Тема. «Повторение и закрепление по теме «Местоимение». 5 класс
Тип урока. Закрепление знаний.
Цели урока: закрепление роли местоимений в речи, в предложении, умение контролировать свою учебную деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
• систематизация знаний о местоимении, как части речи;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: развитие самостоятельности , позитивному отношению к окружающим.
Оборудование урока: записи на доске, компьютер, учебник, презентация.
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на то, чтобы урок прошёл отлично. Вспомним наш девиз.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
Слушать внимательно.
2. Постановка учебной задачи. Мотивация к деятельности. Введение в тему. А)Читаю стихотворение
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно и тепло Ведь наш класс друг друга любит. - В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. - Какой частью речи являются данные слова? - Какой теме будет посвящен наш урок? - Сообщение темы и цели урока. Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, правила правописания, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения). Запись дату и тему урока. Слабым детям раздаю карточки. Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы.
Самое высок... ж..вотное на з..мле – ж..раф. Высота ж..рафа шесть метров. У ж..рафа очень длинные ноги и шея. Г..лова у ж..рафа( не)большая, с маленькими ро…ками. Окраска ж..рафа ж..лтая, с ч..рными пятнами.
Б)Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика. Презентация.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский ( он жил в 6 в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от людей, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не вещи , а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества. Слов. слово. Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, мыслить и достигать определенных результатов. (от лат. слова — понимание, познание .Это ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Слово «всё» — местоимение. Наречие. Частица. Союз. «Всё», в первую очередь, является формой среднего рода определительного местоимения «весь». В зависимости от контекста это слово может быть также наречием...
Учитель. Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место). Слово «всё» — местоимение. Наречие. Частица. Союз. «Всё», в первую очередь, является формой среднего рода определительного местоимения «весь». В зависимости от контекста это слово может быть также наречием...
3Актуализация опорных знаний . -Для чего нам нужно знать эту часть речи? Запишем на доске, чему мы будем учиться на уроке - местоимение распознавать писать использовать в речи
- Чем, на ваш взгляд, местоимение отличается от других частей речи? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его).
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно сначало их уметь распознавать от других частей речи. Для этого мы выполним буквенный диктант. А ).Буквенный диктант 1.Звонок. 2.Умный. 3.Пять. 4.Красивый. 5.Могуч. 6.Родина.7.Хорош. 8. Зима.9.Шестой. 10 Милосердный. Б) А теперь нам надо пройти шуточный тест. Для этого нам нужно зарядить себя. Физминутка Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
Какие местоимения употреблены в песне?
А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества
2. Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В) общие 3. Укажи личные местоимения 1-го лица.А) я, мы Б) ты, вы В). он, она, оно, они. 4. В каком ряду все местоимения множественного числа?
а) я, ты, он б) мы, вы, они в) мы, вы, оно
5. Где правильная фраза : а) Местоимение – служебная часть речи. б)местоимения – это самостоятельная часть речи . в) Местоимение- второстепенный член предложения. 5.Формирование умений и навыков . Перед вами текст. Нужно его отредактировать. Работа в паре. - Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Она любит лакомиться рыбой.
В небо поднялись журавли.
Они громко курлычут.
Слов. слово. Курлыкать — кричать по-журавлиному. Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
6. Физминутка Речевое упражнение.
7. Лингвистическая шутка. Вопросы - шутки.
-Какое местоимение спрятано в алфавите?(Я)
-Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?(Вы-мы-ты)
-Какие местоимения встречаются на плохих дорогах?(Я-мы)
8.Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории или отправляют весточку родителям , друзьям …А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы на ваших лисочках .
-Что запомнилось? -Что показалось интересным?
-Неинтересным, трудным? -Ваше настроение к концу урока?
9. Итоги урока. Рефлексия. Оценки.
- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Какие цели, поставленные в начале урока нам удалось решить?
- Как они помогают нам?
(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора). - Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…
10. Домашнее задание. Упражнение 363. Выписать из произв. Короленко 5 предл. с местоим . Составить синквейн.
Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению вы получили..
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ. Всем спасибо.
Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы.
Самое высок... ж..вотное на з..мле – ж..раф. Высота ж..рафа шесть метров. У ж..рафа очень длинные ноги и шея. Г..лова у ж..рафа( не)большая, с маленькими ро…ками. Окраска ж..рафа ж..лтая, с ч..рными пятнами.
Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы. Самое высок... ж..вотное на з..мле – ж..раф. Высота ж..рафа шесть метров. У ж..рафа очень длинные ноги и шея. Г..лова у ж..рафа( не)большая, с маленькими ро…ками. Окраска ж..рафа ж..лтая, с ч..рными пятнами.
Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы.
Самое высок... ж..вотное на з..мле – ж..раф. Высота ж..рафа шесть метров. У ж..рафа очень длинные ноги и шея. Г..лова у ж..рафа( не)большая, с маленькими ро…ками. Окраска ж..рафа ж..лтая, с ч..рными пятнами.
Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы.
Самое высок... ж..вотное на з..мле – ж..раф. Высота ж..рафа шесть метров. У ж..рафа очень длинные ноги и шея. Г..лова у ж..рафа( не)большая, с маленькими ро…ками. Окраска ж..рафа ж..лтая, с ч..рными пятнами.
Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы.
Самое высок... ж..вотное на з..мле – ж..раф. Высота ж..рафа шесть метров. У ж..рафа очень длинные ноги и шея. Г..лова у ж..рафа( не)большая, с маленькими ро…ками. Окраска ж..рафа ж..лтая, с ч..рными пятнами.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
Выступление ученика.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский ( он жил в 6 в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от людей, старавшихся захватить побольше свойх вещей, мудрец полагал истинным имуществом не вещи , а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
11