СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по химии на тему «Сероводород, строение, физические и химические свойства» (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по химии на тему «Сероводород, строение, физические и химические свойства» (9 класс)»

Дата:

Класс: 9

Учитель:

Предмет: Химия

Тема: «Сероводород, строение, физические и химические свойства»



Контролируемые элементы содержания

  • Классификация и номенклатура неорганических веществ.



  1. Контролируемые умения

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении.

  • Осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы.

  • Объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.



  1. Проверяемые элементы содержания

  • Качественные реакции на катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах

  • Серная кислота: физические и химические свойства (общие и специфические).



  1. Предметные умения

  • Планировать и проводить качественные реакции для распознавания изученных веществ, катионов и анионов (хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы; гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах).

  • Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая это описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций.

  1. Личностные результаты

  • Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

  1. Функциональная грамотность

  • Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой



Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/00ade802



БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность



П родемонстрируйте учащимся картинки галереи. Расскажите о событии. Наводящими вопросами подведите учащихся к формулировке темы и целей урока.

































    1. Актуализация опорных знаний



    1. Целеполагание

П ознакомьте учащихся с историческими фактами, связанными с сероводородом. Научите их составлять план изучения вещества.

 

СЕРОВОДОРОД



Из исторических источников известно, что известный философ и полководец Плиний Старший героически погиб в 79 году нашей эры, пытаясь спасти людей и исследовать причины катастрофы. В этот день вулкан Везувий уничтожил города Помпеи и Геркуланум, а также виллы в Стабии. Как полководец Плиний командовал имперским флотом в Неаполитанском заливе, защищая порт от пиратов. Плиний погиб, отравившись газом. Как ты думаешь каким? 

Воздействие ванн с этим газом оказывает противовоспалительный эффект и ускоряет процесс заживления мышечной ткани и кожи, в крови снижается холестерин. Вды с этим газом положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, на общую и иммунологическую реактивность. О каком газе может идти речь? 



Б удем изучать газ по следующему порядку:


• Нахождение сероводорода в природе
• Получение сероводорода в лаборатории
• Физические свойства сероводорода
• Химические свойства сероводорода
• Применение сероводорода



  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала



Сероводород H2S – это бинарное соединение водорода с серой, относится к летучим водородным соединениям. Следовательно, сероводород бесцветный ядовитый газ, с запахом тухлых яиц. Образуется при гниении. В твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.

Химические свойства сероводорода:

  1. В водном растворе сероводород проявляет слабые кислотные свойства. Взаимодействует с сильными основаниями, образуя сульфиды и гидросульфиды:

Например, сероводород реагирует с гидроксидом натрия:

H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O

H2S + NaOH → NaНS + H2O



  1. 2. Сероводород H2S – очень сильный восстановитель за счет серы в степени окисления -2. При недостатке кислорода и в растворе H2S окисляется до свободной серы (раствор мутнеет):

2H2S + O2 → 2S + 2H2O



  1. Как сильный восстановитель, сероводород легко окисляется под действием окислителей.

Например, бром и хлор окисляют сероводород до молекулярной серы:

H2S + Br2 → 2HBr + S↓

H2S + Cl2 → 2HCl + S↓



  1. Сероводород в растворе реагирует с растворимыми солями тяжелых металлов: меди, серебра, свинца, ртути, образуя черные сульфиды, нерастворимые ни в воде, ни в минеральных кислотах.

Например, сероводород реагирует в растворе с нитратом свинца (II). при этом образуется темно-коричневый (почти черный) осадок, нерастворимый ни в воде, ни в минеральных кислотах: H2S   +   Pb(NO3)2   →  PbS   +   2HNO3



2.2. Проверка первичного усвоения



При изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу:



Сероводород

  • Химическая формула вещества – H2S

  • Тип химической связи – ковалентная полярная связь

  • Агрегатное состояние при н.у. – газ

  • Цвет – бесцветный

  • Запах – тухлых яиц

  • Нахождение в природе

  • Получение в лаборатории (уравнение реакции)

В лаборатории сероводород получают действием минеральных кислот на сульфиды металлов, расположенных в ряду напряжений левее железа.

Например, при действии соляной кислоты на сульфид железа (II):

FeS   +   2HCl   →   FeCl2   +   H2S↑



 



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



Сероводород - сильный восстановитель. Он содержится в попутных газах месторождении нефти, в природных и вулканических газах, в водах минеральных источников, образуется при разложении белковых веществ. В промышленности его получают как побочный продукт при очистке нефти, природного и коксового газа. Применяют в производстве серной кислоты, серы, сульфидов, сероорганических соединений, для приготовления лечебных сероводородных ванн.



Хранится и перевозится в железнодорожных цистернах и баллонах под давлением в сжиженном состоянии. При выходе в атмосферу превращается в газ. Скапливается в низких участках местности, подвалах, тоннелях, первых этажах зданий. При утечке загрязняет водоемы.



Опасен при вдыхании, раздражает кожу и слизистые оболочки. Первые признаки отравления: головная боль, слезотечение, светобоязнь, жжение в глазах, раздражение в носу, металлический вкус во рту. тошнота, рвота, холодный пот, понос, боли при мочеиспускании, учащенное сердцебиение, боли в груди, удушье. При вдыхании газа в значительных концентрациях возможен мгновенный обморок или даже смерть от паралича дыхания.



    1. Систематизация знаний и умений





  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4 .1 Диагностика/самодиагностика





















  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия



    1. Домашнее задание.

Выучить химические и физические свойства сероводорода.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс