СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема взаимосвязи здоровья и музыки не новая. В древние века музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Занятия в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность. Наукой доказано, что музыка оказывает влияние на организм человека даже на клеточном уровне: ускоряет рост одних клеток, замедляя рост других. При помощи  музыки можно воздействовать на эмоциональное самочувствие человека

Просмотр содержимого документа
«Доклад текст»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района













«ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»





Подготовил:

Володин С.Е.

учитель музыки

I квалификационной категории













ст. Мечетинская

2013 год

ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ.

«Музыка, её первый звук,

Родилась одновременно с творением мира».

Проблема взаимосвязи здоровья и музыки не новая. В древние века музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Занятия в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность. Наукой доказано, что музыка оказывает влияние на организм человека даже на клеточном уровне: ускоряет рост одних клеток, замедляя рост других. При помощи музыки можно воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта активизируют энергетические процессы организма и направляют их на оздоровление.

На уроках музыки школьники занимаются следующими видами деятельности: ВОКАЛЬНО –ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДРАМАТИЗАЦИЯ.

1.Вокальный вид деятельности (пение хором)

Человеческий голос является мощным инструментом. Пение дают возможность человеку привести в гармонию душевное и психическое состояние.

· Профессию певцов называют профессией долгожителей

Процесс пения улучшает кровоснабжение голосовых связок, маленького язычка, нёбных миндалин и лимфатических узлов за счёт активного поступления кислорода, и в результате повышается местный иммунитет ротовой полости и горла ,поэтому реже возникают болезни.

Основа правильного и хорошего пения – ДЫХАНИЕ. Вдох носом, выдох ртом.

Первый вид дыхания – грудной (верхний) ,воздух набирается и выдыхается через грудную полость.

Второй вид дыхания – брюшной (нижний) ,воздух набирается и выдыхается через брюшную полость.

Третий вид дыхания – смешанный (средний), воздух заполняет лёгкие, выходит из лёгких и из нижней части живота. (это своеобразный массаж внутренних органов: печени, селезёнки, почек.)

Несколько примеров упражнений на дыхание.(работа с залом)

2. Слушание музыки.

Звучание (определённой) музыки благотворно действует не только на нервную систему, но и на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. Слушание музыки может помочь навсегда забыть о плохом настроении , бессоннице, чувстве неуверенности и тревоги, улучшить память и внимание.

Учёные пришли к выводу, что после 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии при этом необходимо уделять большое внимание подбору материала для слушания.

Человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне 16 – 20000 Гц. Звуки высокой частоты (3000 – 8000Гц) вызывает резонанс в мозгу воздействуя на важнейшие функции мозга. Звуки среднечастотного диапазона (730 – 3000Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (125 – 750Гц) вызывают раздражение и дискомфорт.

Низкочастотная и подчёркнуто ритмичная музыка не даёт возможности сконцентрироваться и успокоится (рок – музыка). После прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. А для детей особенно вредно, т.к слуховой аппарат ещё не развит и испытывает поражение шумовым воздействием.

· Успокоиться помогут «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса

· «Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность

· При бессоннице слушайте сюита «Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского.

· Колокольный звон активизирует защитные силы организма и на 40 % тормозит развитие болезнетворных бактерий. Cкрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию

Музыкой можно лечиться, существует даже такое понятие как музыкальная терапия:

· Орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос — земля — космос».

· Пианино очищает щитовидную железу.

· Барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему.

· Флейта очищает и расширяет легкие.

· Арфа гармонизирует работу сердца.

· Виолончель благотворно действует на почки.

· Цимбалы «уравновешивают» печень;

· Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

· Саксофон, самый «сексуальный» инструмент, активизирует сексуальную энергию.

С древних времен музыкой лечили: врач Асклепиад звуками трубы восстанавливал слух глухим, римский врач Гален рекомендовал музыку, как противоядие от укусов ядовитых змей.



3. Музыкально – ритмическая деятельность.

Для «правильной» и «здоровой» музыки большое значение имеет РИТМ и ГРОМКОСТЬ мелодии. Музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и чем она тише.

Следует помнить, что звуки не только источник здоровья, но и могут принести вред. Бригитта Шульте из немецкого института акустики уверяет, что звук выше 65дБ повышает риск инфаркта на 20%.

Занимаясь музыкально – ритмической деятельностью школьники активизируют работу правой стороны мозга, которая отвечает за память. Левая сторона мозга отвечает за восприятие ритма, а правая за восприятие мелодии. Ритм - частота колебания сильных и слабых долей.

При рассмотрении вопроса воздействия музыки на здоровье школьников был проведен опрос группы подростков «Зачем тебе нужна музыка?» с вариантами ответов: помогает в труде, бодрит и веселит, лечит, помогает в учебе, помогает расслабиться, мне музыка не нужна. И вот его результаты: 60% подростков музыка бодрит и веселит, 25% - расслабляет. Только 5% детей считают, что музыка оказывает лечебное воздействие. Но никто из опрошенных не ответил, что музыка им не нужна. Основная масса опрошенных детей слушает музыку от 1 до 5 часов в день, источником музыки является Интернет и проигрывающие устройства, прежде всего мобильные телефоны. А вот предпочтение современные подростки отдают танцевальной музыке.

Подводя итог выше изложенному, хочется отметить, что всегда новое поколение отличается от предыдущего. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодежи очень разнообразны. Конец ХХ — начало ХХI веков внесло в музыкальную культуру огромное количество разнообразных стилей и направлений, что позволяет ученым значительно больше узнать о пользе или вреде музыкальных пристрастий слушателей разных возрастных категорий.

А ведь именно в подростковом возрасте музыка занимает одно из важнейших мест в эмоциональной жизни и, как показал анализ опроса, оказывает наибольшее влияние.

Итак:

  • Музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет и состояние его здоровья.

  • Характер влияния музыки на общее и эмоциональное состояние подростков далеко не всегда определяется ее ритмом. Можно предположить, что влияние музыки в большой степени зависит от индивидуальных особенностей человека (например, от качеств его нервной системы, характера, состояния здоровья и т. д.)

  • Мы можем согласить с учеными, что после 30 минутного слушания разнообразных музыкальных произведений работоспособность школьников возрастает на 30 %, а значит подростки, которые слушают музыку более одного часа в день (94 %), более активны и восприимчивы при изучении школьного материала. Главное, чтобы музыка, которую слушает современная молодежь, действительно была разнообразна.

Если вы хотите повысить работоспособность своих учеников на уроках, вам необходимо проводить музыкальные физминутки. А сейчас, физминутка для вас…

Просмотр содержимого презентации
«здоровье»

Позитивное влияние музыки на здоровье школьников

Позитивное влияние музыки на здоровье школьников

Музыка, ее первый звук, Родилась одновременно с творением мира

Музыка, ее первый звук,

Родилась одновременно с творением мира

Моцарт  Бетховен  Шопен  Шуберт  Чайковский

Моцарт

Бетховен

Шопен

Шуберт

Чайковский

Виды деятельности на уроках музыки: вокально-хоровое пение слушание музыки музыкально-ритмическое исполнение музыкальная грамотность импровизационная деятельность драматизация

Виды деятельности на уроках музыки:

  • вокально-хоровое пение
  • слушание музыки
  • музыкально-ритмическое исполнение
  • музыкальная грамотность
  • импровизационная деятельность
  • драматизация

Вокально-хоровое пение

Вокально-хоровое пение

Виды дыхания грудное брюшное смешанное

Виды дыхания

грудное

брюшное

смешанное

Слушание музыки

Слушание музыки

Даже вода реагирует на музыку Так изменилась структура воды при воздействии на неё музыки, такой, как стиль «техно» или электронная музыка  Так выглядит структура воды после прослушивания 40-й симфонии Моцарт а

Даже вода реагирует на музыку

Так изменилась структура воды при воздействии на неё музыки, такой, как стиль «техно» или электронная музыка

Так выглядит структура воды после прослушивания 40-й симфонии Моцарт а

Даже вода реагирует на музыку Так изменилась структура воды при воздействии на неё музыки, такой, как стиль «техно» или электронная музыка  Так выглядит структура воды после прослушивания 40-й симфонии Моцарт а

Даже вода реагирует на музыку

Так изменилась структура воды при воздействии на неё музыки, такой, как стиль «техно» или электронная музыка

Так выглядит структура воды после прослушивания 40-й симфонии Моцарт а

Диапазон звуков и воздействие на организм человека 3000-8000 Гц – вызывают резонанс, воздействуя на функции мозга 730-3000 Гц – стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон 125-750 Гц – вызывают раздражение и дискомфорт

Диапазон звуков и воздействие на организм человека

  • 3000-8000 Гц – вызывают резонанс, воздействуя на функции мозга
  • 730-3000 Гц – стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон
  • 125-750 Гц – вызывают раздражение и дискомфорт

Тяжёлый рок –вреден! После 40 минут, проведенных в зале с мощностью звука 120-140 децибел, люди получают звуковую контузию Для детей громкая музыка особенно вредна, т.к. слуховой аппарат ещё не развит и испытывает поражение шумовым воздействием!

Тяжёлый рок –вреден!

После 40 минут, проведенных в зале с мощностью звука 120-140 децибел, люди получают звуковую контузию

Для детей громкая музыка особенно вредна, т.к. слуховой аппарат ещё не развит и испытывает поражение шумовым воздействием!

Музыкотерапия   « Болящий дух врачует песнопенье…» Е.Баратынский   Успокоиться помогут “Колыбельная” Брамса, “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.   Кровяное давление и сердечную деятельность приведет в норму «Свадебный марш” Мендельсона, “Ноктюрн ре-минор” Шопена и “Концерт ре-минор” для скрипки Баха.  Головную боль снимет прослушивание полонеза Огинского, “Венгерская рапсодия” Листа, “Фиделио” Бетховена.

Музыкотерапия

« Болящий дух врачует песнопенье…» Е.Баратынский

Успокоиться помогут “Колыбельная” Брамса, “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. Кровяное давление и сердечную деятельность приведет в норму «Свадебный марш” Мендельсона, “Ноктюрн ре-минор” Шопена и “Концерт ре-минор” для скрипки Баха. Головную боль снимет прослушивание полонеза Огинского, “Венгерская рапсодия” Листа, “Фиделио” Бетховена.

Музыкальная терапия барабан арфа гитара саксафон флейта пианино гобой труба Губная гармонь

Музыкальная терапия

барабан

арфа

гитара

саксафон

флейта

пианино

гобой

труба

Губная

гармонь

Древнегреческий врачеватель Эскулап лечил громкими звуками трубы страдавших радикулитом, а также другими болезнями нервной системы . Древнегреческий врач Асклепиад звуками трубы восстанавливал слух глухим. Римский врач Гален рекомендовал музыку, как противоядие от укусов ядовитых змей.

Древнегреческий врачеватель Эскулап лечил громкими звуками трубы страдавших радикулитом, а также другими болезнями нервной системы . Древнегреческий врач Асклепиад звуками трубы восстанавливал слух глухим.

Римский врач Гален рекомендовал музыку, как противоядие от укусов ядовитых змей.

Музыкально – ритмическая деятельность

Музыкально – ритмическая деятельность

Секрет музыки Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое –  тембр и мелодию.

Секрет музыки

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое –

тембр и мелодию.

Зачем тебе нужна музыка?  1. Помогает в труде 2.Бодрит и веселит 3. Лечит 4.Помогает в учебе 5. Помогает расслабиться 6. Мне музыка не  нужна

Зачем тебе нужна музыка?

1. Помогает в труде

2.Бодрит и веселит

3. Лечит

4.Помогает в учебе

5. Помогает

расслабиться

6. Мне музыка не

нужна

Результаты опроса

Результаты опроса

Музыкальные предпочтения современных подростков

Музыкальные предпочтения современных подростков

Влияние музыки на здоровье школьников Музыка влияет на эмоциональное самочувствие; Классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека; Громкая музыка неблагоприятна для здоровья человека; После прослушивания музыкальных произведений работоспособность школьников возрастает.

Влияние музыки на здоровье школьников

  • Музыка влияет на эмоциональное самочувствие;
  • Классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека;
  • Громкая музыка неблагоприятна для здоровья человека;
  • После прослушивания музыкальных произведений работоспособность школьников возрастает.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!