Понятие творчества и развитие творческих способностей
Вся история человечества — это история изобретательства . Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологий появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения, т.е. изобретательства.
- Изобретательство — творческая деятельность , в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов в конструкциях инженерных объектов. Изложим кратко основные идеи и рекомендации ТРИЗ.
Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
- применить известные типовые решения, общепринятые схемы – это
исполнительский уровень;
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно – это
творческий уровень.
Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество — это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: « Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично; для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».
Можно, очевидно, сказать, что творчество — это решение творческих задач . При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно) , т.е. неизвестных для этого человека методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.
Существуют различные виды творчества:
- научное, техническое, художественное.
- научное, техническое, художественное.
- научное,
- техническое,
- художественное.
Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества.
Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах.
Процесс творчества, в частности технического, всегда осуществляется поэтапно и включает такие процедуры:
- осознание противоречия, создание и обоснование идеи;
- техническую разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и конструирование);
- испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения.
Первая процедура завершается созданием общего плана, идеи, замысла решения задачи (общего принципа действия систем данного типа).
Вторая процедура включает проектирование и конструирование.
Проектирование — разработка и обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта (тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.).
Процесс проектирования можно представить так:
- научно-исследовательский поиск наилучшего варианта решения технической задачи;
- формулировка (обоснование) технического задания;
- техническое предложение (аванпроект);
- эскизное проектирование;
- техническое проектирование;
- рабочее проектирование.
Конструирование — разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины .
Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия
Конструкция — наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части должны быть изготовлены.
Если конструкция является изобретение м, т.е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением , то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально , а открытие запатентовано .
Поэтому каждый изобретатель , дабы не открывать «америк», должен быть эрудированным специалистом , хорошо представляющим, что делается в его области.
Из этого экскурса в техническое
творчество ясно, что главные
качества необходимые для успеха в любом деле, это: ► творческий склад ума,
► нацеленность на творчество,
► готовность решать возникающие
задачи и проблемы ,
причем самые, казалось бы, неожиданные. В психологии созданы эффективные алгоритмы и методы решения задач, развивающие творческие способности. Мы рассмотрим эти методики на следующих уроках.
Термины
- изобретательство,
- творчество,
- техническое творчество,
- проектирование,
- конструирование,
- конструкция,
- изобретение.
Вопросы
- Что такое изобретательство?
- Что такое ТРИЗ?
- Что такое исполнительский и творческий путь решения задач?
- Что такое творчество?
- Что такое творческая задача?
- Какие виды творчества вы знаете?
- Что предполагает получить техническое творчество?
- Что является результатом проектирования?
Вопросы
- На какие этапы можно разбить процесс проектирования?
- Как одним словом называется техническое предложение?
- Что такое конструирование?
- Что является результатом конструирования?
- Что такое конструкция?
- Что необходимо делать если конструкция окажется изобретением?
- Что важно для успеха в любом деле?
Домашнее задание:
§ 1 читать, готовить пересказ.