СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат I, II, V видов»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по профессиональной ориентации
среди выпускных классов
«Поле чудес «Профессии человека»
Воспитатель Пересыпкина Е.А.
Педагог-психолог Тузова Н.В.
2014 год
Игра по профориентации «Поле чудес» - «Профессии на рынке труда» для воспитанников 11–12 классов.
(1 слайд)
Цель: стимулировать через игру познавательный интерес воспитанников, углубляя их знания по теме «Профессии человека»
Задачи.
1. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
2. Расширять знания и представления детей о новых профессиях на рынке труда.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
4. Развивать кругозор, любознательность, умение работать в команде.
5. Обогащать словарный запас учащихся по теме «Профессии на рынке труда»
Оборудование: компьютер, экран, игровое поле.
Организационный момент
-Послушайте тему занятия [Поле чудес “Профессии человека»]
-Как вы думаете, чем будем заниматься на занятии? (Будем играть, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы.)
II. Основная часть.
1.Введение в тему: рассказ воспитателя, беседа.
Современный рынок труда - это многообразие профессий.
Какие профессии вы знаете?
Каждый человек стремится получить профессию, реализовать свои способности и желания. Занятия любимым делом, принадлежность к определенной профессии дает человеку возможность самореализоваться в этом мире. В мире существуют десятки тысяч профессий, нужных, важных интересных. Вам надо выбрать всего одну. (2 слайд)
С развитием науки и техники мир профессий постоянно меняется - одни исчезают, другие приобретают новые названия. Профессия секретаря, чаще всего, сейчас звучит как «Офис-менеджер», а должность товароведа - «Менеджер торгового зала». (3 слайд)
Что значит «самореализоваться»? (Реализовать свои возможности; проявить себя в какой-либо деятельности.) (4 слайд)
Приведите примеры. (Писатель, художник самореализуются в творчестве. Люди строительных профессий самореализуются в архитектуре, строительстве. Медицинские работники реализуют себя в умении лечить людей, животных.)
(Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес») (5 слайд)
Начинаем игру. Послушайте правила.
Правила игры (6 слайд)
В игре есть крутящийся барабан, табло, накопительные очки, сектор приз.
Игра состоит из четырёх туров и суперигры.
В игре участвуют 9 игроков. Игроки проходят три раунда, в каждом из которых участвуют по 3 игрока.
1-3 туры игры это несложные вопросы, ответы на которые будут интересны и самым эрудированным могут быть знакомы.
4 тур игры вопрос сложнее, но есть возможность накопить очки.
Суперигра для самых умных игроков, которые прошли два предыдущих тура и настроены на победу.
Игра проводится на виртуальные очки, рейтинг которых Вы можете просмотреть в конце игры. Деньги, конечно, виртуальные, которые получаете за игру, но вот положительные эмоции самыереальные.
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (7 слайд)
2. Игра «Поле чудес»
1-й отборочный тур (8 слайд)
1. Оценка степени соответствия человека квалификационным требованиям или занимаемой должности. (9 слайд) (аттестация) (10 слайд)
2. Вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных умений и может служить источником доходов. (11 слайд) (профессия) (12 слайд)
3. Профессиональный и служебный путь человека, изменение им своего профессионального и служебного положения. (13 слайд) (карьера) (14 слайд)
Задание 1 тура: (15 слайд)
«Человек – техника»
Рабочий, участвующий в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений из природных и искусственных строительных материалов. (16 слайд) (Каменщик) (17 слайд)
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (18 слайд)
2-й отборочный тур (19 слайд)
1. Уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и умений. (20 слайд) (квалификация). (21 слайд)
2.Врач занимается диагностикой и лечением различных заболеваний, связанных с нарушением слуха. (22 слайд) (сурдолог) (23 слайд)
3.Целенаправленный процесс обучения и воспитания человека, подтверждаемый документами, что человек достиг определенного уровня образовательных требований. (24 слайд) (образование) (25 слайд)
Задание 2 тура: (26 слайд)
«Человек – человек»
Работник, ведущий документацию отдельных лиц или учреждения, консультант по определенным вопросам. Выполняет технические функции и организационную работу по поручению руководителя. (27 слайд) (Секретарь) (28 слайд)
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» .(29 слайд)
3-й отборочный тур (30 слайд)
1. Изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), участвует в строительстве: изготовлении и монтаже дверей, окон, встраиваемой мебели, монтаже перегородок, врезании замков, ручек, облицовке стен деревянными панелями, а также изготовлении любых изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов и др. (31 слайд) (Столяр) (32 слайд)
2. Проверка уровня общеобразовательных и профессиональных знаний и навыков человека (33 слайд) (экзамен) (34 слайд)
3. Документ, содержащий краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств человека, который ищет работу. (35 слайд) (резюме) (36 слайд)
Задание 3 тура: (37 слайд)
«Человек - художественный образ»
Изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. (38 слайд) (Реставратор) (39 слайд)
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (40 слайд)
3.Организация игры со зрителями при участии психолога.
«КТО ЕСТЬ КТО?» (41 слайд)
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Проводить игру в круге.
Участвуют от 6-8 до 12-15 человек.
Время проигрывания 5-7 минут.
Инструкция: «Я буду называть профессии, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в большей степени. По хлопку все одновременно должны показать рукой на выбранного человека наиболее подходящего, по вашему мнению, для названной профессии». (42 слайд)
Примечание: показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (43 слайд)
Игра с финалистами. (44 слайд)
«Человек - знаковая система»
Работает в плановых, финансовых и статистических органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. (45 слайд) (Экономист) (46 слайд)
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (47 слайд)
Призы на выбор (48 слайд)
Супер игра (49 слайд)
– Что заключается при устройстве на работу. (50 слайд) (Договор) (51 слайд)
Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (52 слайд)
Итог занятия.
Психолог: Мы с вами вспомнили множество профессий. В заключении проанализируем ваши анкеты. Учащиеся 12-х классов в этом году будут выбирать свой дальнейший маршрут – свою профессию. За 2 этих года вы ответили на большее количество анкет по разным методикам: (53 слайд)
- Анкета мотивов выбора профессии.
- Анкета «Ориентация» И.Л. Соломин.
- Дифференциально-диагностический опросникЕ.А. Климова.
- «Изучение привлекательности работы»В.М. Русалова.
- «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина.
- Методика ДЖ. Холланда (ДЖ. Голланда)Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности. И др.
Проанализировав все ваши анкеты можно сделать следующий вывод.
По результатам методики «ДДО Климова» мы получили следующие результаты. Предпочитаемые типы профессий у школьников, выбравших будущую профессию.
Диаграмма №1. Выбор профессии учащимися выпускных классов (2014 год) (54 слайд)
Как видно из диаграммы, большинство школьников, определившихся с выбором, отдают предпочтение типам профессий «человек-техника», профессии как «радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры», «слесарь по ремонту автомобилей», «водитель», «машинист электровоза», «автомеханик», «архитектор» и др. профессии.
Наименьшее предпочтение получили такие категории, как «человек-человек» - это профессии «менеджер», «социальный работник», «учитель», «секретарь», «официант» «переводчик» и «человек-знаковая система» - это профессии «библиотекарь», «бухгалтер», «экономист», «инженер». Большинство учащихся, имеют холерический и сангвинический темперамент. Меньше флегматиков и меланхоликов. (55 слайд)
Диаграмма №2. Влияние темперамента на выбор профессии учащимися выпускных классов (2014 год) (56 слайд)
Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников. Все склонны к сотрудничеству и компромиссу. Сейчас хотелось бы услышать ваше мнение относительно этого занятия: что вам понравилось, что было самым трудным. Я благодарю вас за это занятие и до новых встреч! (57 слайд)
Воспитатель Пересыпкина Е.А.
Педагог-психолог Тузова Н.В.