СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка исполнительского аппарата домриста на начальном этапе обучения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для преподавателей и студентов

Просмотр содержимого документа
«Постановка исполнительского аппарата домриста на начальном этапе обучения.»

Департамент образования ЯНАО

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»




















Постановка исполнительского аппарата домриста на начальном этапе обучения.

Методическое рекомендации для преподавателей и студентов специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов)





















г. Салехард 2017

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Редакционного совета

протокол №____

от __ _______ 2017 г.













Методические рекомендации «Постановка исполнительского аппарата домриста на начальном этапе обучения» для студентов музыкальных учебных заведений, обучающихся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов). И может быть использовано в качестве дополнительного материала для подготовки к педагогической практике, экзаменационной работе по методике игре на инструменте.





















Составитель:

Палтырева Алина Васильевна, преподаватель музыкальных дисциплин.





Пояснительная записка

Методические рекомендации составлены на основе установленного образца по разработке методического задания, утвержденных научно-методическим Советом колледжа и отвечает всем требованиями по освоению знаний, умений и навыков по программе «Инструментальное исполнительство». Приоритетным направлением в обучение музыканта-исполнителя является самопознание и выявление психологических аспектов в развитии творческой личности.

Цель работы: заострить внимание студентов, начинающих свой педагогический путь, на исполнительский аппарат их учеников и проблемы возникающие на начальном этапе обучения.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «исполнительский аппарат».

  2. Выявить проблемы постановки рук домриста.

  3. Определить пути решения проблем возникающих на начальном этапе обучения.



















Каждый педагог в процессе работы с учеником подмечает его индивидуальные особенности и, исходя из них, планирует свою работу. Прежде всего, он обращает внимание на музыкальные данные учащегося: слух, память, ритм, физические особенности рук и, попутно с этим, отмечает быстроту восприятия, сообразительность, степень сосредоточенности, терпение, выдержку и другие качества. На основании своих наблюдений педагог вырабатывает определённую методику работы с этим ребёнком.

Иногда начинающему педагогу, из-за недостатка опыта, трудно бывает

учитывать индивидуальные особенности рук каждого ученика. Поэтому, ему иногда нелегко добиться у учащегося даже стандартной формы постановки. Но здесь надо помнить, что руку нужно «не ставить», а «двигать». «…Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее всего изменить», - считал Г. Нейгауз. Именно такое положение соответствует принципу координированной организованной свободы.

Понятие «исполнительский аппарат».

Понятие «исполнительский аппарат» в широком смысле включает в себя комплекс разнообразных элементов. В первую очередь это постановка правой и левой рук, посадка исполнителя, устойчивое удержание инструмента, а также осмысленное и контролируемое исполнение.

Правильная постановка исполнительского аппарата домриста имеет огромное значение, так как дальнейшая перспектива развития и творческое становление профессионального музыканта во многом зависит от этого фактора. Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий.

Правильная постановка должна обеспечить постепенное приспособление рук и всего организма ученика к инструменту, к условиям и требованиям игры, выполнению все более сложных движений, необходимых для решения технических и художественных задач.

Наиболее трудным элементом исполнительского аппарата является постановка и движение рук в процессе игры на инструменте. Движения рук при игре на домре бывают очень сложными. Особую трудность вызывают сочетания разнообразных движений кисти, предплечья правой руки и пальцев левой руки.

В вопросах постановки рук необходимо избегать излишней косности, обучения механической, абстрактной постановке. Важно помнить, что у каждого ученика в постановке присутствуют свойственные только ему особенности, индивидуальные ощущения игровых движений, а также какие-то анатомические особенности.

Прежде чем преступить к постановке рук и обучению игре на инструменте, педагог должен обучить ученика комплексу подготовительных упражнений.

Подготовительные упражнения.

Цель этих упражнений заключается в том, чтобы научить учащегося сознательно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.

При переходе из пассивного состояния в активное, необходимо зафиксировать работу мышц, которые участвуют в игре. При переходе из активного состояния в пассивное, надо проконтролировать полное их расслабление. И, конечно, обязательно следить за тем, чтобы не возникало излишнего напряжения.

Упражнения должны вызывать интерес у учащегося, иметь названия, чтобы вызывать в воображении ученика близкие ему ассоциации. В качестве таких упражнений можно порекомендовать следующие:

1. «Полоскание». Ученик сгибается в поясе, ощущает свободно висящие руки. Имитирует полоскание, двигая руками. Внимание нужно направить на освобождение мышц плеча, шеи и рук.

2. «Листики». Ученик поднимает руки вверх и раскачивает в разные стороны, изображая, как колышутся листики на деревьях. Внимание надо направить на свободные запястья и кисти рук.

3. «Робот». Предложить ученику расслабить плечи, поднять их и напрячь весь корпус, представив себя роботом. Затем полностью расслабиться. Ученик должен прочувствовать степень напряжения мышц и ощущение легкости после их расслабления.

Существуют отдельные упражнения для расслабления рук в локтях:

1. «Плавание». Ученик разводит руки в стороны и на счет «раз, два» сгибает их в локтях. На счет «три, четыре» разгибает. Педагог должен контролировать плавность движений предплечий и свободу кистей рук.

2. «Руки устали». Ученик на счет «раз, два» плавно сгибает руки в локтях. На счет «три, четыре» опускает руки вниз, как будто руки очень устали. Внимание нужно направить на ощущение резкого, полного расслабления мышц.

3. «Красим стенку». Ученик поднимает руки до уровня груди и как бы «красит стенку». Правая рука имитирует удержание медиатора. Здесь нужно обратить внимание на работу предплечья и ощущение свободы в запястье.

4. «Ветерок». Ученик обмахивает лицо, при этом локти согнуты, а кисти рук находятся на уровне лица.

5. «Заключительное». Ученик поднимает руки вверх и очень постепенно расслабляет и освобождает от напряжения сначала кисть, затем запястье, локоть и плечо. Рука при этом должна свободно упасть вниз.

Ученик должен почувствовать свободное качание руки.

Также хорошие упражнения можно найти в пособиях: А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», С.Шальман «Я буду скрипачем».

Таким образом, посредством специальных упражнений ученика знакомят с первыми игровыми ощущениями, с азбукой мышечной работы.

Но прежде чем брать в руки инструмент, необходимо научить ученика правильно дышать. Наиболее удобным в вокально – педагогической практике считается нижнерёберно – диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимается и расширяется при вдохе нижняя часть ребёр. Остальная часть грудной клетки почти неподвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

При таком дыхании грудь остается свободной, не опускается и не поднимается. Поэтому колебание грудной клетки не будет влиять на инструмент и домра будет всегда устойчива. После освоения такого дыхания можно приступать к изучению посадки.

Посадка ученика и положение инструмента.

Посадка является первоначальным этапом в комплексе постановки исполнительского аппарата. Посадка должна быть удобной для учащегося, внешне собранной и подтянутой. Спина держится ровной, корпус слегка наклонен вперед. Основной упор следует делать на ногах, а не на ягодицы.

Сидеть надо примерно на половинке стула. Правая нога закидывается на левую, которая находится под прямым углом к полу. Наиболее приемлем вариант посадки с использованием специальной гитарной подставки под правую ногу. Это помогает избежать профессиональных заболеваний.

Правая нога может располагаться также на голени в эпизодах, требующих предельной собранности и наибольшей свободы исполнительского аппарата. Такой вариант посадки встречается у зрелых домристов.

Инструмент кладется на бедро правой ноги и прижимается корпусом исполнителя. Чтобы корпус был лучше закреплен, на бедро правой ноги кладут поролон или резиновую основу.

Головка грифа должна находиться примерно на уровне левого плеча.

Правая рука располагается серединой предплечья на крае корпуса инструмента, чуть выше кнопок, на которые крепятся струны.

Угол наклона деки примерно 35-45 градусов. Ученик должен хорошо видеть все три струны.

Существует пять основных точек опоры:

1. Нижняя часть корпуса инструмента, которая опирается в бедро правой ноги.

2. Верхняя часть корпуса инструмента, которая прижимается исполнителем.

3. Предплечье правой руки.

4. Мизинец правой руки.

5. Кисть левой руки (указательный и большой пальцы).

Когда педагог уверен, что посадка и положение инструмента естественные, можно переходить к работе над постановкой рук.

Постановка правой руки.

От правой руки зависит создание музыкального звука, а так же техническая свобода исполнителя. Поэтому постановка правой руки должна быть не закрепощенной и статичной, а гибкой. В зависимости от решаемых в том или ином произведении художественных задач, вопросов звуковедения, тембра, образности и так далее, исполнитель приспосабливает игровой аппарат и изменяет постановку рук для воплощения задуманного.

Для правильной постановки правой руки необходимо подготовить руки к положению на инструменте. Для этого надо изучить цикл подготовительных упражнений.

1. «Градусник». Упражнение для отработки удара вниз. Пальцы правой руки собираются, как для удержания медиатора. Делаем свободное движение, как будто встряхиваем градусник. Ученик должен почувствовать тяжесть кисти и точку в конце броска. Правую руку можно ронять на колено, обязательно фиксируя внимание на тяжести кисти.

2. «Который час». Упражнение для правильного подъема, округления и освобождения кисти. Нужно поднять правую руку, как будто смотрим на часы. Кисть должна свисать, а запястье оставаться свободным.

3. «Привет». Упражнение для отработки кистевых движений. Нужно поднять руку и помахать кистью в разные стороны, как будто приветствуя кого-то. Внимание нужно направить на свободное и ровное движение кисти. Затем это движение нужно сделать на столе, собрав пальцы правой руки, как будто держим медиатор. Потом это движение нужно перенести на картон, который прижат к груди. Далее это же движение выполняем на панцире домры (без медиатора).

Шитенков И.И. в своей работе «Специфика звукоизвлечения на домре» пишет: «При постановке правой руки для большей наглядности, особенно с начинающими учениками, нужно проделать следующее. Поставить на стол вертикально согнутую в локте правую руку, опустить кисть, расслабив пальцы, собрать все пальцы в кулак (при этом кисть несколько выпрямится). Зафиксировав это положение, разгибаем руку в локте до тех пор, пока пальцы, согнутые в кулак (ладонью вниз), не приблизятся к столу. Теперь разгибаем четыре пальца до того момента, когда первая фаланга указательного пальца сравняется с первой фалангой большого пальца, и ногти всех четырех пальцев будут касаться стола. Это расположение пальцев, а также величина изгиба кисти и будут исходными для правой руки. (Индивидуальные особенности в строении правой руки могут вызвать коррективы величины угла изгиба кисти)».

При постановке правой руки не нужно спешить. С самого начала можно играть pizzicato большим пальцем, т. е. не использовать медиатор.

Н.Т.Лысенко в работе «Методика обучения игре на домре» пишет: «Начиная с pizzicato, ученик должен осваивать один из важнейших моментов постановки правой руки для игры медиатором, а именно - положение правой руки и кисти. Главное же при этом заключается в том, что pizzicato большим пальцем гарантирует извлечение качественного звука уже с первых уроков. Очень важно, что впоследствии, пользуясь медиатором, ученик, сравнивая качество щипкового звука со звуком медиатора, сможет включиться в слуховой самоконтроль качества звучания».

Включение медиатора в работу должно происходить вне инструмента.

На середину третьей (ногтевой) фаланги указательного пальца накладывается перпендикулярно медиатор, кончик которого выпускается не более чем на 3-4 мм. Медиатор прижимается второй (ногтевой) фалангой большого пальца.

Кисть правой руки должна иметь округлую форму. Некоторые педагоги сравнивают кисть правой руки с куполом, шариком и т.д.

Ногти должны быть выстроены в одну линию, мизинчик немного приподнят и выдвинут. Это необходимо для его скольжения по панцирю инструмента.

Педагог должен проследить, чтобы ученик не напрягался при удержании медиатора.

Первые движения руки на инструменте и ощущения ученик запомнит надолго. Важно, чтобы медиатор проходил струну легко и свободно, не застревая на ней. Первые движения производятся кистью от себя и к себе. Движения должны быть естественными, без участия предплечья. Лучше начинать освоение движений правой руки со струны «ля».

Движение вниз – это естественное природное движение, а вот «движение вверх…целая наука! Р.В.Белов предлагает естественную «подвеску» кисти правой руки на предплечье с полной свободой запястья. Обратный щипок совершается подцепляющим движением запястья, причем движение запястья первично, а сам щипок (после предварительного нажатия на струну) вторичен» (А.Цыганков «Золотой звук Рудольфа Белова»).

Между звуками должны быть паузы, длящиеся столько, сколько нужно, чтобы успеть сбросить напряжение с руки. В дальнейшем такие паузы будут короче. Это необходимо для того, чтобы научиться давать отдых руке во время игры.

Нужно следить, чтобы звучание инструмента было нежным, мягким, певучим.

Сначала можно отдельно поработать над движениями вниз, затем над движениями вверх и соединить их. При работе над этими движениями можно одновременно изучать и приёмы игры, и виды туше (бросок, толчок, нажим).

Кисть правой руки должна опираться на ноготь мизинца. Мизинец не должен отрываться от панциря инструмента.

В мышцах рук не должно быть напряжения. Для выработки свободных игровых движений Н.Ф.Олейников в разработке «О правой руке домриста» предлагает цикл упражнений. Он рекомендует сначала на столе, а потом на панцире инструмента выполнять полукруговые движения. Полезно также вращать кисть в воздухе, описывая цифры 3, 6, 9, 0. Эти упражнения нужно выполнять с медиатором, заниматься регулярно по 5-7 минут.

Изучение приёма тремоло также надо начинать вне инструмента (на столе, на картоне). Тремоло бывает трёх видов: кистью, кистью с предплечьем и тремоло всей рукой. В зависимости от характера исполняемой музыки нужно выбирать вид тремоло.

Функции пальцев и постановка левой руки

Постановка левой руки должна обеспечивать свободу движения пальцев и легкость перемещения всей кисти по грифу инструмента при смене позиций.

При постановке левой руки необходимо придерживаться следующих правил:

1. Кисть с предплечьем составляет одну линию. При сильно выгнутом запястье ослабляется сила и точность пальцевых движений (исключением является игра на струне «ми»).

2. Все пальцы закруглены, выпрямление фаланговых сочленений недопустимо.

3. Пальцы (1, 2, 3, 4) слегка развёрнуты вперед в направлении корпуса инструмента.

4. Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.

5. Большой палец находится приблизительно напротив первого и второго пальцев.

6. Поднятие и опускание пальцев происходит в пястно – фаланговом суставе.

7. Гриф лежит в углублении между большим и первым пальцами так, чтобы под грифом образовался просвет (для максимального уменьшения трения при передвижении руки по грифу).

8. Ладонь не должна прижиматься к грифу.

Ученику необходимо объяснить, что рабочих пальцев у нас четыре: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный и 4 – мизинец. Большой палец тоже участвует в игре эпизодически (при игре аккордов). Он округляет ладошку, поддерживает гриф домры, противопоставляет своё давление снизу вверх при нажатии струн пальцами на гриф, облегчает перемещение руки по грифу при смене позиций.

Необходимо следить за тем, чтобы большой палец сильно не прижимался к грифу. Это приводит к скованности левой руки и затрудняет смену позиций.

Указательный палец более развит и выполняет различные движения и функции. Средний палец и безымянный в основном повторяют функции указательного пальца. А вот мизинец – это самый слабый палец и с трудом поддается развитию. Его надо постоянно укреплять и развивать.

Постановка левой руки должна обеспечивать свободу движения пальцев и лёгкость перемещения всей кисти по грифу инструмента при смене позиций.

Для правильной постановки левой руки следует изучить предварительные упражнения без инструмента, которые направлены на освобождение мышц от излишнего напряжения.

1. «Зеркальце». Ученик свободно поднимает левую руку с разворотом кисти к себе. При этом пальцы полусогнутые, большой палец немного в стороне. Чтобы ученик не прижимал ладонь к грифу, можно ему сказать, что в руке лежит зеркальце. Чтобы не раздавить зеркальце, ладонь к грифу прижимать нельзя.

2. «Колечки». Ученик ставит на стол на уровне глаз левую руку и из пальцев составляет «подзорную трубу», соединяя по очереди 1, 2, 3, 4 пальцы с большим.

3. «Дай, дай». Ученик должен развернуть к себе кисть и свободно сгибать и разгибать пальцы, как будто что-то прося.

4. «Иди сюда». Ученик манит к себе каждым пальчиком, согнув руку в локте. Нужно следить за тем, чтобы при движении одного пальца другие пальцы не сгибались. Движения пальцами делать на четыре счёта.

5. «Парашютик». Надо поставить пальцы левой руки парашютиком на стол и постучать каждым пальцем.

6. «Зарядка». Ударять поочерёдно 1, 2, 3, 4 пальцами по большому. Внимание нужно обратить на то, чтобы пальчики не ложились плашмя, а были согнуты в фалангах.

Положение левой руки на инструменте следующее: гриф поддерживается основанием первого пальца и большим, ладонь не касается грифа. Рука должна быть почти перпендикулярна по отношению к грифу. Локоть должен находиться в естественном положении и не должен прижиматься к туловищу.

В своей работе «Специфика звукоизвлечения на домре» И. И. Шитенков предлагает определить индивидуальное положение грифа следующим образом: «Установить инструмент, согнуть левую руку в локте и положить гриф у верхнего порожка (во впадину между большим и указательным пальцами). Переместить кисть, скользя по грифу до основания корпуса. Если ничто не мешает грифу свободно двигаться, он отклонится. Закрепив инструмент в этом положении, вернём кисть обратно. При этом гриф окажется приближен к основанию указательного пальца. Зафиксированное положение и является наиболее удобным для данного исполнителя».

Основа развития всей техники левой руки заключается в рациональности движений пальцев. Нужно следить за собранностью пальцев, они как бы «молоточками» должны ставиться на струну ближе к порожкам. Важно, чтобы пальцы прижимали струну не чрезмерно, т.к. это ведёт к искажению звука и излишнему напряжению.

Известны три способа первоначальной организации движений пальцев левой руки. Один из способов предполагает следующий порядок включения пальцев в игру: 1, 2, 3, 4 (Н. Ф. Олейников «Вопросы совершенствования техники левой руки домриста»), а другой из способов – постановка в обратном порядке: 4, 3, 2, 1 (И. Фоченко «Об организации двигательного аппарата домриста»). Третий способ предложил В.Рябов в своей работе «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры»: 2, 3, 4, 1.

Последний способ является более прогрессивным методом постановки левой руки. Он заключается в том, чтобы начать расстановку пальцев на грифе со второго, а затем следует включать в работу третий палец. Второй и третий пальцы обладают наименьшей боковой растяжкой, поэтому нужно именно им придавать самое выгодное центральное положение, которое бы обеспечивало их свободное поднятие и опускание. При постановке пальцев по первому методу, т.е. от первого к четвёртому, 3 и 4 пальцы нередко висят в воздухе или провисают под гриф. А метод Рябова (2, 3, 4, 1) помогает с самого начала обеспечить правильное расположение всех четырёх пальцев над грифом, что создаёт предпосылки для наиболее рациональной постановки.

Что касается метода И. Фоченко (от 4 к 1), то такая постановка обеспечивает хорошую растяжку, что очень важно при исполнении на домре широких интервалов – секст, октав.

Профессор РАМ В.Чунин рекомендовал своим ученикам играть мелкотехнические этюды без правой руки, но каждая нота должна быть слышна. Это становится возможным лишь при правильном падении пальцев на лады. Эту же мысль поддерживает и продолжает Т. И. Вольская: «Каждый палец активен в падении только в момент игры, при работе любого другого из пальцев он не реагирует на активность, сохраняя лёгкость».

Совмещение работы правой и левой рук.

Освоив упражнения для каждой руки отдельно, хорошо запомнив нужные ощущения, можно переходить к соединению действий обеих рук. Здесь мы сталкиваемся с двумя основными моментами: необходимостью различных физических усилий рук, а также наличие своеобразной полиритмии движений (Н. Т. Лысенко «Методика обучения игре на домре»). Лысенко Н. Т. предлагает следующие упражнения на решение этих проблем:

1. правая рука извлекает отличные тихие звуки (при минимальной нагрузке), а левая рука то разновременно прижимает струну на 12 ладу, то оставляет её открытой. Прижимать струну можно и поочерёдно разными пальцами;

2. левая рука удерживает струну прижатой к ладу, не меняя напряжения, а правая постепенно усиливает и ослабляет движения по этой струне, соответственно корректируя мышечное напряжение.

До закрепления верных положений правой и левой рук может пройти довольно длительный срок. Чтобы у ученика не проорал интерес к обучению, можно ему предложить поиграть кроме упражнений несложные мелодии, попевки (детские, народные песенки). При этом правая рука выполняет облегчённую функцию – звук нужно извлекать большим пальцем.

В качестве дальнейших рекомендаций по закреплению правильной постановки и развитию техники можно рекомендовать для начинающих домристов упражнения В. Рябова, И. Фоченко, З. Ставицкого. Для более продвинутых учеников – М. А. Ижболдина, О.Шевчика, Г. Шрадика и других.

Работу над любыми упражнениями нужно начинать с медленного темпа и очень постепенно доводить его до быстрого. Упражняться нужно с полным вниманием, постоянно контролировать состояние игрового аппарата, качество звукоизвлечения. Музыкальный материал нужно изучать следуя принципу от простого к сложному. Стараться, чтобы на материале упражнений велась также работа над средствами выразительности (динамикой, тембром, артикуляцией, темпом).

Педагог, привнося на урок элемент творчества, может сам изобретать упражнения и рекомендовать их ученикам.

Заключение

Период обучения правильной постановке требует от преподавателя и ученика большой выдержки и терпения. Ученики чаще всего не уделяют должного внимания это проблеме и не осознают все возможности свободного и рационального аппарата.

И только столкнувшись со сложной техникой и виртуозными приёмами в более позднее время обучения, начинают понимать, скованность исполнительского аппарата становится серьёзным препятствием на пути к их профессиональному совершенству.

Постановка правой руки должна быть универсальной. Она должна быть постоянно изменяющаяся, реагирующая на смену художественных образов, стилей.

Преподаватель по классу домры должен постоянно интересоваться новинками методической литературы, искать новые пути и возможности в обучении.

Единственно правильной постановкой рук можно считать лишь ту, которая позволяет исполнителю добиваться определённого, услышанного заранее внутренним слухом звучания, тембра, окраски.

Исполнитель, обладающий хорошей постановкой, имеет возможность более гибко решать художественные задачи, вопросы звука, находить определённые выразительные средства, которые на его взгляд могут соответствовать тому или иному сочинению. В таком случае постановка должна быть не только естественной и свободной, но также индивидуальной для каждого исполнителя.

Педагогу необходимо чётко понимать, что у каждого ученика в постановке рук должны присутствовать элементы его личной, свойственной только ему особенности, его индивидуальные ощущения своих игровых движений. Также важно учитывать физиологические, анатомические особенности.

В постановке рук существуют определённые, незыблемые правила, но главный, завершающий этап формирования зависит от объективных и субъективных причин, осознанных самим исполнителем. Важнейшей же ролью педагога является почувствовать и раскрыть в ученике эти индивидуальные черты.














Список литературы


  1. Бурнатова, Т.В. Вопросы методики обучения игре на домре: учеб. пособие / Т. В. Бурнатова. – Челябинск, 2007. -109 с.

  2. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. - М., 1988.

  3. Как научить играть на гитаре. - М., 2005.

  4. Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. - М., 1972.

  5. Мазель, В. Скрипач и его руки. Левая рука: пальцевая техника. Изд. 2-е испр.- СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2010. – 156 с.

  6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1988.

  7. Цыганков А. Детям и юношеству. - М., 1996.

  8. Чунин В.С. Аппликатура начального этапа обучения домриста. - М., 1988.

  9. Чунин , В. Школа игры на трехструнной домре / В. Чунин. – Москва,: Совет. композитор, 1990.

  10. Янкелевич Ю. Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке. - М., 1983.

  11. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. - М., 1983. Александров, А. Школа игры на трехструнной домре /А. Александров. – Москва: 1990.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!