СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложноподчиненном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчиненном предложении»

Урок № 45. Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока: познакомить с определением СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи, совершенствовать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: осознание ценности

- знаний о сложноподчиненном предложении;

-умения  правильно употреблять сложноподчиненные предложения в речи;

ценностное отношение

- к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

  • предметные:

-знание понятия «сложноподчиненное предложение», цели использования сложноподчиненных предложений в тексте, отличий сложных предложений  друг от друга.

-умение отличать в контексте разные виды сложных предложений;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.

  • метапредметные:

  • регулятивные  универсальные учебные действия:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

•   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•   владение разными видами чтения;

•   способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

•   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • познавательные:

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории  и др.);

  • коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;

- умение работать в малой группе;

- умение взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Класс: 9-А

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

  1. Чем отличается постое предложение от сложного?

  2. На какие группы делятся сложные предложения?

  3. Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

  4. Какими бывают союзные предложения?

  5. Назовите основные признаки ССП.


III. Введение в тему. Целеполагание

- Внимательно рассмотрите данные предложения, составьте их схемы (3 ученика составляют схемы у доски). СЛАЙД 1.

1.Начался урок. Ученики приступили к самостоятельной работе.

2.Начался урок, и ученики приступили к самостоятельной работе.

3.Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.

1.[ ]. [ ]. ПП 2.[ ], и [ ]. ССП 3.( Когда …), [ ]. СПП


- Все ли виды предложений мы изучили? Какая тема и цель урока?

- Укажите сходство и различие смысловых отношений между частями данных сложных предложений. Сделайте вывод.


IV. Работа над темой урока

1) Упражнение 65 (устно)


2) Проблемный вопрос «Признаки СПП»

- Попробуем вместе сформулировать признаки СПП.

В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и жил.

- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз?

Вывод (делают учащиеся): Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.

- Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.

Так как С.Я.Маршак родился и жил в Воронеже, известному писателю здесь будет установлен памятник.

- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.

В Воронеже С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и жил, будет установлен памятник.

- Каково место придаточного по отношению к главному?

Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

- Проанализируйте ещё одно предложение:

Когда Ивану Бунину исполнилось три года его семья переехала из Воронежа в Еле где сейчас находится музей Бунина.

- Прочитайте. Расставьте знаки препинания.

- Какое это предложение? Как определили?

- Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.

- Выделим средства связи.

- Попробуйте удалить или заменить каждое из них значимым словом.

- Чем отличается союз от союзного слова?

Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП. Средства связи: подчинительный союз или союзное слово.

Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).

  1. Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

  2. Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

  3. Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

  4. Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.


3) Чтение правила стр. 48


4) Упражнение 66 (устно)


5) Запись и анализ предложений, составление схем (учащиеся по одному выходят к доске, все остальные выполняют в тетрадях)

  1. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

  2. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

  3. Он вступил в тёмные сени, от которых подуло холодом.

  4. Надя простилась и пошла к себе, легла и тотчас уснула.

  5. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.


6) Групповая работа

Группа № 1. Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания. СЛАЙД 2.

Не стану уверять, (...) прекраснее Крыма нет ничего на свете. И всё-таки у всех нас есть свои любимые места, (...) мы наделяем особыми заслугами.
Каждому из нас мила и люба своя родина, (...) ты родился, вырос или живёшь.
Таков и Крым, (...) он славен своей чудодейственной силой.

Для справок: что, которые, где, потому что.


Группа № 2. Продолжить предложения, чтобы получились СПП. СЛАЙД 3.

  1. Книгу надо беречь (почему?).

  2. Будешь много знать (при каком условии?).

  3. Перечитывают те книги (какие?).

  4. Читать лучше там (где?).


Группа № 3. Из пар простых предложений составить СПП: СЛАЙД 4.

  1. Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.)

  2. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней выпускают конфеты «Песни Кольцова». (Потому что.)

  3. В Воронеже установлен памятник О. Мандельштаму. Сюда он был сослан и жил с женой на съёмной квартире. (Так как.)

  4. Ты пойдёшь от площади Ленина к ВГУ. С правой стороны увидишь памятник И.А.Бунину. (Если.)


Группа № 4. Как вы относитесь к чтению книг? Высказать свою точку зрения, используя СПП.

Выступления групп


V. Подведение итогов

Рефлексия

Лист самооценивания

Имя ученика:_________________________________________

Класс:_____

Понимание темы:

  1. Распознаю сложноподчиненное предложение от других конструкций.

  2. Умею находить главное и придаточное предложения в составе СПП.

  3. Умею задавать вопросы к придаточному предложению.


Применение на практике:

  1. Могу  правильно употреблять подчинительные союзы  в СПП.

  2. Могу  расставлять знаки препинания в СПП.

  3. Могу  в письменной речи употреблять СПП.


Над чем мне необходимо поработать:

_____________________________________


VI. Домашнее задание

Упражнение 67

По желанию: выписать из худ. Произведения 5 СПП


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!