Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Подготовил:
Володин С.Е.
учитель музыки
I квалификационной категории
ст. Мечетинская
2013 год
ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ.
«Музыка, её первый звук,
Родилась одновременно с творением мира».
Проблема взаимосвязи здоровья и музыки не новая. В древние века музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Занятия в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность. Наукой доказано, что музыка оказывает влияние на организм человека даже на клеточном уровне: ускоряет рост одних клеток, замедляя рост других. При помощи музыки можно воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта активизируют энергетические процессы организма и направляют их на оздоровление.
На уроках музыки школьники занимаются следующими видами деятельности: ВОКАЛЬНО –ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДРАМАТИЗАЦИЯ.
1.Вокальный вид деятельности (пение хором)
Человеческий голос является мощным инструментом. Пение дают возможность человеку привести в гармонию душевное и психическое состояние.
· Профессию певцов называют профессией долгожителей
Процесс пения улучшает кровоснабжение голосовых связок, маленького язычка, нёбных миндалин и лимфатических узлов за счёт активного поступления кислорода, и в результате повышается местный иммунитет ротовой полости и горла ,поэтому реже возникают болезни.
Основа правильного и хорошего пения – ДЫХАНИЕ. Вдох носом, выдох ртом.
Первый вид дыхания – грудной (верхний) ,воздух набирается и выдыхается через грудную полость.
Второй вид дыхания – брюшной (нижний) ,воздух набирается и выдыхается через брюшную полость.
Третий вид дыхания – смешанный (средний), воздух заполняет лёгкие, выходит из лёгких и из нижней части живота. (это своеобразный массаж внутренних органов: печени, селезёнки, почек.)
Несколько примеров упражнений на дыхание.(работа с залом)
2. Слушание музыки.
Звучание (определённой) музыки благотворно действует не только на нервную систему, но и на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. Слушание музыки может помочь навсегда забыть о плохом настроении , бессоннице, чувстве неуверенности и тревоги, улучшить память и внимание.
Учёные пришли к выводу, что после 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии при этом необходимо уделять большое внимание подбору материала для слушания.
Человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне 16 – 20000 Гц. Звуки высокой частоты (3000 – 8000Гц) вызывает резонанс в мозгу воздействуя на важнейшие функции мозга. Звуки среднечастотного диапазона (730 – 3000Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (125 – 750Гц) вызывают раздражение и дискомфорт.
Низкочастотная и подчёркнуто ритмичная музыка не даёт возможности сконцентрироваться и успокоится (рок – музыка). После прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. А для детей особенно вредно, т.к слуховой аппарат ещё не развит и испытывает поражение шумовым воздействием.
· Успокоиться помогут «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса
· «Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность
· При бессоннице слушайте сюита «Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского.
· Колокольный звон активизирует защитные силы организма и на 40 % тормозит развитие болезнетворных бактерий. Cкрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию
Музыкой можно лечиться, существует даже такое понятие как музыкальная терапия:
· Орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос — земля — космос».
· Пианино очищает щитовидную железу.
· Барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему.
· Флейта очищает и расширяет легкие.
· Арфа гармонизирует работу сердца.
· Виолончель благотворно действует на почки.
· Цимбалы «уравновешивают» печень;
· Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
· Саксофон, самый «сексуальный» инструмент, активизирует сексуальную энергию.
С древних времен музыкой лечили: врач Асклепиад звуками трубы восстанавливал слух глухим, римский врач Гален рекомендовал музыку, как противоядие от укусов ядовитых змей.
3. Музыкально – ритмическая деятельность.
Для «правильной» и «здоровой» музыки большое значение имеет РИТМ и ГРОМКОСТЬ мелодии. Музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и чем она тише.
Следует помнить, что звуки не только источник здоровья, но и могут принести вред. Бригитта Шульте из немецкого института акустики уверяет, что звук выше 65дБ повышает риск инфаркта на 20%.
Занимаясь музыкально – ритмической деятельностью школьники активизируют работу правой стороны мозга, которая отвечает за память. Левая сторона мозга отвечает за восприятие ритма, а правая за восприятие мелодии. Ритм - частота колебания сильных и слабых долей.
При рассмотрении вопроса воздействия музыки на здоровье школьников был проведен опрос группы подростков «Зачем тебе нужна музыка?» с вариантами ответов: помогает в труде, бодрит и веселит, лечит, помогает в учебе, помогает расслабиться, мне музыка не нужна. И вот его результаты: 60% подростков музыка бодрит и веселит, 25% - расслабляет. Только 5% детей считают, что музыка оказывает лечебное воздействие. Но никто из опрошенных не ответил, что музыка им не нужна. Основная масса опрошенных детей слушает музыку от 1 до 5 часов в день, источником музыки является Интернет и проигрывающие устройства, прежде всего мобильные телефоны. А вот предпочтение современные подростки отдают танцевальной музыке.
Подводя итог выше изложенному, хочется отметить, что всегда новое поколение отличается от предыдущего. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодежи очень разнообразны. Конец ХХ — начало ХХI веков внесло в музыкальную культуру огромное количество разнообразных стилей и направлений, что позволяет ученым значительно больше узнать о пользе или вреде музыкальных пристрастий слушателей разных возрастных категорий.
А ведь именно в подростковом возрасте музыка занимает одно из важнейших мест в эмоциональной жизни и, как показал анализ опроса, оказывает наибольшее влияние.
Итак:
Музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет и состояние его здоровья.
Характер влияния музыки на общее и эмоциональное состояние подростков далеко не всегда определяется ее ритмом. Можно предположить, что влияние музыки в большой степени зависит от индивидуальных особенностей человека (например, от качеств его нервной системы, характера, состояния здоровья и т. д.)
Мы можем согласить с учеными, что после 30 минутного слушания разнообразных музыкальных произведений работоспособность школьников возрастает на 30 %, а значит подростки, которые слушают музыку более одного часа в день (94 %), более активны и восприимчивы при изучении школьного материала. Главное, чтобы музыка, которую слушает современная молодежь, действительно была разнообразна.
Если вы хотите повысить работоспособность своих учеников на уроках, вам необходимо проводить музыкальные физминутки. А сейчас, физминутка для вас…