СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Повышение эффективности обучению русскому языку в национальных классах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание русского языка дает возможность общаться с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизионные передачи, читать газеты, смотреть кинофильмы, изучать культуру других народов. Важность овладения русским языком прекрасно понимают все народы нашей страны, высоко ценят, считая его своим вторым родным языком.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Повышение эффективности обучению русскому языку в национальных классах"»

Повышение эффективности обучению русскому языку в

национальных классах

Знание русского языка дает возможность общаться с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизионные передачи, читать газеты, смотреть кинофильмы, изучать культуру других народов.

Важность овладения русским языком прекрасно понимают все народы нашей страны, высоко ценят, считая его своим вторым родным языком.

Кроме того, из русского языка и через него заимствуется много слов и терминов, например: урок, парта, тетрадь, доска, расписание, класс, звонок, компьютер, сканер, флешка, что обогащает наши родные языки.

Обучение русскому языку в национальной школе связано с коммуникативной функцией языка и направлено в первую очередь на привитие практических навыков, характерных для разных видов речевой деятельности: устной речи, чтения и письма. В связи с этим изучение русского языка должно иметь непосредственную связь с повседневной речевой практикой школьников, чтобы они, окончив среднюю школу, могли свободно пользоваться русским языком в его устной и письменной форме. Учебники русского языка для национальных школ обеспечивают многоаспектное изучение русского языка, позволяет выработать у учащихся навыки выразительного чтения и правописания, а также грамматически правильной связной речи. В учебниках содержится материал, позволяющий характеризовать русский язык с разных сторон: орфоэпической, лексической, словообразовательной. Грамматической, орфографической и пунктационной.

Последовательность введения нового материала осуществляется в таких формах, которые в наибольшей степени отвечают задачам развития речи, а именно: ступенчато – линейная и комплексная подача языковых норм и обучению русскому языку на синтаксической основе. Принцип комплексного овладения нормами русского языка определил структурно – композиционное построение видов работ на уроках русского языка. В разрешении практических задач овладению языком значительную роль играет аналитико – синтаксическая работа над связным текстом и речевая практика. В основу почти каждого параграфа положен текст. Упражнения, составленные на основе связного текста, содержат расположенные в определенной последовательности орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические и речевые задания. Таким образом, лишь после тщательного анализа всех языковых особенностей текста школьники воспроизводят его содержание в устной или письменной форме. Система упражнений в учебниках строится на принципах, разработанные в теории и практике обучения, значительное внимание уделяется тому, чтобы выработать у школьников умение вникать в суть той или иной языковой закономерности. Поэтому почти весь материал подается индуктивно ( сначала рассматриваются языковые факты на основе заданий, которые дети получили ранее, затем делаются выводы, и лишь после этого следуют упражнения.

С целью развития аналитического мышления школьников надо подбирать упражнения, требующие сравнения и сопоставления языковых закономерностей. Такие упражнения помогают установить логическую связь между прой1денным ранее и изучаемым на данном уроке, а также обеспечить преемственность при переходе от известного к новому. Наблюдения над языковым материалом, сравнения и сопоставления изучаемого с ранее пройденным материалом активизируют восприятие и усвоение учащимися новых знаний, способствует развитию самостоятельного мышления.

Работа на материале связных тексов дает возможность проводить систематическую работу по привитию навыков выразительно чтения. Надо постоянно требовать от учащихся правильного, четкого произношения звуков и звукосочетаний, а также выразительного чтения текста. Выразительное чтение предполагает : а) соблюдение знаков препинания(связь определенной интонации с содержанием предложения)

Б) правильную постановку логического ударения с целью выделения наиболее важных слов в предложении.

В) нужный темп и ритм чтения

Г) правильное интонирование предложений.

В это широкое понятие входит использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально – смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Нужно наглядно показывать логические паузы и ударения: короткую паузу отмечать одной вертикаль ной линией, а долгую – двумя. Над словами, которые надо выделить , произнести более высоким тоном, поставить знак / .

Например: Отговорила роща золотая / березовым/ веселым языком//

И журавли / печально пролетая/ уж не жалеют больше ни о ком//…

Такие условные знаки облегчают наблюдения за интонацией при чтении текста учителем, а главное, помогают учащимся соблюдать паузы и логические ударения при самостоятельном чтении. Особенно важно работать над интонацией, когда изучаются типы предложений по цели высказывания. Другой важный вид работы в национальных классах – это словарная работа. Лексическое значение непонятных слов учитель объясняет учащимся перед чтением или в ходе чтения текста. Поэтому при подготовке учителю следует определить , значение каких слов текста следует объяснить учащимся. Хорошо если учитель значение русского незнакомого слова может перевести на родной язык. Пути семантизации слов могут быть самыми разнообразными: это показ предмета или его изображения, например, альбома, аллеи, балкона, давать описательное объяснение значения слова, например, вокзал – здание для пассажиров на железнодорожной станции или на пристани. Через подбор синонимом: буря – ураган, известный – популярный, экстренно – срочно. Через подбор антонимов, например, мудрый – глупый, светло-темно.

Другой вид работы – это выработка навыков произношения. Для тувинских ребят есть много звуков и словосочетаний, поэтому работа по орфоэпии потребует от учителя тщательной подготовки и отбора материала. Основным приемом работы по выработки навыков произношения является имитация, подражание. Прослушивание образцов правильного произношение с трудными звуками, способствует развитию слуховой памяти учащихся, пониманию речи на слух и его прочное запоминание в речевом потоке. Упражнения в слушанье образцов правильного произношения будут эффективными лишь в том случае, если после них последует работа по воспроизведению прослушивания. Учителю надо помнить о том. Что тувинские ребята часто произносят звуки русского языка согласно сложившимся навыкам артикуляции родного языка. Поэтому задания на воспроизведения прослушанного должны сочетаться со звуковым анализом слов. В тоже время необходимо постоянно устанавливать связь между звуковым образом слова и его значением, так как речь – это не только процесс говорения. Но и понимания. Школьники должны знать , что при неправильном произношении слов искажается их смысл, нарушается возможность понимания высказывания.

Еще один вид работы на уроке русского языка – это формирование орфографических навыков. Известно, что практическое овладение русским языком означает не только умение устно и письменно излагать свои мысли, но и орфографически грамотно писать. Добиться успеха в овладении учащимися национальных школ орфографических навыков возможно лишь в том случае, если учитель будет исходить из природы русской орфографии. Дело в том, что орфографические ошибки школьником могут быть обусловлены нарушением морфологического, фонетического и традиционного принципа орфографии. С этим и следует считаться, дифференцируя методические приемы предупреждения ошибок в зависимости от их характера. Например, написание, подчиняющее морфологическому принципу, требует умения разбираться в составе слова. Поэтому работу над усвоением правописания приставок, суффиксов, корней с безударными гласными, разделительных твердого и мягкого знаков надо сочетать с анализом слов по составу. При усвоении традиционных ( исторических) написаний следует особое внимание уделять зрительному и речедвигательному факторам. В соответствии с этим ведущее место занимает упражнение на составления предложения с заданными словами. Многие слова с непроверяемыми орфограммами в учебнике выделены и взяты в рамки. Надо систематически тренировать учащихся в написании этих слов, практикуя словарные диктанты, включая слова в тексты обучающих диктантов и изложений.

Учебники ориентируют учителя на систематическое повторение правил правописания при изучении новых тем. Этой цели служат упражнения с пропусками букв в словах. Можно составлять диктант на основе слов, взятых из домашних упражнений. Такая работа повышает внимательность школьников к выполняемым упражнениям и будет способствовать прочному закреплению орфографичеси5кх навыков.

Одним из обязательных видов работ на уроках русского языка в национальных классах является работа по развитию связной речи. Большое место занимают виды работ, требующие от учеников умение озаглавить текст, т.е. понять тему прочитанного или прослушанного, пересказать содержание текста по вопросам, прочитать текст и пересказать его содержание, выполняя при этом лексические и грамматические задания, написать изложения или сочинения по прочитанному , опорным словам или на предложенную тему. Надо терпеливо учить школьников писать изложения и сочинения. Подготовка к написанию изложения предполагает предварительно знакомство с текстом: его чтение, разбор содержания, членение на смысловые части, составление плана текста, устный пересказ по плану, а затем уже письменное изложение.

Работу над сочинением можно начинать с личных впечатлений, например, «Времена года», «Мой летний день», «Как я провел каникулы?» Ребята не сразу напишут содержательное и грамотное сочинение, работу над сочинением надо организовать. Например, начать с объяснения , как работать над сочинением по личным впечатлениям:

  1. Внимательно продумать тему, о чем будет сочинение

  2. Тщательно продумать основную мысль сочинения, что вы хотите в нем высказать

  3. Очень важно правильно озаглавить сочинения. В заглавии обычно выражается основная тема и мысль.

  4. Составить план сочинения, выделить основные мысли, развить их, соединив едино целое.

Надо добиться того, чтобы дети поняли, что тема – это т о, о чем рассказывается, а основная мысль – это то, что доказывается в высказывании. Конечно перед этим нужно подбирать задания: озаглавить текст, составить рассказ с данными словами, подумать как можно по – другому назвать текст и т.д. Первые сочинения целесообразно в классе коллективно, чтобы каждый ученик видел всю подготовительную работу, проверил свои силы. Когда дети приобретут известные навыки в написании сочинения, тогда можно дать им полную свободу для самостоятельной работы. Конечно, обязательные задания на к устный пересказ, которые нужны детям не только для овладения навыками говорения, но и для повышения эффективности всей работы по практическому овладению устной и письменной речью. Надо учить детей не только умению рассказывать на тему, выделять основную мысль, но и выражать с помощью интонации свое отношение к высказыванию.

Обучение русскому языку учащихся национальных школ преследует задачу подготовки их к сознательному и свободному слушанью и говорению. Поэтому кроме контекстной речи очень большое значение приобретает ситуативная речь, т.е.речь, которая протекает в реальной жизненной ситуации и побуждает учащихся к самостоятельным высказываниям. Такую своеобразную жизненную ситуацию помогают создавать диалоги и ситуативные упражнения.











Подготовила: Учитель русского языка МОУ СОШ №4 Румянцева Г.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!