СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полная разработка классного часа "Берегите наш родной язык!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Полная разработка классного часа "Берегите наш родной язык!"»

Конспект занятия

(кл.час)

«Берегите наш родной язык!»

(заходят -на столе распределяющая шляпа, 1- русисты, 2-филологи,3-лингвисты)

на столе обозначающая карточка, рассаживаются за три стола)

-Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Галина Алексеевна, и сегодня мне бы хотелось провести для вас классный час, по довольно актуальной на сегодняшний день теме. Её вы попробуете сформулировать самостоятельно. А для этого я предлагаю вам к просмотру небольшое видеообращение (ролик с Безруковым). Так о чём мы будем сегодня говорить? (предполагаемые ответы) правильно, о чистоте русского родного языка!» Поэтому и тема нашего занятия звучит как призыв к вам «Берегите наш родной язык!», поскольку вы-современная молодёжь, фонд наше нации и в ваших руках не только будущее нашей страны, но и будущее её достояния – русского языка! А цель, которую мы должны достичь – определить методы сохранения чистоты русского языка, родного, нашего с вами. И действительно, очень важная поправка в Конституции РФ, касается значимости русского языка как государственного. (зачитайте, пожалуйста)

«Статья 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей
ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации…3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения
и развития.

А как вы думаете, каким он должен быть язык русского народа? (чистый, красивый, правильный). А вот каков наш язык на современном этапе развития, я предлагаю определить вам самим.

На столе у каждой группы, есть тексты ( в виде книжки), все три текста разные - а ваша задача прочитать текст, понять о чем идёт речь и объяснить лексическое значение выделенных курсивом слов. (команды друг за другом читают тексты, объясняя, как они поняли слова)

1)Я – младой повеса,

Смурно моё чело.

К пенатам вновь из леса

Влекусь судьбе назло! (текст –образец литературной речи, языка, на котором писали великие поэты Пушкин, Лермонтов, чистый правильный язык)

2) Из сети я ноут вырубаю,

И на «Доту» резко забиваю.

Я на тусах отрываюсь, зависаю.

Не троллю друзей, а угораю.(текст – образец употребления молодёжного сленга)

3) С бойфрендом мы спешим на пати,

И в барбершоп зайдём мы, кстати,

Ещё про шопинг не забудем.

А вечером онлайн мы будем. (текст наполнен англицизмами, что это?)

Какой из трёх текстов оказался для вас наиболее понятен? Как вы думаете, почему? А как вы считаете, какому их трёх текстов можно адресовать отрывок стихотворения поэта Яшина?

Я люблю свой родной язык,

Он понятен для всех и певуч,

Он как русский народ, многолик!

Как держава наша могуч! (А почему нельзя эти строки адресовать языку второго и третьего текстов) А есть ли проблема – чистоты русского языка? Может быть, нам не стоит придавать значения тем процессам, тем изменениям, которые происходят с языком сейчас на современном этапе развития нашей страны? Как вы думаете?

Действительно, проблема есть и в последние годы она стоит очень остро. Давайте попробуем определить факторы изменения нашего языка ,его осквернения

(схема , в середине русский язык Устная и письмен.форма: на столах карточки –стрелки :жаргонизмы, англицизмы, просторечия, диалекты, язык соцсетей, мат (сквернословие). Обратите внимание, ребята, у вас на столах, у каждой группы лежат карточки, на которых написаны элементы (так называемые пласты русской лексики), вы должны определить, засоряет ли эта категория русской лексики наш язык, если это так, то помещаем её на схему как вредоносный фактор.

Итак, первая группажаргонизмы- что это? Это слова искусственно созданного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами (тюремный жаргон, профессионаьный жаргон карточных игроков и т.д) Примеры: фраер, фраерок – человек мужс.пола, хавать – есть, ныкать –прятать;)

Молодёжный сленг – жаргон, который используют подростки и молодёжь, один из признаков молодёжной субкультуры, стремление выразить себя, отделить от категории взрослых (туса –вечеринка, магаз-магазин, гнать-врать), Опасен ли он? Чем? Можем ли мы искоренить его полностью?

Просторечия- слова, употребляемые в целях намеренно сниженной, грубоватой характеристики предмета: почё, ихний, евошний, хочут и т.д. Этот термин ввёл Дмитрий Николаевич Ушаков,советский учёный - лингвист который говорил, что это речь необразованного и полуобразованного населения, не владеющего литературными нормами. Следует ли бороться с такими словами? Каким образом?

Англицизмы –это? Мы сегодня о них уже говорили, слова, заимствованные из иностранного языка –дайвинг, пирсинг, фастфуд. Как вы думаете, зачем мы их употребляем? Можно ли назвать заимствования – насаждением английской культуры? Ещё в 19 веке против заимств. (тогда в высш кругах был в моде французс. язык) Активно выступал Александр Семёнович Шишков (военный и гос.деятель, русский идеолог, инициатор создания цензурного устава. Когда он докладывал царю о наполеоновском плане уничтожения России с помощью замены русского языка на французский, о сказал: «Хочешь убить народ, убей его язык!» Согласны ли вы с этим утверждением? Здесь необходимо отметить, что он предлагал полностью избавиться от заимствованных слов, здесь его гениальность иногда граничила с крайностью , библиотеку – он прелагал называть –книжницей, бильярд – шаротык, фонтан –водомёт (на слайде текст ) заимствований не избежать, поскольку мы находимся как развитая страна в постоянном контакте со странами-носителями других языков, находимся с ними в экономичексих и соц.взаимосвязях, но стоит ли активно и бездумно заменять слова на иноязычные? Если в русском языке есть их эквивалент?

Диалекты – что это такое? Это разновидность языка, как средства общения, между людьми на определённой территории (обабок, гаманок, вехотка и т.д) Можно ли однозначно сказать, что диалекты засоряют русский язык? А ведь и мы с вами употребляем диалекты в разг.речи , они относятся к словам на территории Свердловской области, к большой группе уральского диалекта:

Сарайка – деревянное помещение для хранения вещей;

Горошница – гороховая каша,

Шаньга – ватрушка с картофелем или творогом

Лентяйка –швабра

Диалекты- это территориальные особенности языка, некий отд. Культурно-исторический пласт русской лексики. Поэтому мы не можем их поместить среди однозначно вредоносных факторов, способствующих деградации языка.

Язык – социальных сетей, «Интернет язык», каковы его особенности? Упрощение и сокращение слов, несоблюдение орф и пунктуац. правил, смайлики (эмодзи) вместо слов, намеренное искажение слов: котэ, креведко, сяба,лол и т.д. Зачем нужен такой язык? Это разрушающий фактор для русского языка? Почему? Как с ним бороться? - Зачем нужен такой язык? Это разрушающий фактор для русского языка? Почему? Как с ним бороться? –Пусть он находится только в пределах соц.сетей, не в книгах, ни на телевидении, ни в нашей разговорной речи. Исследования учёных показали, что люди, которые используют смайлы в переписки, и в реальном контакте не умеют выражать эмоции словами. Давайте попробуем, в смс-общении вернуться к употреблению русского литературного языка. Каждой команде – сейчас придёт смс (задание: перевести послание с интернет-языка на понятный лит.язык)

  1. Дал мутному челику комп апгрейдить по фасту, а он его юзает уже неделю, бро, пробей,ок?

  2. Привки, вчера в падике с одним перцем тусил, так он базарит, что ты с чикой моей по тихой мутки мутишь. Я агрюсь.

  3. Hi мож го на тусу? ДР у Сашки –чела из 11го «В», ща чухну во скоко, лан?

И, как отдельная категория, способствующая деградации нашего родного языка выступает мат (сквернословие). Часто ли вам приходится встречать его в повседневной жизни? Как вы думаете, с чем это связано? С тем, что есть образцы –взрослые люди, употребляющие его в речи так часто, что он стал необходимой связкой их слов, кино и телевидение (зачем и кем он там употребляется? Необходимо отметить тот факт, что первые матерные бранные слова были найдены ещё в Новгородских берестяных грамотках 11 века. Мат в Древней Руси являлся ни чем иным как заклинанием, ворожеи и колдуны использовали эти слова для обращения к бесам, при наведении порчи и проклятия. Никогда мат не был настолько распространен в России, как в последние годы. Например, : во времена правления царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было невозможно, в отношении языка проводилась особая гос.политика, по Соборному уложению за использование непотребных слов – налагалось жестокое телесное наказание – вплоть до смертной казни. Как вы считаете, правильна ли была такая политика в отношении чистоты языка? Какие методы борьбы с матом предлагаете вы?

Как я вижу, вы имеете представление об категориях стилистически ограниченной лексики, которая губит наш язык. Вы знаете, какие факторы влияют на состояние современного русккого языка. Давайте сейчас попробуем выяснить, каково ваше отношение к обозначенной проблеме. Мне понадобится от каждой группы три смельчака и всего одна девушка. Парням раздаётся текст: Они обращаются по очереди к девушке, задача девушки –определить, с каким молодым человеком она отправится гулять.

  1. Ты такая няшная, прям сасная чика! Я походу реально вкрашился. Погнали с дноклами на вписку, клёвый движ будет!

  2. Ауф, влавился в ю! Ты кульная, и я не-аутсайдер какой-нибудь. Го флексить, слэмиться, ну ,камон.

  3. Ты очень красивая. Твои глаза, как яркие звёздочки. Мне так хотелось бы пригласить тебя на прогулку.

Какой из вариантов обращения было приятнее слушать? не кажется ли вам, что иногда мы намеренно коверкаем наш язык, насильно искажая его, (для чего?) чтоб придать нашей речи больше пафоса? Не кажется ли вам такой язык фальшивым?

А чтобы вы укрепились в своём мнении, я предлагаю вам прослушать два отрывка из современных песен, где девушка признаётся молодому человеку в любви, ведь тема влюбленности, первой любви так актуальна сегодня для современной молодёжи. А затем вы определите, какая из песен несёт больше смысла? ( я тебя люблю, вкрашилась).

А мы переходим к заключительной части нашего классного часа и попробуем всё-таки определить-действительно ли проблема чистоты русского языка на сегодняшний день важна для нас? Почему именно сейчас встала острая необходимость что-то менять (потому что пришло время, когда СМИ , ТВ, соц.сети активно влияют на носителей языка, потому что обилие англицизмов, сленга молодёжного и интернет, мат льётся рекой из речи взрослых и детей, ведущих передач, блогеров соцсетей. У каждой группы на столе лежит маленькая чистая книжка и символ -сердечко, в эту книжку каждый участник группы запишет предложение-рекомендацию, как сделать наш язык чище, как его сберечь, это может быть даже правило, которому последуют другие. А также тема классного часа привлекла ваше внимание и вы согласны с тем, что нужно любить свой родной язык, гордиться им, хранить его. Каждый наклейте эмблемку-сердечко. Давайте прикрепим эти книжки на доску, после урока и вы, и другие ребята, могут ознакомиться с вашими рекомендациями. А я вам в благодарность за вашу активную работу на занятии дарю небольшие памятки, в которых в стихотворной форме я предлагаю правила сбережения нашего достояния – русского языка!

Язык наш прекрасный,

Богатый и звучный,

То мощный и страстный, то нежно-певучий,

Он дарит страницы волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык.

(видеообращение Президента РФ В.В.Путина)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!