Игра - конкурс
Класс: 6
Повторительно-обощающий урок - игра «Математика и здоровье» по теме «Уравнения»
ЦЕЛЬ УРОКА:
обобщить и закрепить знания по теме «Уравнения».
ЗАДАЧИ УРОКА:
продолжить формирование вычислительных навыков и умения складывать, вычитать умножать и делить натуральные числа и десятичные дроби,
способствовать формированию умения обобщать, анализировать, делать выводы,
развивать логическое мышление учащихся,
способствовать повышению интереса к предмету,
способствовать сплочению классного коллектива, формированию навыков коллективной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютерный класс, компьютер для учителя с мультимедийным проектором, экран, «медицинские карточки» для каждого ученика, интерактивная доска, «рецепт» для домашнего задания, презентации для урока и тренажера.
ПЛАН УРОКА:
Предварительная подготовка
Организационный момент
Закрепление и обобщение знаний по теме (игра), решение уравнений
Работа около компьютера, работа с тренажером
Домашнее задание, рецепт
Итоги урока
ХОД УРОКА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Учащимся раздаются «медицинские карточки» для прохождения медосмотра в поликлинике им. Н. И. Лобачевского
2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока, знакомит с формой проведения урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы с вами будем проходить медицинский осмотр в поликлинике имени Лобачевского. А кто же такой Лобачевский? (ответы детей) Мы будем ходить по поликлинике и заходить к разным врачам. А вы врачей любите? (Ответы детей) Ну а наших врачей вы обязательно полюбите.
Девиз нашего урока «Хоть математиком ты можешь и не быть, но уж здоровым быть обязан»!
3. ИГРА (ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ)
Нам сегодня будут помогать наши друзья: Карлсон, доктор Айболит, Незнайка, Заяц и Волк. Они нас будут водить по разным кабинетам.
Наши друзья считают, что день надо начинать с утренней гимнастики,
а урок математики – с гимнастики ума. Проведем устный счет. Начинает первая парта, первый ряд.
25 * 3 15 * 4 16 * 3 20*5
: 15 + 16 - 12 -12
+ 29 : 19 : 12 :11
: 17 - 4 * 23 +2
---------- ---------- ------------ ---------
? ? ? ?
Доктор Айболит поведет нас в первый кабинет. Как вы видите тут нас примет ОТОЛАРИНГОЛОГ. А что он будет проверять? (ответы детей)
И так зайдем и посмотрим, что нас там ждет.
Ребята слушают задачу на внимательность и слух, решают в уме и говорят ответ. (ВКЛЮЧИТЬ ЗАДАЧУ!!!)
Если дети говорят верный ответ, то отоларинголог ставит диагноз: ЗДОРОВ,
Видимо у Незнайки зрение не очень. Итак, сейчас мы проверим Ваше зрение. Второй кабинет – офтальмолог.
Решите уравнение:
Кто может сказать, что такое уравнение?
5х – 3 =4х + 7 (х = 10)
-3х + 2,6 = 5х – 3 (х = 0,7)
-3х – 2 = 5х + 6 (х = -1)
-2х – 1,4 = 6х – 3 (х = 0,2)
0,5х = 5 (х = 10)
(те задания, которые плохо видны, увеличиваются с помощью лупы интерактивной доски).
Судя по всему Волк не любит лечить зубы. Ну а вам, понадобиться решить задачу, чтобы пройти к следующему кабинету. Третий кабинет – Стоматолог.
В 6 классе 24 ученика. Нуждаются в лечение зубов несколько учащихся. Ребят со здоровыми в 3 раза больше. Сколько ребят в классе с абсолютно здоровыми зубами?
Ребята решают задачу самостоятельно. После меняются тетрадями и проверяют решения соседа.
Нуждаются в лечении зубов – ?
С абсолютно здоровыми зубами – в 3 раза больше.
Всего – 24 ученика.
Решение:
Пусть х – нуждаются в лечении, тогда 3х – со здоровыми зубами.
Если всего учеников 24, то можно составить уравнение:
х+3х=24
4х=24
х=6(уч)
3*6=18(уч)
Карлсон поведет нас к хирургу. Сейчас проверим вашу подвижность. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Заяц вместе с нами идет к невропатологу. А теперь проверю вашу быстроту реакции. Найдите ошибку в уравнениях.
Найдите ошибку в решенных уравнениях (устно, укажите ошибку)
а) х-13=67 б) у-28=48 в) 7х=714
х=67+13 у=48-28 х=714:7
х=90 у=20 х=12
Врач невропатолог прописал всем нам пить успокоительный чай.
Трава пустырника - ? – 6 частей
Шишки хмеля - ? – 3 части
Листья мяты - ? – 2 части
Корень валерьяны - ? – 4 части
Всего – 300 грамм
Посчитайте, сколько граммов надо взять каждого вещества. Я вам всем раздам рецепт этого чая, а вы дома сперва решите задачу, а потом сделаете и выпьете успокоительный чай.
4. РАБОТА ОКОЛО КОМПЬЮТЕРА
Последний кабинет, куда мы зайдем будет – терапевт. Сейчас мы проверим каково ваше математическое давление.
Все врачи дали заключение, что класс здоров, значит вы готовы решать серьезные математические задачи.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У вас есть уже одно домашнее задание. По рекомендации терапевта Вам всем прописывается ежедневно принимать витамин “Мультивитоматематика”
А вот и рецепт этого витамина:
1) Устный счет ежедневно в течение 5-7 минут.
2) Перед выполнением домашнего задания по математике сначала изучить теорию, правила, формулы, законы.
3) Во время решения примеров и задач не отвлекаться, отключить телевизор, музыку.
4) В тетради должно быть все выполнено четко и аккуратно.
6. ИТОГИ УРОКА.
Ребята, ответьте мне вот на такие вопросы:
Какая же связь между 2-мя понятиями: математика и здоровье?
Помогает ли математика улучшению здоровья?
Влияет ли здоровье на изучение математики?
Что вынес каждый из Вас из сегодняшнего урока-игры?
Как сохранить свое здоровье и приумножить его?
Напоследок, хочу вас попросить кое-о-чем. Настроение – это тоже показатель здоровья, здоровья души. Оставьте мне, пожалуйста, в мой ящик частичку своего настроения и я узнаю, понравился вам мой урок или нет.
Самоанализ урока
Повторно-обощающий урок - игра «Математика и здоровье» по теме «Уравнения»
ЦЕЛЬ УРОКА:
обобщить и закрепить знания по теме «Уравнения».
Задачи урока:
продолжить формирование вычислительных навыков и умения складывать, вычитать умножать и делить натуральные числа,
способствовать формированию умения обобщать, анализировать, делать выводы,
развивать логическое мышление учащихся,
способствовать повышению интереса к предмету,
способствовать сплочению классного коллектива, формированию навыков коллективной работы.
Цель урока соответствует программным требованиям и содержанию материала. Подготовленность класса, уровень знаний и умений учащихся позволяют скачать о достижимости поставленных целей. Выбранная необычная форма урока и методы способствовали правильному и полному восприятию информации.
Необычность урока состоит в том, что учтены общие и личностные особенности восприятия учебного материала. В ходе медосмотра выполнялись творческие, практические, познавательные задания.
Главный акцент урока сделан на то, чтобы ребята научились правильно записывать решение уравнения, умели решать текстовые задачи с помощью составления уравнения.
На уроке преобладающими формами деятельности были: коллективная, фронтальная в разных сочетаниях, а также индивидуальная.
На каждом этапе урока решались конкретные задачи: проверка теоретических знаний, определений, правил, умение анализировать и выделять главное.
Психологические аспекты:
развитие внимания, зрительного восприятия, воссоздающего воображения
развитие творческого мышления
проверки знаний, информированности, эрудиции
Характеристика класса
Класс, в котором проводился урок достаточно сплоченный. В нем есть ребята, которые быстро решают, умеют мыслить, анализировать, искать пути решения. А есть ребята, у которых хорошие вычислительные навыки, но они с трудом решают задачи, т.е. на выполнение их им нужно больше времени.
Место урока в курсе
Вообще, в 5 классе после каждой изученной темы идет решение уравнений по этой теме. Учащиеся легко воспринимают эту тему.
Межпредметная связь – на уроке можно выделить связь с историей (начало урока), ОБЖ правила дорожного движения (устный счет), биологией (игра), физкультурой.
Анализ структуры урока
Организационный момент
Цель: - подготовить к восприятию, обеспечение нормальной обстановки для работы и психологического настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.
Устный счет
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. Чтобы активизировать внимание учащихся, развивать память, сформировать у них познавательный интерес, применила сигнальные карточки.
ИГРА
Применение методов проблемного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике.
В ходе урока я опиралась на знания, полученные на предыдущих уроках.
Важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Поэтому на уроке применялись различные виды контроля: это и контроль с помощью сигнальных карточек за устным счетом, и итоговый тест в конце урока. Следующая за каждым тестом проверка дала возможность быстро и эффективно проверить и оценить работу каждого ученика и проверить умение работать учащихся по этой теме.
Работа по кабинетам врача:
Отоларинголог – здесь ребята проверяли свой математический слух и внимательность и умение считать в уме. Это способствует развитию памяти детей.
Офтальмолог – здесь ученики решали уравнение около доски, это способствовало расширению и углублению знаний детей о формах решения уравнения.
Стоматолог – умение решать текстовые задачи с помощью составления уравнения. Здесь ребята сами анализировали и оценивали работу, поэтому активность была высокая. Это воспитывало чувство коллективизма.
Хирург – здесь ребята проверяли свою физическую активность с помощью физкультминутки.
Невропатолог – здесь дети учились находить ошибку и исправлять увиденную ошибку. На этом этапе урока у ребят развивалось чувство ответственности.
Терапевт – ребята работают около компьютера, выполняют тестовые задания в группах. Здесь был проведен положительный психологический настрой на доброжелательность и сплочение коллектива.
Подведение итогов
Каждый ученик получил оценку (в виде карточек «здоров»), а некоторые и не одну.
Анализ методов.
Методы: на уроке использовала работу в группах, индивидуальные задания, работу в парах, эвристическая беседа, частично-поисковый и проблемные методы. Уровень сложности вопросов соответствует программе 5 класса. Ребята работали около компьютера, выполняли задания самостоятельно, были использованы тестовые задания.
Развитию мыслительной деятельности способствовала и самостоятельная работа. Весь урок построен в виде урока игры, урока путешествия по поликлинике. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, что отмечали еще в 1910 году в предисловии к «Забавной арифметике» Н.Н. Аменицкий и И.П.Сахаров: «Человек разумный есть в первую очередь «человек играющий», а потому обучать даже самым серьезным вещам следует по возможности играя».
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Структура урока соответствовала как главной цели урока, так и другим развивающим, обучающим и воспитывающим. Темп урока соответствовал обычному ходу. Особое внимание никому не уделялось, все учащиеся работали активно.
Все учащиеся понимают тему урока.