СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу презентации вошли такие вопросы, как актуальность темы, возрастные особенности процесса познания детей дошкольного возраста, развивающие функции и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности, ее содержание, основные методы и приемы работы, варианты экспериментальной деятельности, классификация экспериментов и опытов, использующихся в работе с детьми.

Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме и направлена на совершенствование системы работы ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, построение образовательной деятельности в дошкольном учреждении, способствующей созданию условий для активизации познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста через использование наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми: экспериментирование, опыты, метод проектов, игры-эксперименты, постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, игры с моделированием и др.

Материал, представленный в презентации адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 53» « Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»    Республика Адыгея  г. Майкоп 2014г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 53»

« Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Республика Адыгея

г. Майкоп 2014г.

Актуальность познавательно- исследовательской деятельности ребенка «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…» К.Е.Тимирязев

Актуальность познавательно-

исследовательской деятельности ребенка

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»

К.Е.Тимирязев

 Ребенок сам познает мир, исследуя его, экспериментируя.  Важно, чтобы ребенок все увидел сам,  сам потрогал и сам получил свои впечатления

Ребенок сам познает мир,

исследуя его, экспериментируя.

Важно, чтобы ребенок все увидел сам,

сам потрогал и сам получил свои впечатления

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». Януш Корчак.

«Ребенок – существо разумное, он

хорошо знает потребности, трудности и

помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения,

не недоверчивый контроль, а

тактическая договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и

совместная жизнь».

Януш Корчак.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь  (устную и письменную) .

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, которая состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т. п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

ПОЗНАНИЕ  Информация (сведения, факты, события жизни) Отношение к информации Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания. Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

ПОЗНАНИЕ

Информация

(сведения, факты,

события жизни)

Отношение

к

информации

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего

мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет

о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает

на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает,

забывает, упорядочивает и так далее.

 Развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет Упорядочивание  Накопление и информации об систематизация представлений окружающем мире о мире

Развитие и обогащение

познавательной сферы детей от

2 до 7 лет

Упорядочивание

Накопление

и

информации об

систематизация

представлений

окружающем

мире

о мире

Накопление  Упорядочивание  информации информации  об окружающем мире 4 - 5 лет 6 - 7 лет 2 - 4 года 5 - 6 лет

Накопление

Упорядочивание

информации

информации

об окружающем мире

4 - 5

лет

6 - 7

лет

2 - 4

года

5 - 6

лет

2-4 года Первый период –  «накопления» информации «Что вижу, с чем действую, то и познаю»   Накопление происходит благодаря:  Личному участию ребенка в различных ситуациях,  событиях;  Наблюдениям ребенка за реальными явлениями,  предметами;  Собственному манипулированию ребенка с реальными  предметами и его активным действиям в своем  ближайшем окружении.

2-4 года

Первый период –

«накопления» информации

«Что вижу, с чем действую, то и познаю»

Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях,
  • событиях;
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями,
  • предметами;
  • Собственному манипулированию ребенка с реальными
  • предметами и его активным действиям в своем
  • ближайшем окружении.

4-5 лет  Второй период – «упорядочение» информации. В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей: Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; Удовлетворение  первых проявлений избирательных интересов детей; Формирование положительного отношения к окружающему миру.

4-5 лет

Второй период

«упорядочение» информации.

В возрасте 4-5 лет можно выделить

4 основных направления

познавательной активности детей:

  • Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного

восприятия и опыта детей;

  • Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  • Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.
5-6 лет Третий период – «накопление» информации Средства и способы познания :  Действия и собственный практический опыт  (этим он овладел достаточно хорошо);  Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже  знаком, продолжается процесс его  совершенствованию);  Книги, телевизор и пр. как новые источники  знаний.

5-6 лет

Третий период –

«накопление» информации

Средства и способы познания :

  • Действия и собственный практический опыт

(этим он овладел достаточно хорошо);

  • Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже

знаком, продолжается процесс его

совершенствованию);

  • Книги, телевизор и пр. как новые источники

знаний.

Познавательное развитие детей 6-7 лет-  четвертый период: «упорядочение информации» Необходимо направлять процесс познания на:  Установление причинно-следственных, а также родо-видовых (классификационных) взаимосвязей нашего мира;  Содержательное упорядочивание информации.

Познавательное развитие

детей 6-7 лет-

четвертый период:

«упорядочение информации»

Необходимо направлять процесс

познания на:

  • Установление причинно-следственных, а также родо-видовых (классификационных) взаимосвязей нашего мира;
  • Содержательное упорядочивание информации.
Причинно-следственные связи: Причина наступает всегда раньше, чем следствие, например, гибель растущего цветка может быть вызвана:  повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;  отсутствие необходимых питательных веществ в почве;  отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);  тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.  Переход от следствия к причине невозможен.

Причинно-следственные связи:

Причина наступает всегда раньше, чем следствие, например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

  • повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;
  • отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
  • отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
  • тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности );  Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;  Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);  Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;  Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности

  • Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности );

  • Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

  • Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

  • Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

  • Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами : Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.). Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система). Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.) Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)  Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами :

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)

Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Экспериментирование Условия жизни и виды растений Состояние и превращение вещества Содержание познавательно-исследовательской деятельности  Движение воздуха, воды Свойства почвы  и минералов  Коллекционирование (классификационная работа) 

Экспериментирование

Условия жизни и виды

растений

Состояние и

превращение вещества

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Движение воздуха, воды

Свойства почвы

и минералов

Коллекционирование (классификационная работа) 

Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности    Опыты и эксперименты Наблюдения Метод проектов Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие   ситуации Моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы) Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы Использование художественного слова Трудовые поручения, действия Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности

Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности

Опыты и эксперименты

Наблюдения

Метод проектов

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации

Моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы)

Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций

«Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

Использование художественного слова

Трудовые поручения, действия

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности

 Основным видом познавательно-исследовательской  деятельности дошкольников является   экспериментирование Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.  Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнит его   надолго.  

Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,которое переводится как «проба», «опыт».

Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнит его   надолго.  

Варианты экспериментальной деятельности Случайные наблюдения и эксперименты.  Не требуют специальной подготовки. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познаватель­ной активности ребенка, он должен сам обладать естественно- научными знаниями и использовать определенные методы и приемы. Плановые наблюдения и эксперименты.  Педагог как сам так и опираясь Эксперименты как ответ на детские вопросы на опыт детей , их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Варианты экспериментальной деятельности

Случайные наблюдения и эксперименты.

Не требуют специальной подготовки.

Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто.

Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию

познаватель­ной активности ребенка, он должен сам обладать естественно-

научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.

Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам так и опираясь

Эксперименты как ответ на детские вопросы

на опыт детей , их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты,

деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми

которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный

эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют

в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Опыт основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Опыт

основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Отличие опыта от эксперимента Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом. Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад. Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить. (вспомните опыты Павлова над собаками) Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате (например, в ходе химической реакции на уроке химии)

Отличие опыта от эксперимента

Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.

Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то

неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только

предстоит изучить. (вспомните опыты Павлова над собаками)

Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате (например, в ходе химической реакции на уроке химии)

По характеру объектов используемых в эксперименте: - опыты с растениями; По месту проведения опытов: - опыты с животными;  в групповой комнате;  на участке;  в лесу, в поле и т.д. По количеству детей: - опыты с объектами неживой природы;  индивидуальные (1-4 ребенка);  групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа). По причине их проведения: - опыты, объектом которых является человек.  случайные;  запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. Классификация экспериментов и опытов По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).

По характеру объектов используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

По месту проведения опытов:

- опыты с животными;

  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

- опыты с объектами неживой природы;

  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-10 детей);
  • коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- опыты, объектом которых является человек.

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Классификация экспериментов и опытов

По продолжительности:

  • кратковременные
  • (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше
  • 15 минут).
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические  (проводимые от случая к случаю); систематические. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные  (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач. По характеру мыслительных операций: констатирующие  (позволяющие увидеть какое - то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями); сравнительные  (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие  (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру включения в педагогический процесс:

  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Игры - эксперименты Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Игры - эксперименты

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Принципы организации игр-экспериментов учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности; доступности содержания игр; сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; постепенного усложнения игр; цикличной организации игр.

Принципы организации игр-экспериментов

  • учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
  • доступности содержания игр;
  • сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
  • адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  • постепенного усложнения игр;
  • цикличной организации игр.
Проблемные педагогические ситуации Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Проблемные педагогические ситуации

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Особенности проблемных ситуаций кратковременность развертывания и течения. гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь». может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей. могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом. включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.

Особенности проблемных ситуаций

  • кратковременность развертывания и течения.
  • гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь».
  • может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей.
  • могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.
  • включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.
Метод проектов Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.  

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.  

Игры с моделированием Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например: Игра «Шифровка различных объектов» (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.) Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения. Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.

Игры с моделированием

Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например:

Игра «Шифровка различных объектов»

(домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.)

Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.

I вариант. Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон). II вариант. Кому-то из детей предлагается отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

I вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.

Кому-то из детей предлагается отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

III вариант. Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её. IV вариант. Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).

III вариант.

Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.

Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).

Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа: «Когда это бывает»  - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон. «Рассели жителей» -  воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему. Упражнение с мячом «Бывает - не бывает» - Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает»  - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон.

«Рассели жителей» -  воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Упражнение с мячом «Бывает - не бывает» -

Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Одним из  средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности. При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета.

Одним из  средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста.

Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета.

Вырос он в березняке.  Носит шляпу на ноге.  Сверху лист к нему прилип.  Вы узнали? Это... (Гриб)   Всех круглее и краснее, Он в салате всех вкуснее, Он совсем-совсем зеленый И ребята с давних пор И овальный, удлиненный. Зеленеют луга,  В небе – радуга-дуга.  Солнцем озеро согрето:  Всех зовёт купаться ... (Лето) Очень любят… (Помидор) Помидора верный брат, тоже просится в салат. Это что за желтый мячик  По лесам за нами скачет.  Золотит лучом оконце,  Называют его … (Солнце)  Догадался (ась)? Молодец! Ну, конечно, … (Огурец)  Загадки с подсказкой

Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (Гриб)  

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

Он совсем-совсем зеленый

И ребята с давних пор

И овальный, удлиненный.

Зеленеют луга, В небе – радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться ... (Лето)

Очень любят… (Помидор)

Помидора верный брат, тоже просится в салат.

Это что за желтый мячик По лесам за нами скачет. Золотит лучом оконце, Называют его … (Солнце)

Догадался (ась)? Молодец!

Ну, конечно, … (Огурец)

Загадки с подсказкой

Основы работы педагога с детьми Критика-враг  творчества Воспитывать настойчивость Проявлять интерес  к любой деятельности ребёнка Подводить итоги эксперимента Заканчивать обсуждение по проблеме до появления признаков потери интереса Воспитывать веру  ребенка в свои силы.

Основы работы

педагога с детьми

Критика-враг

творчества

Воспитывать

настойчивость

Проявлять интерес

к любой деятельности

ребёнка

Подводить итоги

эксперимента

Заканчивать обсуждение

по проблеме до появления

признаков потери интереса

Воспитывать веру

ребенка в свои силы.

Используемая литература: 

  • И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  • Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!