СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисково-исследовательская работа на тему: "Блинов Ф.А. - "изобретатель бесконечных рельсов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поисково- исследовательская работа на тему "Фёдор Абрамович Блинов - "изобретатель бесконечных рельсов"

Просмотр содержимого документа
«Поисково-исследовательская работа на тему: "Блинов Ф.А. - "изобретатель бесконечных рельсов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с.Розовое Советского района Саратовской области











Поисково – исследовательская работа

на тему:

«Фёдор Абрамович Блинов - изобретатель «бесконечных рельсов»»

Номинация: «Земля предков»



Работу выполнил:

учащиеся 8 класса

Мухамбетов Рустам

Руководитель:

руководитель школьного музея

Е.С.Айткалиева









Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Из истории отечественного тракторостроения……………………………….5

1.1. Первые трактора………………………………………….…….…………....5

1.2.Фёдор Абрамович Блинов – русский инженер……………………...…….8

II. Гусеничные трактора СССР……...…………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...16

Приложение

































Введение

«Я русский мужик, думал и делал для России…»

Ф.А.Блинов

Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная и могучая Волга.

В XVII - XVIII веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, соляной и хлебной столицей нашей страны. В XIX веке стал крупным промышленным центром, а в XX веке - космической пристанью: у нас не только приземлялись первые космонавты, но и создавались приборы для космических кораблей.

В XIX веке Саратов по праву считался столицей Поволжья. Многое, чем гордится наш народ, впервые появилось именно у нас в губернии: первый трактор и первый художественный музей, первая в провинции консерватория и первый русский цирк, первые аккумуляторы и первые электронные часы.

А уроженцы земли саратовской прославились не только среди своих соотечественников, но и далеко за пределами страны. Сотни выдающихся сынов прославили наш край.

До недавнего времени учебники и справочники утверждали, что первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания были построены в 1901 году. Гусеничные же тракторы («Катерпиллер - холт») якобы впервые начали производить в 1912 году американская фирма «Холт».

Однако с помощью архивных документов и исследованиями последних лет было установлено, что ещё за два с половиной десятилетия до американцев первый самоход построил талантливый русский изобретатель – самоучка Фёдор Абрамович Блинов (Приложение 1).

И сегодня мы предлагаем вам нашу поисково – исследовательскую работу на тему: «Фёдор Абрамович Блинов - изобретатель «бесконечных рельсов»», в ходе которого мы собрали и систематизировали материал о первом создателе гусеничного трактора земли Саратовской.

Актуальность исследовательской работы обусловлена личными интересами. Жителю сельской местности, не раз приходилось сталкиваться с тракторами – работать на них, ремонтировать, использовать в хозяйстве и не раз возникал вопрос, а как вообще появился трактор, когда и кто его изобрел. Так как, мы пока являемся учениками школы, и специальные сельскохозяйственные дисциплины не проходим, то было решено найти ответ на интересующие нас вопросы самостоятельно.

Цель нашего исследования – изучить, проследить историю появления и развития гусеничного трактора, познакомиться с его создателем Ф.А.Блиновым.

Задачи исследования:

- изучить историю гусеничного трактора;

- выявить имена первых изобретателей и конструкторов;

- подробнее познакомиться с создателем первого гусеничного трактора Ф.А.Блиновым;

- выяснить значение появления «гусеничного хода»;

- выяснить какую роль сыграл гусеничный трактор в развитии сельского хозяйства.











I.Из истории отечественного тракторостроения

1.1. Первые трактора

Сто лет назад в Поволжье, в нашем крае, собирался первый образец гусеничной техники, которому современные тракторы Волгоградского, Чебоксарского, Челябинского и других заводов, образно говоря, приходятся внуками и правнуками. В Поволжье, на саратовской земле – житнице хлеборобского края, родился и сам автор пионерского изобретения, первым в мире разгадавший принцип управления гусеничным движителем и первым создавший гусеничную платформу, а затем и трактор [Деревянченко 1990: 3].

Идея обработки земли с помощью механической тяги возникла давно. Так, например, в России в 1785-1788гг. появились работы агронома И. М. Комова "О земледелии" и о "Земледельческих орудиях". В 1836 г. инженер В. П. Гурьев высказал идею об использовании для пахоты паровых тягачей. В 1843 г. Д. А. Загряжский разработал и запатентовал экипаж на гусеничном ходу. В 1878 г. С. Маевский спроектировал и запатентовал паровой гусеничный тягач. Однако ни один из этих патентов не нашел практического применения, так как не был решен важнейший вопрос о повороте гусеничного тягача.

Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические и транспортные средства, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных машин и орудий. С появлением паровой машины началось строительство паровых повозок, автомобилей, тракторов и военной техники.

История тракторов насчитывает более 200 лет.

Трактор – это самодвижущаяся колёсная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем. Она предназначена для перемещения и приведения в действие механизмов прицепленных к ней или установленных (навешенных) на ней машин – орудий (сельскохозяйственных, дорожных и др.), тележек или саней для перевозки грузов, а также для привода в действие стационарных машин.

Слово трактор (tractor) – новолатинское, от латинского traho – тащу.

Большой вклад в создание трактора внесли отечественные изобретатели и учёные. Ещё в 1741 г. изобретатель – самоучка Леонтий Шамшуренков смастерил «самобеглую коляску». [Семёнов 1977: 3]. В 1766 г. уральский изобретатель Иван Иванович Ползунов создал паровую машину непрерывного действия для заводских нужд [Артёмов 2003: 24]. В 1791 г. гениальный русский механик, конструктор и изобретатель Иван Петрович Кулибин построил трёхколёсную «коляску - самокатку» с двумя ведущими колёсами и одним передним, направляющим. В ней изобретатель применил ряд механизмов и устройств, которые мы встречаем в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик [Семёнов 1977: 3].

Считается, что первые колесные паровые трактора появились в 1833 году и их родиной стали Англия и Франция. Создание первого гусеничного трактора с паровым двигателем относится к 1888г. Гусеничный ход это изобретение столь же великое и фундаментальное, как и изобретение колеса. Но имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы, от которого пошли трактора, танки, известен - это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.

Ф.А. Блинов в 1888 г. построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами, и демонстрировал его в 1889 году на Саратовской, а в 1896 году – на Нижегородской выставках.

Яков Васильевич Мамин - талантливый ученик Ф.А. Блинова в 1903 г. сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжёлом топливе. А в 1911 г. изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт (25 л.с.) собственной конструкции. Его назвали «Русским трактором - 2».

На этом можно закончить обзор предыстории зарождения отечественного тракторостроения до революции 1917 г. В то время в России было всего 180 тракторов, да и то в большинстве зарубежного производства, эксплуатировавшийся в основном в крупных помещичьих и хуторских хозяйствах.




























1.2.Федор Абрамович Блинов – русский инженер

С Саратовом тесно связана судьба многих общественных и государственных деятелей, прославленных деятелей науки и техники, литературы и искусства [Малинин 1979: 211].

В деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье русского крестьянина Абрама Блинова в 1827 году родился создатель гусеничного трактора - Фёдор Абрамович Блинов. По вероисповеданию семья была старообрядческой. Женился на Лепининой Матрёне Афанасьевне. В браке у них родилось три сына и дочь - Фёдор (1862—1864), Александр, Порфирий и Устинья. Фёдор Абрамович был талантливым механиком – самоучкой. Получив «вольную», работал бурлаком, а затем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе.

В 1878 году в Никольском он построил «Вагон с бесконечными рельсами» (т.е. гусеницами) для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам. В сентябре 1879 года департамент торговли и мануфактур выдал Блинову на это изобретение привилегию. Вводная часть гласила:

«Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…»

Переехал в Вольск, Блинов поступил в мастерскую купца Плигина механиком. Здесь он построил усовершенствованный «вагон» и провёл его ходовые, а 30 декабря 1880 года на современных улицах Красной и Ленина публичные испытания. Это машина не имела ещё механического двигателя и передвигалась ещё с помощью пары лошадей [Малинин 1979: 214].

С 1881 Блинов начал строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888году. В 1881 г.27 января в Вольске местный умелец и изобретатель «бесконечных рельсов» Блинов проводил испытание своей платформы с самодвижущимися рельсами. На платформу поместили 200 кирпичей и более 30 взрослых человек. Запряжённая парой обыкновенных лошадей, она проехала несколько раз по улицам города, вызывая всеобщий восторг и одобрение.

Конструкция напоминала железнодорожный вагон с деревянным кузовом и рамой. Снизу к раме крепились две тележки, которые могли поворачиваться вместе с осями опорных колёс. «Рельсы» представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. По существу, это был первый гусеничный прицеп.

Осенью 1881 году Блинов, переехав в город Балаково, организует ремонтные мастерские и приступает к строительству «самохода» - трактора на гусеничном ходу. В 1888 г. первый образец «самохода» был изготовлен. По устройству трактор был аналогичен вагону, но имел паровой котёл, работавший на нефти. Котёл приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 10 – 12 лошадиных сил при 40 оборотах в минуту. Движение от паровых машин к ведущим звёздочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины (Приложение 2).

Машина развивала скорость до трёх вёрст в час и имела тяговое усилие 1100 – 1200 кг. Этого было достаточно для работы с несколькими плугами [Мякшева 2009: 88].

В 1883 организовал собственное машиностроительное предприятие, производящее, в основном, пожарные насосы. Но изобретатель продолжал усовершенствовать своё детище [Деревянченко 1990: 162].

В 1888 году в Балаково он сделал уже настоящий самоход с двигателем. Это и был первый в мире гусеничный трактор, или, как его прозвали «Паровоз для шоссейных и грунтовых дорог». Здесь он прошёл и первые испытания. В 1896 году свой самоход Блинов демонстрировал на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Однако купцы и царские чиновники не поняли и не оценили замечательного изобретения русского умельца. Созданием гусеничного «самохода» Блинов намного опередил иностранную технику того времени.

«Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 год — на Нижегородской ярмарке [Деревянченко 1990: 160].

Сын Фёдора Порфирий открыл «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов „Благословение“ П. Ф. Блинова», на которой в 1900 году работало 150 человек.

Умер Ф.А. Блинов 1902 году в Балаково, где он провёл свои последние годы. В селе Никольский изобретателю поставлен бюст, а в городе Саратове в честь создателя первого гусеничного трактора названа улица в Ленинском районе.

Свою работу над разработкой гусеничного трактора, Ф. А. Блинов поручил продолжать сыну Порфирию, к которому перешел в управление и завод «Благословение». Завод под руководством Порфирия Блинова наладил выпуск двигателей внутреннего сгорания, но, к сожалению, продолжить дело отца Порфирий не смог [Деревянченко 1900: 166].













II. Гусеничные трактора СССР

Что произошло с первым оригинальным самоходом, построенным Ф. А. Блиновым, неизвестно, и никаких следов о нем не сохранилось. Ф. А. Блинов на много лет опередил современную ему технику, создав первый в мире гусеничный трактор. (Гусеничные тракторы за границей появились только в XX в.) Созданный в России трактор Блинова, как это часто бывает, не получил признания и распространения на родине, однако многие русские изобретатели подхватили и развили идеи русского самородка-изобретателя — Федора Абрамовича Блинова.

После смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его ученик Яков Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого двигателя он создал транспортный образец и в 1910 году впервые установил его на своем «русском тракторе». Ещё двенадцатилетним пацаном ученик Блинова Яшка Мамин выпиливал шарниры для гусеничных звеньев, потом участвовал в обработке «пальцев», скреплявших одно звено с другим, еще позже помогал в литейной формовать и отливать ведущие колеса-зубчатки и опорные колеса-катки.

Первым советским заводом, начавшим выпуск тракторов, был Балаковский, а его техническим руководителем Яков Васильевич Мамин. Первые советские тракторы были заново сконструированы Маминым и названы «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире тракторы, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте. Вместо 1 200—1 500 деталей в «Карлике» было только около 300 деталей. В начале 1918 года Ленин вызвал Мамина в Москву, пригласил в Кремль и вскоре дал задание закупить за границей на 100 тысяч рублей золотом совершенных станков для нового завода тракторов и двигателей в городе Марксе Саратовской области. Мамин выполнил задание и завод «Возрождение» под его руководством начал выпуск пяти «Карликов» в день и такого же количества двигателей «Русский дизель».

В после революции 1917 года в СССР тракторостроению уделялось пристальное внимание. Сельское хозяйство нуждалось в скорейшей механизации, а собственных заводов в стране не было. Осознавая необходимость повышения производительности труда на селе, В. И. Ленин в 1920 году подписал соответствующий декрет «О едином тракторном хозяйстве». Уже в 1922 году началось мелкосерийное производство отечественных моделей «Коломенец» и «Запорожец». Первые трактора СССР были технически несовершенными и маломощными, но спустя две пятилетки в строительстве профильных предприятий наступил прорыв.

Гусеничные и колесные тракторы, как известно, помогли крестьянам объединиться в ТОЗы, а затем в колхозы и совхозы. Благодаря им удалось за короткий срок освоить необозримые просторы целинных и залежных земель, а Саратовском Заволжье и Казахстане [Деревянченко 1990: 3]. Более 60 лет назад из разных концов нашей страны в наше родное село - совхоз Розовский (с. Розовое Советского района Саратовской области) приехали парни и девушки, семейные люди. Главным событием в их жизни стала целина. В 1955 году в совхоз поступило 35 новых ДТ – 34 и С – 80. Весёлые, молодые, чумазые на своих железных конях ДТ – 34; которые сравнивали с танками Т – 34, они были первыми везде: на пашне, уборке урожая. Норма выработки на ДТ – 34 составляла 7,5 га. За сутки Шведко Пётр Фёдорович с Бирюковым Василием Семёновичем вспахивали 32-34 га. В 1986 году за высокие показатели в увеличении производства и продажи государству сельскохозяйственной продукции в 11 – й пятилетке совхоз был награждён орденом Трудового Красного Знамени. ( Приложение 4)

Стало очевидным, что для обеспечения колхозов производительными тракторами необходимо строить специализированные заводы, объединяющие науку, конструкторские бюро и производственные мощности. Инициатором проекта стал Ф. Э. Дзержинский. Согласно концепции, новые предприятия планировалось оснастить современным оборудованием и выпускать в массовом порядке дешевые и надежные модели на колесной и гусеничной тяге. Первое крупносерийное производство тракторов в СССР было налажено в Сталинграде. В дальнейшем значительно были расширены мощности Харьковского и Ленинградского заводов. Крупные предприятия появились в Челябинске, Минске, Барнауле и других городах СССР.

На базе гусеничного движителя советские конструкторы создали знаменитую марку танка Т – 34, сослужившую «солдатскую службу» в разгроме фашисткой Германии. Один Челябинский тракторный завод (Танкоград) дал фронту 18 тысяч танков и самоходных установок на гусеничном ходу. И в освоении сибирского края не обошлось без гусеничных вездеходов, трелевочных, болотных и крутосклонных тракторов с маркой ВГТЗ или ЧТЗ. На стройках, в российском Нечерноземье, в городах и селах – всюду мы видим промышленные и сельскохозяйственные гусеничные тракторы или экскаваторы, бульдозеры, подъёмные краны на гусеничном ходу. Многие типы и марки гусеничной техники назовёт ныне каждый школьник. А вот далеко не каждый знает, что родоначальником их был наш земляк, бывший крепостной крестьянин деревни Никольской Фёдор Блинов [Деревянченко 1990: 3].














Заключение

Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве, гусеничные трактора занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей, рытья канав, корчевки пней и многих других работ. И сейчас чуть ли не каждый день можно увидеть этого неторопливо спешащего «железного коня.

В числе других советских ученых, обогативших науку о тракторах, видное место занимает Василий Николаевич Болтинский, написавший книгу "Автотракторные двигатели", в которой рассматриваются вопросы теории и проектирования двигателей внутреннего сгорания для тракторов и автомобилей.

До двадцатых годов, несмотря на то, что уже выпускались тракторы различных типов, теорий их конструирования фактически не было. В зарубежных и отечественных журналах появлялись статьи о тракторах в основном описательного характера. В 1927 году была издана книга Евгения Дмитриевича Львова "Тракторы, конструкция и расчет", ставшая настольной для инженеров и научных работников в нашей стране и за рубежом. В этой книге оригинально по тому времени, с научной точки зрения трактовались вопросы теории и проектирования трактора. Поэтому Е. Д. Львов заслуженно признан основоположником новой дисциплины "Теория трактора".

Сейчас тракторы оснащены дизелями, независимой подвеской и резинометаллическими гусеницами, которые снижают удельное давление на почву, реверсивными двухскоростными валами отбора мощности и т. п.

Таким образом, трактор, действительно является мощной, необходимой машиной – техникой. Наверное, каждый мальчишка интересуется, «болеет» машинами и трактора не исключение. Мы считаем, что каждому жителю села, обязательно нужно знать об истоках создания гусеничного трактора, знать какие возможности открывает трактор перед ними, для наилучшей эксплуатации, необходимо хотя бы иметь представление о технических характеристиках и типах тракторов. И такой информацией необходимо, конечно же, владеть специалисту – механику.

Настоящее и будущее сельскохозяйственного производства России неразрывно связаны с его оснащенностью высокопроизводительной современной техникой.


























Список использованной литературы

1.Артёмов В.В. Русские учёные и изобретатели // Ил.Позиненко А.Н. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2003. – 336 с. – (Великие русские).

2.Деревянченко А.А., Чулков А.Г. Волжский самородок: (Страницы жизни Ф.А. Блинова). – Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990. – 176 с. – (Их имена в истории края).

3. Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. [Изд. 3-е, испр. и доп.]. Саратов, Приволж.кн.изд-во, 1979.

4.Мякшева Л.В. История Саратовского края. – Саратов: Лицей, 2009. – 272 с.: ил.

5.Семёнов В.М. Трактор. М., «Колос», 1977.

6. Семёнов В.М. Трактор. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1982. – 240 с., ил. – (Учебники и учеб.пособия для подг. Кадров массовых профессий)
















Приложение 1

Фёдор Абрамович Блинов


Приложение 2


Первый гусеничный трактор Ф.А.Блинова













Приложение 3 Гусеничные трактора на полях с/х Розовский

Приложение 4 Стенды школьного краеведческого музея с. Розовое посвящённые истории развития совхоза Розовского





























13



Скачать

© 2018 734 21

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!