Урок № 3. Дата _______
Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: Революционно-демократические движения в России и странах Центральной Европы после Первой Мировой войны.
Сабақтын басты мақсаты:
Цель урока: дать характеристику социально-экономического и политического развития стран Европы после Первой мировой войны, раскрыть причины образования в Европе новых государств. Объяснить общие признаки и особенности революций в странах Европы, сопоставляя Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. в России. Сформировать у учащихся представление о политических партиях и усилении их влияния в различных странах.
Вид занятия: смешанный (рассказ, беседа, вопросы-ответы, самостоятельная работа).
Основные понятия: демократическая революция, Временное буржуазное правительство, сепаратное соглашение, ультиматум, интервенция, Совет народных уполномоченных (СНУ), Баварская Советская республика, Веймарская республика, коалиционное правительство, монархическое государство, народное вече.
Сабақты жүргізу барасы/Ход урока
1. Орг. момент.
2. Опрос домашнего задания:
2.1. Самостоятельная работа.
3. Усвоение новых знаний.
3.1. Февральская революция в России.
Причина: Самодержавие переживало кризис.
27.02.1917 г. – произошла февральская революция – солдаты и рабочие захватили: почту, телеграф и телефон.
Двоевластие итог: Временное правительство и совет рабочих депутатов.
2.03. – от престола отрекся Николай II. (крах монархии Романовых)
Возвращение революционеров: 3.04. вернулся Ленин, Зиновьев, Плеханов.
3.2. Октябрьская социалистическая революция в России.
7.11 или 25.10 1917 г. – прошла Октябрьская революция – Петроград – у власти большевики.
Установилось советское правительство – приняло «декрет о мире».
3.03.1918 г. – в Брест-Литовске подписан мирный договор России с Германией.
3.3. Революционно-демократические изменения в странах Европы.
В Финляндии создано демократическое правительство.
1919-1920 гг. – в Латвии и Эстонии утвердились буржуазно демократические республики.
Ноябрь 1918 г. – образование Народной польской Республики во главе с Ю. Пилсудским.
14.10.1918 г. – революция в Чехии.
18.10.1918 г. – создано Королевство сербов, хорватов и словенцев.
3.4. Революция в Австрии и Венгрии.
12.11.1918 г. – Австрия провозглашена Республикой.
16.11.1918 г. – провозглашена республика в Венгрии + 21.03.1919 г. – провозглашена Советской Республикой.
1.08.1919 г. – падение - установилась диктатура адмирала Хорти.
3.5. Революция в Германии.
3.11.1918 г. – в г. Киле началось демонстрация матросов – а 9 ноября началась революция.
СНУ – революционное правительство Германии во главе с Ф. Эбертом.
Группа Спартак – левые во главе с К. Либкнехтом и Р. Люксембург – неудачное восстание 5 января 1919 г. в Берлине.
13.04.1919 г. – Провозглашение Баварской Советской Республики – просуществовала три недели.
31.07.1919 г. – новый период в истории Германии – Веймарской Республики.
4. Закрепление новых знаний.
1. Назовите общие условия, в которых начиналось революционное движение в Европе. Как они влияли на ход войны?
2. Назовите причины распада Австро-Венгрии, Российской и Османской империй, расскажите об образовании новых государств.
3. Сравните Ноябрьскую революцию в Германии с Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революциями в России.
4. Почему Советы не стали долговременным явлением в Германии, Венгрии и других странах?
5. Үйге тансырма/Домашнее задание: § 2