низшего, все же имеется душа, хотя не столь «качественная», как у мужчины.

Какой гендерный стереотип нашел отражение в этом факте? Приведите примеры гендерных стереотипов, которые существуют в нашем обществе.

Билет № 17

1. Виды социальных норм. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы.

2. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.

Линии сопоставления

Чувственное познание

Рациональное познание

1...

Ощущение Восприятие Представление

Понятие Суждение Умозаключение

2...

Наглядный образ предмета

Понятие о предмете

3...

Степень обобщения невелика

Степень обобщения высокая

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику раз­личных видов познания


Билет № 18

1. Социальный конфликт и пути его разрешения.

2. Обдумайте два высказывания, приведенные ниже:

«Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем».

«В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».

Есть ли среди этих высказываний правильное? Свой ответ обоснуйте.

Билет № 19

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения

2. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?

A) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор).

Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой соб­ственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, при­носящее плоды» (Я. А. Коменский).

B) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. И. Пирогов).

Билет № 20

1. Религия как феномен культуры.

2. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас зало­жено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попусти­тельствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответ­ственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения

Билет № 21

1. Многообразность форм общественного развития. Типология обществ

2. Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца - значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие - мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.








Билет №22

1. Общество как система. Основные сферы жизни общества

2. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными матери­альными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.

Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.

Аргументируйте свой ответ.


Скачать

© 2018 1846 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!