СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Полифония. Философия фуги"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для самостоятельного изучения или для выполнения заданий для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Полифония. Философия фуги"»

Тема урока «Философия фуги».


При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге.


Фуга - это форма полифонических произведений, в которой начальная тема проводится поочерёдно во всех голосах. Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), немецкий композитор.


Слушание: И. Бах. Фуга ре-диез минор (песенный характер).

Слушание: И. Бах. Фуга до минор (танцевальный характер).

Слушание: И. Бах. Фуга до-диез минор (сосредоточенный характер).


Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.


Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.


Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса.


Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911),

литовский художник, композитор.

«Фуга».


Музыкальная картина Чюрлёниса «Фуга» - это уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое её отражение. Чюрлёнис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные, пластические формы, делая последние утончёнными и прозрачными.

«Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения. Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов.


Фуга в переводе с латинского языка означает «бег». Она строится по определённым исторически сложившимся правилам, которые обеспечивают ей внутреннюю уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов.


Первый раздел фуги называется экспозицией (в переводе означает изложение). В ней тема излагается во всех голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке - даётся интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости. С возвращения главной тональности начинается третий раздел фуги - реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке с её тональной неустойчивостью реприза должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения.

Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей: Бах был подлинным поэтом полифонии…


Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой.


Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.


Иоганн Себастьян Бах играет на органе Потсдамской гарнизонной церкви.


Слушание: И. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Токката.


Орган - инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. В общении с этим «инструментом-наперсником» полнее всего раскрывались характерные черты его артистической натуры. Нигде более не бывал он так патетически вдохновенен, мощен, богат полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась так искренне его интимная лирика, исповеди его души.


Старые итальянские мастера называли в XVI веке токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare - касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина). В токкате композитор свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.


Токката Баха - это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинение.) Бах отводит ей роль вступления, она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката - грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.


Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.

Только она отзвучала, её подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.


В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между её проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.


В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё одна импровизация. Фуга заканчивается виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами.

Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.


Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку.


Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, её радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве.


Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни оказывает могучее эстетическое и нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мира и свободы, к культуре и знанию, к свету и художественной красоте.


Вопросы и задания:


  1. Какое музыкальное произведение называется фугой?

  2. Расскажите о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?

  3. Назовите особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!