Пояснительная записка
к тематическому планированию по курсу «История»
на 2017-2018 учебный год.
Нормативная база:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
2. БУП, утвержденный приказом от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
4. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образованиния,2017 г.
7.Учебный план среднего общего образования МБОУ ОСОШ №11 на 2017-2018 учебный год.
Целью разработки новой концепции является формирование общественно
согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и
роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны, формирование современного образа России.
Основные задачи концепции:
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового
исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли
в мировой истории и в современном мире;
определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации
образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях
образования;
определение базовых ориентиров для формирования содержания
школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла
дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Методологической основой концепции является определение базовых
принципов ее разработки. К их числу следует отнести:
базовые ценности гражданского общества
- социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; исторический подход – как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
-формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического
образования на протяжении всей жизни;
-многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни
российского государства и общества;
-толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и
народов в новейшей истории;
-воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная
роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма
Задачи учебно-методического комплекса:
-создать условия для получения выпускниками прочных знаний по
истории России;
-сформировать представление об основных этапах развития
многонационального российского государства;
-показать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
-раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий
многих поколений россиян.
Необходимо:
обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части
синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
-применить новый подход к истории российской культуры как к
непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к
перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с
политическим и социально-экономическим развитием страны;
-исключить возможность возникновения внутренних противоречий и
взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих
существенное значение для отдельных регионов России;
-обеспечить доступность изложения, образность языка.
Целью разработки новой концепции является формирование общественно
согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и
роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны, формирование современного образа России.
Основные задачи концепции:
-рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового
исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли
в мировой истории и в современном мире;
-определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации
образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях
образования;
-определение базовых ориентиров для формирования содержания
школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла
дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности. Методологической основой концепции является определение базовых принципов ее разработки. К их числу следует отнести:
-базовые ценности гражданского общества - социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
-исторический подход – как основа формирования межпредметных связей,
прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
-формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического
образования на протяжении всей жизни;
-многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни
российского государства и общества;
-толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и
народов в новейшей истории;
-воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная
роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
Реализация программы по всеобщей истории предполагает достижение следующих целей:
- овладение знаниями о событиях всеобщей истории;
-формирование умений и навыков аналитической культуры;
-формирование представлений о всемирной истории как взаимосвязи историй национальных государств, национальных культур, каждая из которых представляет собой совокупность особенностей и внесла свой вклад в развитие мировой цивилизации.
Цели изучения истории, тесно связаны со стратегией модернизации российского образования ,ориентированны не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ее познавательных и созидательных способностей.
В процессе преподавания курсов основополагающими принципами являются:
-разинтегрированное изучение Истории России и Всеобщей истории; после блока Истории России, следует изучение блока Всеобщей истории
Современный вариант стандарта представляет собой два отдельных курса: по Истории России и Всеобщей истории. Распределение часов основано на Федеральном базисном учебном плане(базовый уровень).В том числе: «История России» не менее -36 часов, «Всеобщая история» не менее-24 часов. В классах 3-хг. заочного обучения, где изучение истории составляет-36 часов, сохранено процентное соотношение часов История России-23 часа, Всеобщая истории -13 часов. Столь малое количество часов создает трудности в усвоении предмета, лишает учителя использовать разнообразные методы обучения.
В связи с особенностями очного и заочного обучения произведена корректировка программы по количеству часов недельной и годовой нагрузки
№ п\п | Класс | Кол-во часов по плану | Всего по плану среднего образования | Кол-во аудиторных часов в неделю. | Кол-во часов в год | Элективный курс. | Самостояте льная работа обучающихся | Зачеты |
1 | 6кл,заоч. | 2 | 72 | 2 | 72 | - | 36 | 3 |
2 | 8оч. | 2 | 72 | 1 | 36 | - | 36 | |
3 | 9оч. | 2 | 72 | 2 | 72 | - | - | |
5 | 10,2хг. заоч | 2(1.5+0.5) | 72 | 1,5 | 54 | 18 | 18 | 2 |
6 | 11,2х г. заоч | 1,5 | 54 | 1,5 | 54 | - | 18 | 2 |
7 | 10оч,2х г. | 2 | 72 | 2 | 72 | - | - | |
8 | 11оч,2г. | 2 | 72 | 2 | 72 | - | - | |
9 | 11заоч,3г. | 1 | 36 | 1 | 36 | - | - | 2 |
10 | 12 | 1 | 36 | 1 | 36 | - | - | |
- УМК по истории в 5- 9 составлено на основе программы:
-История Древнего мира, авторы А.А.Вигасин, Г.И. Годер
-История России, авторы А.А. Данилов ,Л.Г, Косулина ,История России,18-19 в. (8кл.),ХХ- н.ХХ1 в.(9 кл.)
-Всеобщая история: авторы А.Я. Юдовская, П.А, Баранов: «Новая история1800-1900»,(8кл.), О.С. Сороко- Цюпа ,А.О. «Новейшая история ХХ в.»
Тематическое планирование курса по истории 10-12 классах составлено на основе программы: авторы А.Н, Сахаров В,И, Буганов, П,И, Зырянов, «История России с древнейших времен до к.Х1Х в.».(10-11 кл),А, А, Левандовский , Ю.А.Щетинов « История России в ХХ-ХХ1 в.»
Всеобщая история «Мир в ХХ в», Н.В. Загладин
Преподавание истории ведется по следующим учебникам:
8кл. Новая история 1800-1900. А,Я. Юдовская, П,А ,Баранов
История России, 18-19 в. .А,А, Данилов ,Л,Г, Косулина;
9 кл .Новейшая история ХХ в .О.С. Сороко - Цюпа
История России ХХ в. ,А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
10-11кл. История России с древнейших времен до к . Х1Х в., А.Н, Сахаров, В.И, Буганов, П.Н, Зырянов. Указанный учебник в Федеральном перечне учебников, рекомендован для использования в профильных классах, но так как школа обеспечена данными учебными пособиями и преподавание по ним не вызывает затруднений и ведется в течении нескольких лет , решено использовать в 2017-2018 г. на базовом уровне.
Всеобщая история с древности до к. Х1Х в., Н.В . Загладин, Н.А. Симония
11-12 кл. История России ХХ-ХХ1 в. А.А, Левандовский
Всеобщая история ХХ в. ,Н.В.Загладин
Данные учебники были включены в Федеральный список учебников, рекомендованных к использованию в 2014-2015 учебном году
Однако, в 2015-2016 эти учебники были исключены из списка и обучение по ним производится в соответствии с приказом №567 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253». В соответствии с п.2 приказа, «организации вправе в течение пяти лет использовать приобретенные до вступления приказа учебники, которые исключены из федерального списка перечня учебников».
Основой истории как учебного предмета является чтение и изучение исторических документов, используются разнообразные виды устных и письменных работ :историческое сочинение, доклады, рефераты, чтение наизусть, тестирование , контрольные работы ; систематическое включение учащихся в самостоятельную деятельность, которая в процессе самостоятельной работы приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, что позволяет рассматривать её как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных способностей и качеств личности.
Под самостоятельной работой учащихся понимается работа, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время.
Целью самостоятельной работы является закрепление знаний, а также их пополнение, реализация внутри- и межпредметных связей, отработка некоторых общеучебных и предметных умений. Задания согласованы с планированием учебного материала, в них заложены задания на повторение материала, на подготовку к зачету, тестированию.
Самостоятельная работа учащихся направлена на выполнение основной общей и средней общей образовательных программ, а также на решение следующих задач:
При составлении материалов для самостоятельной работы обучающихся учитывалась необходимость развития у них интереса к изучению истории. В учебном процессе используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:
- Выполнение домашних заданий;
- Разбор и подготовка теоретического исторического материала;
- Выполнение индивидуальных домашних заданий (ИДЗ);
- Подготовка к тестовым работам;
- Подготовка к зачётам;
- Работа с учебной и справочной литературой.
- Чтение исторической литературы
-Работа с контурными картами
-Подготовка докладов и рефератов
- Подготовка к ЕГЭ
-Подготовка презентаций
Данное планирование было рассмотрено, скорректировано и утверждено на заседании МО истории и обществознания №1 от 30.08 2017..