СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по немецкому языку 9 класс на тему: Форма настоящего и прошедшего времени страдательного залога

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правило по данной теме в развернутом варианте с примерами.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по немецкому языку 9 класс на тему: Форма настоящего и прошедшего времени страдательного залога»

Дата: 6.11.19 г

Конспект урока по немецкому языку 9 класс

На тему: Форма настоящего и прошедшего времени страдательного залога

Выполнил учитель: Лобышева А.А.


Цели урока:


Образовательная:

1. Формирование у обучающихся представления об образовании страдательного залога и сфере его применения.

Развивающие:

1.Развитие способности к сравнению, сопоставлению и обобщению.

2.Развитие способности к репродуктивным и продуктивным речевым действиям.

Воспитательные:

1.Формирование бережного отношения к книге, как продукту труда многих людей.

2.Формирование умения работать в группе.

3.Формирование сознательного отношения к учёбе.

Задачи урока:


  1. Развивать логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать.

  2. Учить распознавать в тексте и понимать предложения в страдательном залоге.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- (учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку. Сдача рапорта дежурного)

-Guten Tag, Kinder! Setzt euch!

1. Рапорт дежурного

-Wer hat heute Klassendienst?

-Der wiefielte ist heute?

-Welcher Wochentag ist heute?

-Wer fehlt heute?

  1. Проверка домашнего задания

Welche Hausaufgaben es auf das Haus? (Какое домашнее задание было на дом?).

- Prüfen! (Проверяем)

- Antworten. (отвечают:)

- Klasse, ob Sie alle richtig haben? (класс, все ли они верно выполнили?)

- Ja

- Sie haben Fragen zu diesem Aufgaben ? (У вас есть вопросы по этому заданию?).

- Gut gemacht! (молодцы).

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

Пассивный залог

Как мы уже писали, в немецком языке существует 2 залога (зал.): активный (или действительный) зал. и пассивный(пас.) (или страдательный) зал.Немецкий язык славится своими пас. конструкциями, употребляются они здесь  намного чаще, чем в русском.

Как правило, страдательный зал. (Passiv) используется, когда необходимо подчеркнуть, вынести на первый план действие или когда не важен субъект.

In Deutschland wird sehr viel gearbeitet. – В Германии очень много работают. (Кто работает и так понятно).

Mein Auto wurde gestohlen. – Мою машину украли. (Субъект действия нам неизвестен).

Очень часто пас. зал. употребляется в инструкциях, руководствах по эксплуатации, приказах и т.д.

Рассмотрим предложение в активном залоге. Die Mutter kämmt das Kind. – Мама расчёсывает ребёнка.

 В данном случае субъект (die Mutter) активен, он выполняет действие, которое направлено на прямой объект в Винительном падеже (das Kind).

Если же мы поменяем субъект и объект местами, то получим предложение в пас. залоге.

Das Kind wird von der Mutter gekämmt. – Ребёнок расчёсывается матерью.

В данном случае грамматический  субъект (das Kind) не активен, а испытывает воздействие со стороны объекта (von der Mutter), который выполняет действие. В пас. предложении агент действия факультативен, его можно опустить. Das Kind wird gekämmt.

Вообще, чтобы из активного зал. получить пассивный, нужно прямой объект (существительное в Винительном падеже) превратить в субъект, а субъект активного предложения  – в объект в Дательном падеже с предлогом von, все остальные второстепенные члены предложения остаются неизменными, но не стоит забывать, что форма глагола (глаг.) согласуется с новым субъектом.

Jeder Lehrer in unserer Schule unterrichtet mehrere verschiedene Fächer. – Каждый учитель в нашей школе преподаёт 2 разных предмета.

In unserer Schule werden mehrere verschiedene Fächer von einem Lehrer unterrichtet. – В нашей школе несколько разных предметов преподаются одним учителем.

Образование форм пассивного залога

В немецком языке существует 2 разных  формы страдательного зал.: пассив действия (Vorgangspassiv) и пассив состояния (Zustandspassiv).

Пассив действия (Vorgangspassiv), как следует из названия, обозначает процесс, действие или изменение состояния.  Такие конструкции могут переводиться на русский язык неопределённо-личными предложениями или пассивными. Пассив действия  образуется при помощи вспомогательного глаг. werden (его личных форм) и причастия прошедшего времени (Partizip II) смыслового глагола. В настоящем времени используются формы настоящего времени глагола werden, а в прошедшем времени Präteritum – формы, образованные от основы wurde.

Настоящее время

Ich werde entlassen. – Меня увольняют.

Hier wird ein Einkaufszentrum gebaut. – Здесь строится торговый центр.

Die Kinder werden um 17.00 abgeholt. – Детей забирают в 17.00.

Прошедшее время  Präteritum

Ich wurde entlassen. – Меня уволили.

Hier wurde ein Einkaufszentrum gebaut. – Здесь построили торговый центр.

Die Kinder wurden um 17.00 abgeholt. – Детей забрали в 17.00.

Особое внимание нужно обратить на образование пассивного зал. в прошедших временах  Perfekt и  Plusquamperfekt: здесь используется личная форма вспомогательного глаг. sein + причастие Partizip II основного глаг. + worden (форма глаг. werden).

Прошедшее время Perfekt

Ich bin entlassen worden. – Меня уволили.

Hier ist ein Einkaufszentrum gebaut worden. – Здесь построили торговый центр.

Die Kinder sind um 17.00 abgeholt worden.  – Детей забрали в 17.00.

Прошедшее время Plusquamperfekt

Ich war entlassen worden. – Меня уволили.

Hier war ein Einkaufszentrum gebaut worden. – Здесь построили торговый центр.

Die Kinder waren um 17.00 abgeholt worden.  – Детей забрали в 17.00.

Будущее время Futurum I

Ich werde entlassen werden.  – Меня  уволят.

Hier wird ein Einkaufszentrum gebaut werden. – Здесь будет строиться  торговый центр.

Die Kinder werden um 17.00 abgeholt werden. – Детей будут забирать  в 17.00.

Будущее время Futurum II

Ich werde entlassen worden sein.  – Меня уволят.

Hier wird ein Einkaufszentrum gebaut worden sein. – Здесь будет строиться  торговый центр.

Die Kinder werden um 17.00 abgeholt worden sein. – Детей будут забирать  в 17.00.

Кроме пассива действия, в немецком языке существует ещё один вид страдательного зал. – пассив состояния (Zustandspassiv), который обозначает результат действия.  Эти предложения отвечают на вопрос в каком состоянии находится предмет?  (Wie ist der Zustand?) В предложениях с такой формой пассивного зал. никогда не бывает агента действия.  На русский язык такие конструкции переводятся обычно краткими причастиями.

Die Tür ist geschlossen. – Дверь заперта.

Пассив состояния образуется при помощи вспомогательного глаг. sein и причастия прошедшего времени смыслового глагола. Обычно он употребляется только  в настоящем времени и прошедшем времени Präteritum. Соответственно, в настоящем времени  используются формы настоящего времени вспомогательного глаг. sein, а в прошедшем – прошедшего времени.

Der Brief ist geschrieben. – Письмо написано.

Der Brief war geschrieben. – Письмо было написано.

Meine Sachen sind schon eingepackt. – Мои вещи уже упакованы.

Meine Sachen waren schon eingepackt. – Мои вещи уже были упакованы.

Тем, кто изучает страдательный зал., немецкий язык обычно не кажется слишком уж сложным, поскольку именно здесь нет ничего сверхъестественного. Однако стоит обратить внимание и на такой аспект, как употребление пассивного залога с модальными глаголами.

Ich muss heute diese Arbeit beenden. – Я  должен сегодня закончить эту работу.

Diese Arbeit muss heute beendet werden. – Эта работа должна быть закончена сегодня.

Для образования пассивного предложения с модальным глаг., нужно заменить инфинитив смыслового глаг. на конструкцию причастие прошедшего времени + werden.

Die Kinder müssen um 17.00 abgeholt werden. – Детей нужно забрать в 17.00.

Die Flüsse dürfen nicht verschmutzt werden. – Реки нельзя загрязнять.

Обычно пассивный зал. с модальными глаг. употребляется в настоящем времени и имперфекте (Präteritum). Изменяется в таких предложениях только временная форма модального глаг.:

Der Patient muss sofort operiert werden. – Пациент должен быть срочно прооперирован.  – Настоящее время.

Der Patient musste sofort operiert werden. – Пациента нужно было срочно оперировать. – Прошедшее время.


4.Закрепление


Отреагируйте на следующие высказывания, используя все вам известные временные формы пассив.

Напр. Schreibe den Brief!
Der Brief wird aber grade geschrieben! (Präs. Passiv)
Der Brief wurde schon geschrieben! (Prät. Pass.)
Der Brief ist doch schon geschrieben worden! (Perf. Passiv)
Der Brief war schon geschrieben worden! (Plusquamperf. Pass)
Der Brief wird morgen geschrieben werden. (Futur Pass)
Der Brief muss gar nicht geschrieben werden! (Inf. Passiv)

5.Итог урока

- выставление оценок

6.Домашнее задание

- выучить правило, составить по 1 предложению к каждой временной форме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!