СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение темы "Имя существительное". Создание ментальной карты по теме. Интегрированный урок в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 6 классе. Создание ментальной карты по теме "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы "Имя существительное". Создание ментальной карты по теме. Интегрированный урок в 6 классе.»

Повторение темы «Имя существительное». Составление ментальной карты по теме.

Цель урока: обобщить изученное о существительном, структурировать полученную информацию.

Задачи: Личностная: определить объем собственной памяти, учиться правильно пользоваться ее возможностями.

Метапредметная: узнать больше о процессах забывания; узнать, как сделать процесс заучивания более эффективным.

Предметная: собрать материал для создания ментальной карты по теме «Имя существительное».

Тип урока: комбинированный, интегрированный (русский язык + психология).

Оборудование: презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

  1. Создание проблемной ситуации. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звучит фрагмент песни «Кто больше знает, тот больше забывает…» (из мультфильма)


Беседа между Филологом и Психологом:

Филолог: Неужели всё так безнадежно?

Психолог: Проблема забывания связана с переносом информации из кратковременной в долговременную память, а затем и с сохранением - воспроизведением на протяжении определенных промежутков времени. Давайте попробуем разобраться в этом феномене.

Записывают число, вид работы.

  1. Сообщение темы, задач урока.

Цель урока: обобщить изученное о существительном, структурировать полученную информацию.

Задачи: Личностная: определить объем собственной памяти

Метапредметная: узнать больше о процессах забывания;

узнать, как сделать процесс заучивания более эффективным.

Предметная: собрать материал для создания ментальной карты по теме «Имя существительное»


Знакомятся с информацией на слайде.

  1. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Филолог: А существует понятие «объем человеческой памяти»?

Психолог: Существует даже формула, по которой его можно определить. Попробуем?

Филолог: Интересно!

Филолог: Проведем небольшой эксперимент. Перед вами 10 существительных. В течение 1 минуты вы должны запомнить их, а затем записать правильно.

Эксперимент 1.


  1. Росток

  2. Заря

  3. Горение

  4. Равенство

  5. Пловец

  6. Единство

  7. Теннис

  8. Медвежонок

  9. Равнина

  10. Сверчок

Психолог: Сколько существительных вы запомнили? Это значение приближается к вашему объему памяти. Оно вычисляется по формуле:

7+- 2

Но для более точного определения этого значения необходимо повторить эксперимент.

Эксперимент 2.

  1. Кольраби

  2. Равнина

  3. Кашне

  4. Балкон

  5. Ростовщик

  6. Гостиная

  7. Косьба

  8. Отрасль

  9. Медвежонок

  10. Самоопределение


Психолог: Теперь найдем среднее арифметическое значений 2 экспериментов. Теперь вы знаете свой объем памяти.

Филолог: Объем всегда будет оставаться незначительным, а количество информации растет день ото дня. Квк удержать в памяти её огромные массивы? Ответ на этот вопрос попробуем найти в научной литературе.

Эксперимент-«Диктант по памяти».

Взаимопроверка.

Самодиагностика.



Работа с текстом. Текст №1 Кривая забывания или как ее еще называют, кривая Эббингауза – это график, который изображает процессы забывания человеком определенного рода информации. Этот ученый был одержим идеей чистого запоминания. Что это такое? Обычно для того чтобы сохранить какую-то информацию у себя в памяти, нам нужно логически осмыслить ее. А чистая память – это способность запоминать что-то механически, то есть приблизительно так, как запоминают студенты предметы, в которых не могут разобраться. Изучение «чистой» памяти

Для изучения чистой памяти Эббингауз старался заучить списки бессмысленных слогов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и не похожи ни на одно известное в этом языке слово.

В ходе экспериментов, которые Эббингауз ставил на себе, было выяснено, что ряды таких слогов поначалу забываются очень быстро. Всего за час забывается около 60% того, что человек попытался запомнить. Потом забывание уменьшается.

На основании кривой была предложена методика эффективного выучивания. Согласно этой методике, невозможно выучить все зараз. В любом случае нужно повторять материал. Достаточно только соблюдать периодичность.

Любой материал можно выучить за два дня, если первое повторение произвести сразу же после прочтения материала, второе – через 20 минут, третье – через восемь часов, а четвертое – через день после последнего повторения.

Тема текста:___________________________________________________________________

Идея:_________________________________________________________________________

Тип речи:__________________________________________________________________________

Стиль речи:__________________________________________________________________


Текст №2

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя. Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

  3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисункам.

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Тема текста:___________________________________________________________________

Идея: ________________________________________________________________________

Тип речи:__________________________________________________________________________

Стиль речи:__________________________________________________________________________

Психолог: Можно ли назвать Эббингауза и Тони Бьюзена научными оппонентами?

ОППОНЕ́НТ, -а, м. Тот, кто выступает с возражениями кому-л. в публичной беседе, диспуте и т. п.




Анализируют тексты, определяют тему, идею, стиль и тип речи.



















Самостоятельная работа с текстом.

Представление результатов работы.






















Словарная работа


  1. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

Анализ достижений учащихся. Сообщение домашнего задания.

Итак, вы уже поняли, что интеллектуальная карта может облегчить нам жизнь и сэкономить время, достаточно один раз добросовестно отнестись к её созданию.

Дома вы создадите ментальную карту «Имя существительное».

Подготовкой материала к ней займемся в группах.

Работа в группах

1 группа. Склонение.

2 группа. Род.

3 группа. Число.

4 группа. Одушевленность.

Записывают в дневники домашнее задание.


Работают со «слепой схемой», дополняют ее своими примерами.


Презентация работы групп

  1. Рефлексия.


Создают синквейн

«Ментальная карта»











Приложение к уроку

Текст №1 Кривая забывания или как ее еще называют, кривая Эббингауза – это график, который изображает процессы забывания человеком определенного рода информации. Этот ученый был одержим идеей чистого запоминания. Что это такое? Обычно для того чтобы сохранить какую-то информацию у себя в памяти, нам нужно логически осмыслить ее. А чистая память – это способность запоминать что-то механически, то есть приблизительно так, как запоминают студенты предметы, в которых не могут разобраться. Изучение «чистой» памяти

Для изучения чистой памяти Эббингауз старался заучить списки бессмысленных слогов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и не похожи ни на одно известное в этом языке слово.

В ходе экспериментов, которые Эббингауз ставил на себе, было выяснено, что ряды таких слогов поначалу забываются очень быстро. Всего за час забывается около 60% того, что человек попытался запомнить. Потом забывание уменьшается.

На основании кривой была предложена методика эффективного выучивания. Согласно этой методике, невозможно выучить все зараз. В любом случае нужно повторять материал. Достаточно только соблюдать периодичность.

Любой материал можно выучить за два дня, если первое повторение произвести сразу же после прочтения материала, второе – через 20 минут, третье – через восемь часов, а четвертое – через день после последнего повторения.

Тема текста:_______________________________________________________________________________________________

Идея________________________________________________________________________________________________________

Тип речи:__________________________________________________________________________________________________

Стиль речи:_______________________________________________________________________________________________



Текст №2

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя. Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

  3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисункам.

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Тема текста:_______________________________________________________________________________________________

Идея________________________________________________________________________________________________________

Тип речи:__________________________________________________________________________________________________

Стиль речи:____________________________________________________________________________________





Имя:

Эксперимент 1

Эксперимент 2

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Всего:

Всего:

Среднее значение:

Формула: 7+-2


Имя:

Эксперимент 1

Эксперимент 2

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Всего:

Всего:

Среднее значение:

Формула: 7+-2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!