Дата:
Класс: 9
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Сероводород, строение, физические и химические свойства»
Контролируемые элементы содержания
-
Контролируемые умения
-
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении.
-
Осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы.
-
Объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.
-
Проверяемые элементы содержания
-
Качественные реакции на катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах
-
Серная кислота: физические и химические свойства (общие и специфические).
-
Предметные умения
-
Планировать и проводить качественные реакции для распознавания изученных веществ, катионов и анионов (хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы; гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах).
-
Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая это описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций.
-
Личностные результаты
-
Функциональная грамотность
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/00ade802
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-
Мотивация на учебную деятельность
П
родемонстрируйте учащимся картинки галереи. Расскажите о событии. Наводящими вопросами подведите учащихся к формулировке темы и целей урока.
-
Актуализация опорных знаний
-
Целеполагание
П
ознакомьте учащихся с историческими фактами, связанными с сероводородом. Научите их составлять план изучения вещества.
СЕРОВОДОРОД
Из исторических источников известно, что известный философ и полководец Плиний Старший героически погиб в 79 году нашей эры, пытаясь спасти людей и исследовать причины катастрофы. В этот день вулкан Везувий уничтожил города Помпеи и Геркуланум, а также виллы в Стабии. Как полководец Плиний командовал имперским флотом в Неаполитанском заливе, защищая порт от пиратов. Плиний погиб, отравившись газом. Как ты думаешь каким?
Воздействие ванн с этим газом оказывает противовоспалительный эффект и ускоряет процесс заживления мышечной ткани и кожи, в крови снижается холестерин. Вды с этим газом положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, на общую и иммунологическую реактивность. О каком газе может идти речь?
Б
удем изучать газ по следующему порядку:
• Нахождение сероводорода в природе
• Получение сероводорода в лаборатории
• Физические свойства сероводорода
• Химические свойства сероводорода
• Применение сероводорода
-
Освоение нового материала
-
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Сероводород H2S – это бинарное соединение водорода с серой, относится к летучим водородным соединениям. Следовательно, сероводород бесцветный ядовитый газ, с запахом тухлых яиц. Образуется при гниении. В твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.
Химические свойства сероводорода:
-
В водном растворе сероводород проявляет слабые кислотные свойства. Взаимодействует с сильными основаниями, образуя сульфиды и гидросульфиды:
Например, сероводород реагирует с гидроксидом натрия:
H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O
H2S + NaOH → NaНS + H2O
-
2. Сероводород H2S – очень сильный восстановитель за счет серы в степени окисления -2. При недостатке кислорода и в растворе H2S окисляется до свободной серы (раствор мутнеет):
2H2S + O2 → 2S + 2H2O
-
Как сильный восстановитель, сероводород легко окисляется под действием окислителей.
Например, бром и хлор окисляют сероводород до молекулярной серы:
H2S + Br2 → 2HBr + S↓
H2S + Cl2 → 2HCl + S↓
-
Сероводород в растворе реагирует с растворимыми солями тяжелых металлов: меди, серебра, свинца, ртути, образуя черные сульфиды, нерастворимые ни в воде, ни в минеральных кислотах.
Например, сероводород реагирует в растворе с нитратом свинца (II). при этом образуется темно-коричневый (почти черный) осадок, нерастворимый ни в воде, ни в минеральных кислотах: H2S + Pb(NO3)2 → PbS + 2HNO3
2.2. Проверка первичного усвоения
При изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу:
Сероводород
-
Химическая формула вещества – H2S
-
Тип химической связи – ковалентная полярная связь
-
Агрегатное состояние при н.у. – газ
-
Цвет – бесцветный
-
Запах – тухлых яиц
-
Нахождение в природе
-
Получение в лаборатории (уравнение реакции)
В лаборатории сероводород получают действием минеральных кислот на сульфиды металлов, расположенных в ряду напряжений левее железа.
Например, при действии соляной кислоты на сульфид железа (II):
FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S↑
-
Применение изученного материала.
-
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Сероводород - сильный восстановитель. Он содержится в попутных газах месторождении нефти, в природных и вулканических газах, в водах минеральных источников, образуется при разложении белковых веществ. В промышленности его получают как побочный продукт при очистке нефти, природного и коксового газа. Применяют в производстве серной кислоты, серы, сульфидов, сероорганических соединений, для приготовления лечебных сероводородных ванн.
Хранится и перевозится в железнодорожных цистернах и баллонах под давлением в сжиженном состоянии. При выходе в атмосферу превращается в газ. Скапливается в низких участках местности, подвалах, тоннелях, первых этажах зданий. При утечке загрязняет водоемы.
Опасен при вдыхании, раздражает кожу и слизистые оболочки. Первые признаки отравления: головная боль, слезотечение, светобоязнь, жжение в глазах, раздражение в носу, металлический вкус во рту. тошнота, рвота, холодный пот, понос, боли при мочеиспускании, учащенное сердцебиение, боли в груди, удушье. При вдыхании газа в значительных концентрациях возможен мгновенный обморок или даже смерть от паралича дыхания.
-
Систематизация знаний и умений
-
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4
.1 Диагностика/самодиагностика
-
Подведение итогов, домашнее задание
-
Рефлексия
-
Домашнее задание.
Выучить химические и физические свойства сероводорода.