Ростовская область
г. Белая Калитва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» на заседании ГМО учителей-логопедов Протокол № __ от 26. 08. 2016 г. Руководитель ГМО ________ Гриценко А.В. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________ Е.М. Бондарева «___»___________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 4 Приказ от _______ №_____ ___________ М.Г. Стрекалова |
средняя общеобразовательная школа №4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих логопедических занятий
«Профилактика и исправление нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР, ОНР»
для учащихся 1-4 классов
Учитель-логопед И.В. Чернявская
(ФИО)
Программа разработана на основе
систем коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, Мисаренко Г.Г.
составлена в соответствии
с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
начального общего образования
2016-17 учебный год
Пояснительная записка
Программа коррекционно - развивающей логопедической работы направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи с целью предупреждения обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим общеобразовательным предметам.
Рабочая программа «Профилактика и исправление нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР, ОНР» сообразуется с образовательной программой МБОУ СОШ №4, отвечает требованиям ФГОС начального общего образования. Данная программа отражает базовые направления коррекционного обучения учащихся, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи и реализуется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Ростовской области:
1. Конституция РФ ст.43;
2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования».
4. Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»
5. Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
6. Методические рекомендации Министерства общего и профессионального образования по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области от 13.05.2015г.;
7. Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.
8. Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №4
Цели программы:
Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Задачи программы:
КОРРЕКЦИОННО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.
- Дать понятие о слове как единице речи.
- Дать понятие о словах, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов. Учить правильно ставить к ним вопросы, обозначать графически.
- Дать понятие о предложении. Учить составлять схему предложения.
- Уточнить представление о звуках, способе их образования, делении на гласные и согласные.
- Уточнить понимание слогообразующей роли гласных. Формировать умение делить слова на слоги, делать слоговой анализ.
- Формировать понятие о гласных I – II ряда.
- Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, обозначать их мягкость на письме гласными буквами II ряда и буквой Ь.
- Дать понятие о звонких и глухих согласных.
- Учить последовательно передавать содержание текста, опираясь на вопросы и картинки.
- Тренировать в построении связной монологической речи.
- Учить составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.
- Формировать умение находить причинно-следственные связи.
- Учить пересказывать текст, рассматривая и описывая отдельные детали предмета, постепенно создавая его целостный образ.
- Учить выбирать из текста и обобщать самые важные сведения, излагая содержание рассказа тезисно.
- Учить выбирать из текста материал по заданию.
- Учить находить главную мысль рассказа.
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Расширять семантические поля.
- Развивать валентности слов.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать образное мышление.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать артикуляционную моторику.
3. КОРРЕКЦИОННО–ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
- Воспитывать осмысленное отношение к ближайшему природному окружению, к себе и своему здоровью.
- Воспитывать эмоционально положительное отношение к живым объектам, учить осознавать их уникальность и самоценность.
- Приобщать к общечеловеческим духовно – нравственным ценностям.
- Воспитывать чувства сопереживания, милосердия, участия, уважения достоинства другого.
- Воспитывать гордость за свой народ, уважение к другим народам.
- Воспитывать ответственность, трудолюбие, дисциплину, порядочность, инициативу, предприимчивость, единство слова и дела, уважение к правам и обязанностям.
- Воспитывать осознанное отношение к здоровью как к условию полноценной жизни.
Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Новизна данной программы заключается в следующем:
наличие для её реализации комплектов дидактического материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения, рабочих тетрадей;
возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;
возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Программа составлена для обучающихся 1- 4 классов, с нарушениями устной и письменной речи.
Сроки реализации программы: продолжительность данного курса зависит от результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
Количество занятий в неделю: 2 раза в неделю. Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.
Длительность занятий: групповых – 35- 40 минут,
индивидуальных – 20 минут
Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год (для учащихся 1 классов) - подготовительный этап - 18 час (ОНР).
- I этап - 46 часов (ОНР).
2 год (для учащихся 2 - 4 классов) - II этап – 69 часов (ОНР).
3 год (для учащихся 2 - 4 классов) - III этап - 68 часов (ОНР).
Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков (20 и более часов (по необходимости) на индивидуальных занятиях.
Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) работа проводится по подготовительному и первому этапу.
Для детей, имеющих ОНР далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
Направления в реализации программы:
Каждый год обучения включает:
Информационно-аналитическую деятельность:
Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающую деятельность:
Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативную деятельность:
Информационно – просветительскую деятельность:
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Психолого – педагогическое обеспечение |
Обеспечение психолого – педагогических условий | коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса |
Обеспечение специализированных условий | использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях |
Обеспечение здоровьесберегающих условий | профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил |
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение |
| |
Книгопечатная продукция | Примечания |
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Часть 1. Дифференциация гласных. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат. Л.М. Козарева Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Е.В. Романова Пишу правильно буквы И и У. Пишу правильно буквы Б и Д. Е.Д. Бурина О.В. Чистякова 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс И.Милосердов В.Ульянов Сборник диктантов и упражнений для начальной школы .И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах | В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. |
Л.Г. Кобзарева Л.М. Козарева Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных. Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей. О.В. Чистякова Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа школьников. И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи | В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
Н.С. Жукова Т.С. Перегудова, Г.А. Османова Вводим звуки в речь Л, Л’. Вводим звуки в речь С, З, Ц. Вводим звуки в речь Р, Р’. Вводим звуки в речь Ч, Щ. Вводим звуки в речь Ш, Ж. Л. Герасимова, О. Жукова Е.С. Онищенкова А.П. Успенская, М.Б. Успенский | В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы: Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков. Изолированное произношение звуков. Произношение звуков в слоговых сочетаниях. Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения. Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов. |
Технические средства обучения | Примечания |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Смартдоска. Ноутбук. Телевизор. Магнитофон. Принтер. Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). | |
Экранно-звуковые пособия | Примечания |
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. | Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч). |
Разработаны презентации к урокам по темам: «Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»; «Лексико – грамматический строй речи»; «Многозначные слова»; «Однокоренные слова. Корень слова»; «Дифференциация предлогов и приставок»; «Амонимы»; «Синонимы» «Фразеологизмы»; «Состав слова»; «Что такое скороговорка»; «Части речи»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Тайны твердых и мягких согласных»; «Правописание твердого и мягкого знака»; «Многозначные слова»; «Обследование объема словарного запаса» и др. | Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. | |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.
Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Проведение диагностик речи и письма | 1 (начало года) | 1 | | 1 | | 3 |
Количество плановых проверочных работ | | 1 | 1 | 1 | | 3 |
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Методы отслеживания результативности:
наблюдение за успешным решением задач на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с детьми результатов деятельности;
беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
оценка динамики работы на занятии с логопатами;
количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о русском языке как средстве межнационального общения;
– представления о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из его частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– первоначальному умению смыслового восприятия текста;
– подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения(например: слово – слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
– первичному умению оценивать правильность(уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
– составлять текст из набора предложений;
– выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
– первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
– составлять текст по его началу, по его концу.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
– различать звуки речи;
– устанавливать число и последовательность звуков в слове;
– различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные парные твердые–мягкие, звонкие–глухие;
– определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;
– определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);
– находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
– определять указатели мягкости–твердости согласных звуков;
– делить слова на слоги;
– различать звуки и буквы;
– различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;
– определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
– обозначать на письме звук [й'];
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;
– использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка(круг слов определен словарем произношения в учебнике);
– первичным навыкам клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать слово как единство звучания и значения;
– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий)
Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
– различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
– находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;
– опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;
– различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?».
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать лексическое и грамматическое значение слова;
– находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные)слова и служебные слова.
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложения и слова;
– определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
– находить границы предложения;
– писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
– составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации(эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;– сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов(предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, па_
уз), порядка слов;
– сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
– применять правила правописания: раздельное написание слов; написание гласных и,а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ
(в положении под ударением); отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); знаки препинания (.?!)в конце предложения; безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
– применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
– пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля.
18