СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об органических веществах. Возникновение органической химии как науки

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дается представление об органических веществах. Выясняется предмет изучения органической химии. Устанавливается единство живой и неживой прроды.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об органических веществах. Возникновение органической химии как науки»

Органические вещества


Тема урока: Понятие об органических веществах. Возникновение органической химии как науки. Общие и отличительные признаки неорганических и органических веществ.

Природные и синтетические органические вещества.

Цель урока: Выяснить предмет изучения органической химии, особенности органических веществ, показать единство живой и неживой природы.

Оборудование: образцы органических веществ ( нефть, уксус, сахар, стеарин, крахмал, полиэтилен, пластмассы).

Образцы неорганических веществ (кухонная соль, медь, вода).спички.

Тип урока: Изучение нового материала.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Основная часть урока.

    1. Мотивация познавательной деятельности.

2.2 Изучение нового материала

Учитель: Истоки органической химии, как и других наук, лежит в практической деятельности человека. Практическое значение органических

веществ на всех этапах человеческого общества было чрезвычайно велико.

Органические вещества составляют пищу человека, служат для изготовление обуви и одежды, применяются для отопления и освещения, служат зачастую материалами для изготовления жилища, орудий труда и др. Еще в древности в обиход человека вошли жиры и масла, изготавливаемые из семян растений, сахар (в виде меда), различного вида смолы и воски, красящие вещества, добываемые из растений или животных( пурпур-из моллюсков, кошениль- из кошенильных насекомых, душистые вещества, извлекаемые из растений или из ископаемых смол. С незапамятных времен человеку известно вино, образующееся при брожении сахарных соков растений, и уксус, получающийся при скисании вина. Широкое распространение получили также различные целебные растения и приготовленные из них отвары и настои, применяющиеся при лечении.

До начала 19 столетия вещества делили по происхождению на минеральные, животные и растительные. В 1807 году шведский химик

Й.Я. Берцелиус ввел в науку термин «органические вещества», объединив в одну группу вещества животного и растительного происхождения. А науку об этих веществах он предложил назвать органической химией. В начале 19 столетия считалось, что органические вещества в искусственных условиях нельзя получить, они могут быть образованы только в растительных и животных организмах под действием божественной силы. Ошибочность этого представления была доказана синтезом органических веществ в лабораторных условиях: в 1828 была синтезирована мочевина немецким химиком Ф.Вёлером, в 1845 году А.В. Кольбе получает уксусную кислоту, 1854 г. французский химик П.Э. Бертло - жиры, 1861 г. Русский химик А.М.Бутлеров – сахаристое вещество.

Оказалось, что резкой границы между органическими и органическими веществами не существует, т.к. они состоят из одних и тех же элементов и возможно их взаимное превращение. Вопрос: Какие же химические элементы входят в состав органических веществ?

На доске записаны формулы органических веществ: метана (СН4,), уксусной кислоты (С2Н4О2), спирта (С2Н5ОН), сахара (С6Н12О6), аскорбиновая кисло-та (С5Н8О6) и др.


Вопрос: Что общего в составе этих веществ?

Какие свойства они могут проявлять?


Выполнение лабораторной работы.

1. Изучение физических свойств органических веществ: растворение органических веществ в воде (сахара, уксусной кислоты, полиэтилена, стеарина), а потом в органических растворителях.

2. Горение органических веществ.

3. Растворение и горение неорганических веществ.

Заполнение таблицы.

Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ


Критерии сравнения

Органические вещества


Неорганические вещества

Состав веществ

Валентность




Типы химических связей




Растворимость




Термическая стойкость





Вывод: В состав всех органических веществ входит Углерод. Образование и реакции органических веществ происходят по тем законам, что и неорганических веществ. Среди органических веществ есть растворимые в воде, электролиты (соли органических кислот), есть термостойкие.

Органические и неорганические вещества объединяет и то, что они могут преобразовываться.


Задание классу: Попробуйте сформулировать определение «органическая химия»


Учитель: Синтезы органических веществ в лабораторных условиях ускорили развитие органической химии, ученые стали экспериментировать и получать вещества, которых нет в природе. Это пластмассы, различные каучуки, волокна,

лаки, краски, лекарственные препараты, растворители и др. В 1999 г зарегистрировано 18-миллионное органическое вещество.


Задание классу. На какие группы мы можем разделить органические вещества?

( Составление схемы)



Органические вещества



Полученные из природных веществ: Изготовленные синтетическим

путем

2.3 Закрепление материала

Беседа: 1. Что изучает органическая химия?

2 Какие элементы входят в состав органических веществ?

3. Почему органическую химию еще называют химией углерода

4. Попробуйте назвать отрасль промышленности, где не исполь-

зуют органические вещества.

  1. Заключительная часть урока.

3.1 Подведение итогов работы на уроке.

3.2 Рефлексия

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Все ли было вам понятно?

3. Были ли сведения, которые вы знали?


3.3 Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!