СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный интерес и внутренний мотив учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о мотивации и познавательном интересе в учебной деятельности, рассматривается процесс формирования познавательного интереса, условия развития интереса на уроках. Прилагается тест-опросник по выявлению мотивации учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный интерес и внутренний мотив учащихся»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4






Познавательный интерес

и внутренний мотив

учащихся












Доклад подготовила

Кривошеева Елена Николаевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория







2019-2020 уч. год

Мотивация и познавательный интерес




План



  1. Мотивация и ее виды.

  2. Познавательный интерес как значимый мотив учения.

  3. Процесс формирования познавательного интереса.

  4. Условия развития интереса на уроках.

  5. Вывод.

  6. Приложение (тест-опросник по выявлению мотивации учащихся).

  7. Список используемой литературы.


























«Интерес к учению появляется  только тогда, 

когда есть вдохновение, рождающееся  от успеха»

                                              В.А. Сухомлинский 


 

«Интерес - основной внутренний механизм

успешного учения»

К.Д.Ушинский.



В чем прелесть мотивации? Она — своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей. Мотивация играет огромную роль в нашей жизни, в наших делах, в наших отношениях.

Бывает разной и по форме, и по содержанию.

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.


Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. Этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.

Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения - интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе.

Без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность школьников? 

В современных условиях отмечается снижение мотивации у младших школьников. 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается, а к 3 - 4 классу только очень немногие из них с радостью спешат в школу. У большинства учащихся начинает проявляться избирательное отношение к предметам, появляются любимые и нелюбимые уроки. Одни учащиеся настойчиво и увлечённо работают над решением любой учебной задачи, не считаясь с усталостью и временем, другие не проявляют никакого интереса, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Возникает проблема организации учебной деятельности у учащихся с разным уровнем мотивации учения.

Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоцио­нальный компонент. Интересы младших школьников, как правило, действи­тельно обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.

Интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета.

Первоклассники такой специфики не видят. Интерес к ма­тематике, например, или мотивирован тем, чтобы «быстро и правильно считать», суметь решать задачи на различные правила». И только в 4 клас­се ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного предмета. Taк, математика привлекает детей точностью, строгой последовательностью действий, где от одного действия зависят остальные. Дети начинают замечать логическую последовательность и закономерность математических действий.

Познавательный интерес бывает двух видов. Ситуативный интерес, побуждаемый занимательностью, который очень подвержен внешней ситуации, изменчив, нестоек. Что же касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от подкрепления

Необходимо отличать понятия интерес и заниматель­ность. Занимательность - внешняя привлекательностью предмета, эффектное его преподнесение. Яркие нагляд­ные пособия, эффектное оформление, неожиданные опыты, за­нятные детали. В результате - эмоции, но нет узнавания но­вого, т. е. нет познавательного интереса в собственном смысле слова. Это не значит, что занимательность совсем не нужна. Важно только помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство. Желание посмотреть, даже рассмотреть, только с внешней стороны, не вникая в существо вопроса. 

В то же время занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса.

Наличие мотивов недостаточно, если у ученика отсутствует умение ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.

Цель - осознаваемый образ предвосхищаемого результата, на достижение которой направлена деятельность человека.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя (Таблица 1).

Содержание предмета (в том числе учебник)

Личность учителя


Средства обучения





Познавательный интерес к предмету



Методы обучения

Формы организации обучения







Материальные условия

обучения

Виды познавательной деятельности






Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

Основные показатели познавательного интереса:

любопытство, самостоятельность, инициативность, волевые качества (упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца, сопротивление

отвлекающим воздействиям, энергичность), целенаправленность, целеустремленность, творчество.


Условия, которые способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.

Первое условие - максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главная почва - ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения, противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие - развитие познавательных интересов и личности в целом. Вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Четвертое условие - благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего отношением «учитель - ученик» управляет учитель. Его требовательное и в тоже время заботливое отношение к ученику, его увлеченность предметом и стремление подчеркнуть его огромное значение - определяет отношение ученика к изучению данного предмета.

На основе анализа литературы можем утверждать, что познавательный

интерес - один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение. Каждый ученик должен знать и понимать, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, и если он не хочет учиться, то научить его невозможно.










Приложение



Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

  1. Я учусь потому, что на уроке интересно.

  2. Я учусь, потому, что заставляют родители.

  3. Я учусь потому, что хочу больше знать.

  4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать.

  5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям.

  6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей.

  7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс.

  8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой.

  9. Я учусь потому, что нравится учитель.



















Используемая литература

  1. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А, Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1999 - 192 с.


  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007 - 540с.

  2. Интернет - ресурсы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!