СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества знаний - главная задача учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете на тему "Повышение качества образования - главная задача учителя начальных классов"

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества знаний - главная задача учителя начальных классов»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино»

Балаковского района Саратовской области












«ПОВЫШЕНИЕ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ –

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»










Николаева Елена Алексеевна,

Шестакова Ирина Ивановна –

учителя начальных классов

МАОУ СОШ с. Новополеводино


2017-2018 учебный год






Успешный ребёнок – это

счастливый ребёнок!

Главное, надо нам, учителям,

учиться быть счастливыми.

Ведь несчастный учитель

никогда не воспитает

счастливого ученика.



Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в нашем быстро меняющимся мире, мире переполненным информацией. Важно научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Начальное образование – особая ступень в развитии ребёнка. Ученик начальной школы – это ещё ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Для этого в начальной школе проводится направленная работа: Слайд

  • следование традициям и внедрение новаций;

  • освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

  • определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

  • накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

  • организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Среди множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо выделяются проблемы качества знаний и их практической реализации учащимися. Многочисленные исследования показывают, что сегодня каждый четвёртый ученик испытывает трудности в обучении. Слайд Так, исследование, проведенное в России, функциональной грамотности младших школьников (Н.Г. Авдейчук) выявило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант; 36,7% не владеют навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счёте и решении задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учёбе.
Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию постоянной неуспешности.
Поэтому наша цель, как учителей начальных классов, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.

Основополагающим условием продуктивной деятельности по формированию и развитию математической грамотности младшего школьника является систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого необходимо чтобы педагог предлагал учащимся задания направленные на развитие мышления и речи. На занятиях по математике педагог может использовать ряд игр и упражнений, способствующих развитию и формированию операциональных структур мышления математической речи детей, испытывающих трудности в обучении. Слайд
Как же помочь нашим детям учиться? Как повысить качество их знаний? Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Поэтому наравне с традиционными типами уроков, в своей работе используем и нетрадиционные: урок - соревнование, урок - путешествие, урок - сказку, урок-тренажер, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Слайд Готовясь к урокам, продумываем формы и методы обучения, стараясь делать это рационально. Если изучаемый материал сложен и требует детального объяснения, используем общеклассную форму, с использованием технологии диалогового взаимодействия, если доступен – применяем технологию обучения в сотрудничестве,  групповую форму работы или  работу в парах. Для осуществления дифференциального подхода обучения используем индивидуальную форму, позволяющую ребёнку выполнить то задание, с которым он может справиться и, тем самым, сориентировать его на успех.
На своих уроках применяем технологии игрового обучения с целью развития у обучающихся умений применять полученные знания в практической деятельности. Слайд

Также мы применяем технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Выбирая методы обучения, предпочтение отдаём частично-поисковому и методу проблемного обучения, применяющегося для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения. Но при этом не отказываемся и от объяснительно-иллюстративных, репродуктивных методов, способствующих формированию знаний, умений и навыков, методов контроля и самоконтроля.

С целью активизации познавательной деятельности, развития индивидуальных способностей, творческого подхода к учению и сплочённости коллектива активно привлекаем учащихся к проектной деятельности. Под руководством учителя дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа в виде альбома, книги, выступлений, обязательно находящие своё применение на уроках.

Уверенное владение навыками чтения и письма является одним из основных условий успешности детей в учении.  Поэтому на уроках литературного чтения нами ведётся целенаправленная работа по формированию техники чтения. Техника чтения часто «тормозится» из-за слаборазвитой оперативной памяти, поэтому, сначала начинаем работу по её развитию и делаем это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых были разработаны профессором И.Т.Федоренко.  Слайд В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 набора составляет примерно два месяца. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает написать его в тетрадях. Возможно, что кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Объяснить, что запиши столько, сколько слов ты запомнил. Затем следует работа над следующим предложением. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. В школах, оснащенных инновационными технологиями, можно использовать компьютер, хотя методика останется прежней. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке от пяти до восьми минут времени.

На уроке литературного чтения используем приём жужжащего чтения. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее, в течение 5 минут урока. Этот метод очень эффективен. К работе над совершенствованием техники чтения учащихся стараемся привлечь и родителей, способных при подготовке домашнего задания обеспечить ребёнку режим щадящего чтения, не длительного, но частого, а также чтение перед сном.

Уверенное же владение навыками письма опирается на целенаправленную, систематическую орфографическую работу, направленную на развитие орфографической зоркости, на предупреждение и исправление орфографических ошибок. Большую роль в овладении грамотным письмом играет также и лексическая работа. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов, у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов при проверке таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных». Поэтому, уже с первых уроков обучения грамоте, мы уделяем этой работе большое внимание. На протяжении 4-х лет на уроках русского языка и литературного чтения, дети знакомятся с многозначными словами, антонимами, синонимами, омонимами, фразеологическими оборотами. При работе над новыми словарными словами, дети изучают их происхождение, знакомятся с лексическим значением, пользуясь этимологическим и толковым словарями, подбирают к ним синонимы и антонимы, при закреплении дети выполняют упражнения-тренажёры.

Большое внимание уделяем сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Слайд Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, даёт возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся, обеспечивают активную познавательную позицию ученика, стимулируют их мыслительную деятельность, повышают эффективность урока и, как следствие, качество знаний учащихся.

Все перечисленные направления педагогической деятельности позволяют нам добиваться позитивных результатов: дети получают прочные знания, которые дают им возможность успешно учиться в средней и старшей школе. В процессе обучения обогащается словарный запас учащихся, развивается их речь,  расширяется кругозор детей, что позволяет им успешно выступать в разнообразных конкурсах; между учащимися складываются дружеские отношения, позволяющие проявляться творческим способностям детей во внеклассных мероприятиях, развиваются коммуникативные навыки. А главное, детям нравится учиться и они с большим желанием идут в школу.

Если б не было учителя, То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное, Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен.









Решение: чтобы повысить качество образования учителю следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения. Кроме того, учителю нужно более продуманно формулировать цели своей деятельности; ставить конкретные задачи; прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности; отслеживать уровень мотивации учащихся; наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы; отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!