СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие как средство формирования речи воспитанников с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития речи у воспитанников  с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие как средство формирования речи воспитанников с ОВЗ»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат «23»











Выступление на МО воспитателей.






«Познавательное развитие как средство формирования речи воспитанников с ОВЗ».

















Подготовила:

Вокуленко З.И.



















Белгород, 2017г.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать ,восприятие и умение выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. У детей  с ОВЗ наблюдается  иная картина. Несформированности внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют  овладение связной речью.

Проблема развития речи у воспитанников с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Критическая ситуация в развитии речевой активности воспитанников обусловлена рядом негативных факторов:

— ухудшение состояния здоровья;

— существенное снижение объема «живого» общения с родителями;

— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

— дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Интегрированное познавательное и речевое развитие  специально организованный образовательный процесс,

направленный на:

развитие познавательной активности и интересов воспитанников с ОВЗ,;

развития речи как способа познания мира и формирование способов умственной деятельности;

становление системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

В этом заключается цель познавательного и речевого развития и воспитания.

Реализация совместной интегрированной речевой и познавательной деятельности в образовательных учреждениях представляет явления не фрагментарно, а целостно;

  • побуждает детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей;

  • стимулирует интерес воспитанников и снижает их утомляемость посредством переключения с одного вида деятельности на другой;

  • позволяет высвобождать часы для свободной деятельности ребенка, развивать двигательный потенциал;

  • снимает напряженность, страх, неуверенность;

  • развивает речь посредством сравнений и обобщений.

Познавательная  деятельность детей с ОВЗ поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С возрастом у воспитанников познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления об окружающем мире.

Задачи познавательно-речевого развития воспитанников с ОВЗ:

— способствовать обогащению активного словарного запаса через познавательно-исследовательскую деятельность;

— обогащать эмоционально – чувственный опыт   воспитанников  с ОВЗ в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

— создать условия, способствующие выявлению интересов и проявлению самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии;

— поддерживать условия для развития познавательно — речевых процессов во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Выше перечисленные задачи познавательно-речевого развития воспитанников с ОВЗ заключаются в обогащении речи и расширении представлений об окружающем мире, обучении свободно и грамотно строить свои высказывания, подкрепляя их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанникам, побуждении познавательных интересов.

Планирование и отбор речевого материала для воспитанников с ОВЗ.

Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную возможность для того, чтобы ребенок с речевыми нарушениями научился ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций, правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника.

В первую очередь нужно помочь воспитанникам с ОВЗ научиться понимать, чего от них хотят в процессе бытового общения и на занятиях по организованной образовательной деятельности, следовательно материал должен включать в себя все виды речевых конструкций (повествование, вопрос, побуждение, отрицание) и отрабатываться на таких темах как «Какой Я», «Я и моя семья», « Я в группе», «Как я занимаюсь».

Направления работы познавательно — речевого развития

детей с ОВЗ.

При организации познавательно-речевого развития воспитанников с ОВЗ, мы опираемся на следующие направления:

Совершенствование собственной речи. Воспитанник должен воспринимать нашу речь, как образец. Поэтому при общении необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний, ставить правильно ударение .Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.

Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы воспитанники понимали нас и чувствовали себя настоящими хорошо.

Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем . Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие.. И здесь важная задача – поддерживать любознательность , организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

Организация познавательно-речевого развития.

Создание благоприятных условий для общения с окружающими людьми.

Создание эмоционально-благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Формирование представлений об окружающем мире.

Здесь воспитанники с ОВЗ учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.

Проводя виды деятельности в классе воспитанники в беседе открывают для себя новые знания;

— определяют правильность своих предположений и мыслей;

— объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

Организация познавательно-речевого развития в игровой деятельности.

Именно через игру можно ввести воспитанника в сложнейший мир познания. В игре они овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств, проявляют фантазию.

Под руководством педагога и воспитателя , сурдопедагога овладевают  словарем, то есть обогащается речь,

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

Внеклассное чтение так - же повышает словарный запас, логику, мышление. Знакомит с писателями, поэтами ,прививает любовь к прекрасному и возвышенному..

бытовой труд..

проведение занятий по бытовому труду .также служит средством физического воспитания  и нравственного , поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность в коллективе. Большое значение имеет формирование произвольной деятельности в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей.

Труд способствует как физическому, так и психическому развитию воспитанника. Во время занятий так – же пополняется словарный запас. Узнаются новые слова.

В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания и умение к жизни в социуме.

В комплексе вся учебная, воспитательная, трудовая и спортивная деятельность воспитанников формирует их для жизни в современном обществе.

Пожелания:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание.

3. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Список литературы

  1. Никулина Г. В., Охраняем и развиваем зрение / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева. — С-Пб.: Детство-пресс, 2006.

  2. Плаксина Л. И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида/Л. И. Плаксина, Л. С.Сековец. — М.: ЗАО «Эстето-Кудиц», 2009.

  3. Сергеева Л. В., Лапшина Т. В., Сапронова О. П., Царева О. Н., Ярославцева Е. А. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения)» / Сергеева Л. В. и др. — Тольятти. «Форум», 2012.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!