СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощник учителя - нужна ли такая должность?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  статье приведены мои размышления о предложении Министерства образования о карьерной лестнице учителей. Статья написана для II Международной научно-практической интернет-конференции «Непрерывное образование специалистов в современных условиях: опыт и перспективы».

Просмотр содержимого документа
«Помощник учителя - нужна ли такая должность?»

Помощник учителя – нужна ли такая должность?

Есть профессии, которым можно научиться в техникуме или институте, а есть профессии, которым нужно учиться всю жизнь. Именно такой и является профессия учителя…

Вспоминаю мой первый год работы в школе, когда я девятнадцатилетней девочкой пришла работать после окончания педучилища в одну из подмосковных школ. Девочка, которую окружали такие же дети. Только чуть помладше. Я ходила на уроки к пятиклашкам и вспоминала, как было здорово в училище на практике: сначала я сидела на задней парте в классе и удивлялась, как здорово все получается у опытной учительницы, с классом которой мне предстоит работать дальше. Практика тогда окрылила меня! А тут крылья как будто подрезали: были неудачи, была проблема с дисциплиной. Конечно, опытные учителя давали какие-то советы мне, совсем юной тогда, но у всех так много своих дел, своих тетрадей, внеклассных мероприятий, что я была в совершенно свободном плавании.

Наверное, те минуты на задней парте, когда удивляешься мастерству, влюбляешься в профессию, если видишь другого такого же влюбленного, дали мне силы не сдаться, потом пойти учиться в институт и вновь вернуться в школу.

Условия жизни диктуют нам следующее: мы приходим с порога института на порог школы, принимаем высокий статус учителя – и начинаем вариться в своем котле, изредка поддерживаемые коллегами, давая открытые уроки на «День молодого специалиста». А ведь здорово было бы, если бы, придя в школу, вчерашний студент сначала попробовал разобраться в этой нашей школьной «каше», повариться в ней, почувствовать уверенность, а потом уже приходить к детям. Министерство образования и науки сегодня рассматривает инициативу про карьерную лестницу учителей. И первой ступенькой этой лестницы является «помощник учителя».

Словарь Д.Н.Ушакова дает нам одно из определений слова «помощник»: это должностное лицо, помогающее в работе другому, основному работнику, непосредственно ему подчиненное и в отношении некоторых обязанностей являющееся его заместителем. Если мы будем говорить о помощнике учителя, то это будет и помощник, и ученик одновременно. С одной стороны, школьный учитель сейчас так перегружен применением разных технологий, электронными журналами и другими «благами» школьной цивилизации, что помощь ему точно не помешает. А его помощник зато сможет посмотреть уроки, попробовать заменить учителя-наставника на некоторых темах в уже знакомом ему классе, сможет перенять бесценный опыт не открытых уроков, а настоящей, живой работы: когда можно перестроиться на уроке, если тема «не пошла», когда нужно импровизировать, когда можно не заканчивать урок со звонком, если дети сидят с открытыми ртами на литературе, и проговорить с ними еще почти всю перемену. Это такая обычная и совсем необычная школьная жизнь.

И еще один неприятный момент будет снят. Уже не раз, когда в нашу школу приходили молодые специалисты, я видела, как страдают юные девочки, которые, отработав месяц-два, поняли: «Не мое». И вот они тащат на себе груз педагогической ответственности целый учебный год, страдая сами, вымещая свое недовольство на ни в чем не повинных учениках. А в мае они пишут заявление об уходе и наконец-то чувствуют себя свободными. А вот если бы они поработали помощником учителя, трагедии и мучения можно было бы избежать. Не получилось, почувствовали, что «не мое» - ну с кем не бывает? Зато не нужно на следующий год менять учителя в классе. Да и работать до конца учебного года вовсе не обязательно. Вдруг эта девочка найдет свое счастье в другой профессии?

Чем же может заниматься помощник учителя, помимо того, что он будет набираться опыта на уроках у наставника? Как я уже сказала, он может пробовать сам давать уроки под наблюдением опытного учителя. В должностной инструкции помощника учителя информатики (есть, оказывается, такая должность) читаю: «Подготавливает оборудование к проведению уроков, курсов по выбору, занятий с использованием программно-методических комплексов, осуществляет его проверку и простую регулировку. Осуществляет в соответствии с указаниями учителя, заведующего кабинетом и расписанием занятий необходимые подготовительные и вспомогательные операции при проведении практических и демонстрационных работ». Наверное, любому учителю-предметнику нужна такая помощь: подготовить оборудование для урока. Будь то раздаточный материал у учителей-словесников и математиков или препараты в кабинетах биологии и химии. В современной школе почти в каждом кабинете стоит компьютер и проектор: помощник учителя мог бы готовить презентации к урокам или открывать нужные ссылки в Интернете в течение урока. Помощник учителя за время работы сможет познакомиться с документацией, которую ведет учитель, и сам поработать с ней. Он сможет проводить занятия с одаренными детьми или консультации с отстающими, ведь этих ребят он будет уже знать, увидит их на уроках. А на следующий год (а может, и через год-два) этот молодой учитель уже придет в свой класс на свои уроки, используя опыт, накопленный за год.

Мне кажется, инициатива реформирования учительского труда довольно актуальна в современной школе. Школа обновляется со всех сторон, но учитель, как и много лет назад, остается только учителем. Наверное, пришла пора карьерного роста педагогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!