Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по геометрии в 10 классе.
Что изучает стереометрия ?
Стереометрия знакомит с разнообразием геометрических тел, формирует необходимые пространственные представления.
Стереометрия дает метод научного познания, способствует развитию логического мышления.
Стереометрия – сама по себе очень интересна. Она имеет яркую историю, связанную с именами знаменитых ученых
"Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет".
Леонардо да Винчи
http://blogs.nnm.ru/page6/
Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
Аксиома 1.
В
С
А
Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
Аксиома 2:
В
А
Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Аксиома 3:
М
m
В таком случае говорят, что плоскости пересекаются по прямой
1. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
М
m
2. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна.
b
а
Две прямые лежат в одной плоскости
2. Прямые
пересекаются
1. Прямые
параллельны
Одна общая точка
Нет общих точек
Не лежат в одной плоскости:
являются скрещивающимися
m
М
a
1. Прямая лежит в плоскости
Бесконечно много общих точек
2. Прямая пересекает плоскость
Одна общая точка
3. Прямая параллельна плоскости.
Нет общих точек
Признак параллельности прямой и плоскости:
Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна данной плоскости.
По прямой и не лежащей
на ней точке (следствие 1)
По трем точкам
(аксиома 1)
По двум параллельным прямым (по определению параллельных прямых)
По двум пересекающимся
прямым (следствие 2)
А
Одна точка пересечения
Нет точек пересечения
В
А
А
С
В
Пересечением
является плоскость
Пересечением
является отрезок
Многоугольник, полученный при пересечении многогранника и плоскости, называется сечением многогранника указанной плоскостью
Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию, или катанию на лыжах … : научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь..
Д. Пойа
№ 1. Построить сечение, определенное точками K, L, M.
Р
K
2. Прямая МL
L
3. Прямая КL
В
КМL –сечение
?
А
(аксиома 1)
M
N2. Построить сечение, определяемое параллельными прямыми АА 1 и CC 1 .
С 1
В 1
1. Прямая А 1 С 1
2. Прямая АС
D 1
А 1
АА 1 С 1 С - сечение
В
С
?
D
А
N3. Построить сечение, определяемое пересекающимися прямыми АС 1 и А 1 С.
В 1
С 1
1. Прямые А 1 С 1 и АС
2. Прямые АА 1 и СС 1
А 1
D 1
АА 1 С 1 С - сечение
В
С
?
D
А
(следствие 2)
N4. Построить сечение по прямой BC и
точке М .
Р
1. Прямая ВС
2. Прямая СМ
М
3. Прямая ВМ
ВСМ - сечение
В
?
А
(следствие 1)
С
N5. Определите вид сечения куба АВСДА 1 В 1 С 1 Д 1 плоскостью, проходящей через ребро А 1 Д 1 и середину ребра ВВ 1 .
1. Прямая А 1 М
D 1
С 1
A 1 D 1
2. Прямая МК
3. Прямая D 1 K
К
А 1
В 1
A 1 D 1 KM - сечение
D
С
М
А
В
N6 . Постройте сечение куба плоскостью, проходящей через точку М и прямую АС .
1. Прямая СМ
М
В 1
С 1
К
2. Прямая МК II AC
А 1
3. Прямая AK
D 1
AKМС - сечение
С
В
D
А
N7. Построить сечение правильной призмы плоскостью, проходящей через ребро АВ и точку М середину ребра В 1 С 1 .
К
А 1
С 1
М
1. Прямая ВМ
В 1
2. Прямая МК параллельно АВ
3. Прямая АК
С
А
АКМВ - сечение
В
N8. Построить сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку К и параллельно плоскости основания пирамиды.
S
1. Прямая КМ II AD
2. Прямая КN II DC
3. Прямая МP II AB
N
P
4. Прямая PN II BC
M
К
В
С
KMPN - сечение
А
D
МЕТОД СЛЕДОВ
Суть метода: построение вспомогательной прямой, являющейся линией пересечения секущей плоскости с плоскостью грани фигуры.
Эту линию называют следом секущей плоскости.
Просмотр учебного видеофильма.
Постройте сечение куба, проходящее через точки P, М, К.
М
А
К
О
С
В
1. Прямая МК
Т
2. Прямая КР
Р
3. Прямая ОТ
МАВРС - сечение
M
M
P
N
P
M
N
N
P
N
M
N
M
P
P
P
M
N
Решения варианта 1.
M
M
P
N
P
M
N
N
P
Решения варианта 2.
N
M
N
M
P
P
P
M
N
Составить две задачи на построение сечений многогранников с использованием полученных знаний.
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их
(Д. Пойа)
ЛИТЕРАТУРА
1. Электронное издание «1С: Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум»
2. Электронное издание « Решебник по геометрии. Пособие для абитуриентов . Полный курс за 7-11 классы»
3. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Изображение с сайта: http://www.cdvseti.ru/id3700.html
Портреты математиков взяты с диска "Математика 5-11".
Изображение с сайта: http://www.thg.ru/education/20050714/images/arhimed_cut.jpg
Анимация с сайта: http://badbad-girl.narod.ru/zelenie.html