СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к Рабочей программе коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к Рабочей программе коррекционно-развивающих логопедических занятий.»

Ростовская область

г. Белая Калитва


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено» на заседании

ГМО учителей-логопедов

 Протокол № __ от  26. 08. 2016 г.

Руководитель ГМО ________ Гриценко А.В. 


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____________ Е.М. Бондарева

«___»___________ 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 4

Приказ от _______ №_____

­­­­­­­­­­­­­ ___________ М.Г. Стрекалова

средняя общеобразовательная школа №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих логопедических занятий


«Профилактика и исправление нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР, ОНР»

для учащихся 1-4 классов




Учитель-логопед И.В. Чернявская

(ФИО)




Программа разработана на основе

систем коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, Мисаренко Г.Г.

составлена в соответствии

с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом

начального общего образования


2016-17 учебный год


















Пояснительная записка


Программа коррекционно - развивающей логопедической работы направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи с целью предупреждения обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим общеобразовательным предметам.

Рабочая программа «Профилактика и исправление нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР, ОНР» сообразуется с образовательной программой МБОУ СОШ №4, отвечает требованиям ФГОС начального общего образования. Данная программа отражает базовые направления коррекционного обучения учащихся, имеющих различные нарушения  в развитии устной и письменной речи и реализуется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования  Российской Федерации, Министерства образования и науки Ростовской области:

1. Конституция РФ ст.43;

2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20    июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования».

4. Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»

5. Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

6. Методические рекомендации Министерства общего и профессионального образования по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области от 13.05.2015г.;

7. Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.

8. Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №4  


Цели программы:

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;

  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;

  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.


Задачи программы:


  1. КОРРЕКЦИОННО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.

- Дать понятие о слове как единице речи.

- Дать понятие о словах, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов. Учить правильно ставить к ним вопросы, обозначать графически.

- Дать понятие о предложении. Учить составлять схему предложения.

- Уточнить представление о звуках, способе их образования, делении на гласные и согласные.

- Уточнить понимание слогообразующей роли гласных. Формировать умение делить слова на слоги, делать слоговой анализ.

- Формировать понятие о гласных I – II ряда.

- Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, обозначать их мягкость на письме гласными буквами II ряда и буквой Ь.

- Дать понятие о звонких и глухих согласных.

- Учить последовательно передавать содержание текста, опираясь на вопросы и картинки.

- Тренировать в построении связной монологической речи.

- Учить составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

- Формировать умение находить причинно-следственные связи.

- Учить пересказывать текст, рассматривая и описывая отдельные детали предмета, постепенно создавая его целостный образ.

- Учить выбирать из текста и обобщать самые важные сведения, излагая содержание рассказа тезисно.

- Учить выбирать из текста материал по заданию.

- Учить находить главную мысль рассказа.


  1. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ.

- Развивать слуховое внимание и память.

- Развивать зрительное внимание и память.

- Расширять семантические поля.

- Развивать валентности слов.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать образное мышление.

- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать артикуляционную моторику.


3. КОРРЕКЦИОННО–ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

- Воспитывать осмысленное отношение к ближайшему природному окружению, к себе и своему здоровью.

- Воспитывать эмоционально положительное отношение к живым объектам, учить осознавать их уникальность и самоценность.

- Приобщать к общечеловеческим духовно – нравственным ценностям.

- Воспитывать чувства сопереживания, милосердия, участия, уважения достоинства другого.

- Воспитывать гордость за свой народ, уважение к другим народам.

- Воспитывать ответственность, трудолюбие, дисциплину, порядочность, инициативу, предприимчивость, единство слова и дела, уважение к правам и обязанностям.

- Воспитывать осознанное отношение к здоровью как к условию полноценной жизни.



Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.


Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для её реализации комплектов дидактического материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения, рабочих тетрадей;

  • возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;

  • возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.


Формы организации деятельности учащихся:

  • - групповая

  • - работа в парах

  • - индивидуальная


Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,

  • наглядно - демонстрационные,

  • словесные.


Программа составлена для обучающихся 1- 4 классов, с нарушениями устной и письменной речи.


Сроки реализации программы: продолжительность данного курса зависит от результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Количество занятий в неделю: 2 раза в неделю. Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.


Длительность занятий: групповых – 35- 40 минут,

индивидуальных – 20 минут


Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения:

1 год (для учащихся 1 классов) - подготовительный этап - 18 час (ОНР).

- I этап - 46 часов (ОНР).

2 год (для учащихся 2 - 4 классов) - II этап – 69 часов (ОНР).

3 год (для учащихся 2 - 4 классов) - III этап - 68 часов (ОНР).


Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков (20 и более часов (по необходимости) на индивидуальных занятиях.

Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) работа проводится по подготовительному и первому этапу.

Для детей, имеющих ОНР далее работа продолжается по второму и третьему этапу.


Направления в реализации программы:


Каждый год обучения включает:

Информационно-аналитическую деятельность:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).

  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.


Коррекционно – развивающую деятельность:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.

  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.


Консультативную деятельность:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.


Информационно – просветительскую деятельность:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.

  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.









ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Психолого – педагогическое обеспечение

Обеспечение психолого – педагогических условий

коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса

Обеспечение специализированных условий

использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения;

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях

Обеспечение здоровьесберегающих условий

профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся;

соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение



Книгопечатная продукция

Примечания

  1. Л.Н. Ефименкова

  • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

  • Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.

Часть 1. Дифференциация гласных.

  • Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.

  1. Л.М. Козарева

  • Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов.

  • Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных.

  • Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные.

  • Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.

  1. Е.В. Романова

  • Пишу правильно буквы И и У.

  • Пишу правильно буквы Б и Д.

  1. Е.Д. Бурина

  • Такие похожие и разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.

  1. О.В. Чистякова

  • 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.

  • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс

  1. И.Милосердов В.Ульянов Сборник диктантов и упражнений для начальной школы

  2. .И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи.

Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам.

Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.



  1. Л.Г. Кобзарева

  • Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.

  1. Л.М. Козарева

  • Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.

  • Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели.

  • Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных.

  • Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей.

  1. О.В. Чистякова

  • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс.

  1. Н.Г. Андреева

  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа школьников.

  • И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур.

В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обуче­ния, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познава­тельные и регулятивные универсальные учебные действия.

Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регуля­тивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравне­ния, установления причинно-следственных связей.

Особое внимание уде­ляется системе заданий на речевое развитие младших школьников — раз­витие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.

  1. Н.С. Жукова

  • Уроки логопеда.

  1. Т.С. Перегудова, Г.А. Османова

  • Вводим звуки в речь Л, Л.

  • Вводим звуки в речь С, З, Ц.

  • Вводим звуки в речь Р, Р.

  • Вводим звуки в речь Ч, Щ.

  • Вводим звуки в речь Ш, Ж.

  1. Л. Герасимова, О. Жукова

  • Уникальная методика развития речи.

  1. Е.С. Онищенкова

  • Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.

  1. А.П. Успенская, М.Б. Успенский

  • Учись правильно говорить.

В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

В книгах представлены следующие тематические разделы:

  • Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков.

  • Изолированное произношение звуков.

  • Произношение звуков в слоговых сочетаниях.

  • Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения.

  • Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов.

Технические средства обучения

Примечания

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Смартдоска. Ноутбук. Телевизор. Магнитофон. Принтер.

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).


Экранно-звуковые пособия

Примечания

Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч).

Разработаны презентации к урокам по темам:

  • «Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»;

  • «Лексико – грамматический строй речи»;

  • «Многозначные слова»;

  • «Однокоренные слова. Корень слова»;

  • «Дифференциация предлогов и приставок»;

  • «Амонимы»;

  • «Синонимы»

  • «Фразеологизмы»;

  • «Состав слова»;

  • «Что такое скороговорка»;

  • «Части речи»;

  • «Имя существительное»;

  • «Имя прилагательное»;

  • «Тайны твердых и мягких согласных»;

  • «Правописание твердого и мягкого знака»;

  • «Многозначные слова»;

  • «Обследование объема словарного запаса» и др.

Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оце­нивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для само­стоятельной работы

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д.


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.





РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Формы и средства контроля

Основная цель контро­ля - проверка знания изученного матери­ала.


Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Проведение диагностик речи и письма

1 (начало года)

1


1


3

Количество плановых проверочных работ


1

1

1


3









Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.


Методы отслеживания результативности:

  • наблюдение за успешным решением задач на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

  • открытые занятия на основе пройденного материала;

  • обсуждение с детьми результатов деятельности;

  • беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;

  • оценка динамики работы на занятии с логопатами;

  • количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о русском языке как средстве межнационального общения;

– представления о своей этнической принадлежности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).


Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– первоначальному умению смыслового восприятия текста;

– подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения(например: слово – слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.


Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

– первичному умению оценивать правильность(уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

– составлять текст из набора предложений;

– выбирать заголовок текста из ряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;

– первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

– составлять текст по его началу, по его концу.


Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

– различать звуки речи;

– устанавливать число и последовательность звуков в слове;

– различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные парные твердые–мягкие, звонкие–глухие;

– определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

– определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);

– находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

– определять указатели мягкости–твердости согласных звуков;

– делить слова на слоги;

– различать звуки и буквы;

– различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;

– определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;

– обозначать на письме звук [й'];

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;

– использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).


Обучающийся получит возможность научиться:

– находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка(круг слов определен словарем произношения в учебнике);

– первичным навыкам клавиатурного письма.


Лексика

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать слово как единство звучания и значения;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий)


Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;

– различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.


Морфология

Обучающийся научится:

– находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;

– опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;

– различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?».


Обучающийся получит возможность научиться:

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные)слова и служебные слова.


Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложения и слова;

– определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;

– находить границы предложения;

– писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

– составлять предложения из слов, данных в начальной форме.


Обучающийся получит возможность научиться:

– различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации(эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;– сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов(предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, па_

уз), порядка слов;

– сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания: раздельное написание слов; написание гласных и,а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ

(в положении под ударением); отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); знаки препинания (.?!)в конце предложения; безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.


Обучающийся получит возможность научиться:

– определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

– применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

– пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля.











18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!