ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»

Категория: Психологу

Практические задания для студентов, изучающих дисциплины "Психология", "Психология общения", "Социальная Психология".

Учащиеся делятся на 2 команды (1 и 2 вариант), каждая из которых выполняет задания, группированные по блокам:

I БЛОК. Общение как обмен информацией. Барьеры и механизмы коммуникации.

II  БЛОК. Вербальная и невербальная коммуникация. Слушание в общении.

По итогам выполнения заданий с учащимися проводится  тестирование с целью проверки знаний.

Проверочное тестирование по теме:

«Коммуникативная сторона общения»

1. Укажите, к какому виду невербальных средств общения относятся следующие характеристики «принятие и непринятие запахов окружающей среды и человека, естественные и искусственные запахи»:

А)  визуальные;  Б)  акустические;    В)  тактильные;     Г) ольфакторные.

 

2. Целью использования техники перефразирования является:

А) побуждение собеседника к дальнейшим высказываянм и репликам;

Б) вербализация собственных чувств;

В) ободрение собеседника;

Г) проверки точности понимания смысла сказанного собеседником.

 

3. К внутренним помехам слушания относится:

А) размышления на посторонние темы;

Б) недостаточно громкая речь собеседника;

В) отвлекающие жесты собеседника;

Г) шум транспорта, тикание часов.

4. Укажите, к какой технике активного слушания относятся компоненты «вербализация (описание) эмоционального состояния говорящего, вербализация своего эмоционального состояния во время беседы, сообщение о своем восприятии хода беседы»:

А) развитие мысли;       Б) перефразирование;      В) вербализация чувств;

Г) выяснение.

 

5. Коммуникативный барьер, возникающий в результате различий каналов восприятия информации у собеседников, называется:

А) модальностный барьер;

Б) личностный барьер;

В) логический барьер;

Г) семантический барьер.

 

6. Структура общения включает следующие компоненты:

А) коммуникация, интеракция, перцепция;

Б) цель, средства, субъекты, содержание;

В) барьеры, механизмы и уровни общения;

Г) кинесика, такесика, проксемика.

 

7. К каким средствам невербального общения относятся смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов:

А) тактильно-кинестезические;  Б) паралингвистические;

В) экстралингвистические;         Г) проксемические.

 

8.  К какому механизму коммуникации можно отнести литературный жанр притчи?

А) внушение;   Б) заражение;   В) убеждение;    Г) подражание.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»


1 ВАРИАНТ


I БЛОК. Общение как обмен информацией. Барьеры и механизмы коммуникации.


Задание 1. Время выполнения: 6 минут.


Внимательно прочитайте отрывок из рассказа журналиста и писателя В.А.Гиляровского «Штурман дальнего плавания». В рассказе описана судьба беспризорного мальчика Коськи, промышляющего на знаменитом в свое время Сухаревском рынке. Любопытно влияние дедушки Ивана на убеждения и даже развитие некоторых черт характера ребенка.


«...Заботился о Коське дедушка Иван, старик-ночлежник, который заботился о матери, брал ее с собой на все лето по грибы. Мать умерла, а ребенок родился 22 февраля, почему и окрестил его дедушка Иван Касьяном.

- Касьян праведный! - звал его потом старик за странность характера: он никогда не лгал.

И сам старик был такой.

- Правдой надо жить, неправдой не проживешь! - изрекал он, а Коська слушал и внимал... Когда Коське минуло шесть лет, старик умер в больнице. Остался Коська один в ночлежке. Потом сошелся с карманниками, стал "работать" на Сухаревке и по вагонам конки, но сам в карманы никогда не лазил, а только "убегалкой", т.е. ему передавали кошелек, а он убегал. Ему верили: никогда ни копейки не возьмет. Потом на стреме стал стоять. Но стоило городовому спросить: "Что ты тут делаешь, пащенок?" - он обязательно всю правду ахнет: "Калаулю. Там наши лебята лавку со двола подламывают".

Уж и били его воры за правду, а он все свое. Почему такая правда жила в ребенке - никто не знал. Покойный старик грибник объяснял по-своему эту черту своего любимца:

- Касьяном зову - потому не врет. Такие в три года один раз родятся... Касьяны все правдивые бывают!.. Коська слышал эти слова его часто и еще правдивее становился...» (Гиляровский В.А. Москва и москвичи. - Минск, 1980).



Запишите, какой социально-психологический механизм общения иллюстрирует данный пример? Почему вы так считаете?

Как данный механизм общения проявляется в общении между детьми и воспитателями ДОО /преподавателями? Можно ли с помощью данного механизма формировать взгляды и убеждения ребенка? Если да, то какие приемы и средства следует использовать?



Задание 2. Время выполнения: 7 минут.

Прочитайте описание представленных ситуаций (обозначены буквами) и соотнесите данные примеры с названиями коммуникативных барьеров, которые они иллюстрируют. Почему вы так считаете?

А) филолог слышит узкопрофильный разговор двух математиков, с трудом понимая его содержание;

Б) ребенок возрастом полутора лет просит взрослого дать ему «иоку». Взрослый не понимает, чего хочет ребенок;

В) старший брат – студент пересказывает содержание сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке своему младшему брату: «Показ Пушкиным поимки золотой рыбки, обещавшей, при условии ее освобождения, значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет очень важное значение. Не менее важны и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и оскорблявших его достоинство, принудили его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте»;

Г) турист, недавно прибывший в город для осмотра достопримечательностей, спрашивает прохожего, как ему пройти к станции метро. При описании машрута прохожий говорит: "Идите прямо триста метров, повернете налево, еще через 500 метров увидите светофор, рядом со светофором магазин «Цветы». Справа от магазина в 200 метрах подземный переход, в нем переход на станцию метро". Турист не разобрался в такой схеме и обратился к следующему прохожему, который пояснил ему: «Идите вот так (жестом указывая направление), затем повернете, там увидите, как все идут в переход – вам туда на метро";

1. логический барьер;

2. стилистический барьер;

3. семантический барьер

4. фонетический барьер.


Какой коммуникационный барьер, по вашему мнению, является наиболее распространенным в понимании субъектами друг друга?


Задание 3. Время выполнения: 3 минуты


Определите, какой тип общения описан в данном рассказе (по контакту с собеседником; по времени контакта; по уровню передачи информации).

«Ирландский писатель и публицист Джонатан Свифт, любивший путешествовать пешком, поздно вечером добрался до какого-то маленького городка и решил устроиться на ночлег. Но в связи с ярмаркой все места в гостиницах были заняты. Наконец Свифту предложили в одном доме единственный вариант: спать в кровати вместе с прибывшим ранее фермером. Едва уставший за день путешественник прилег, как явился его сосед по ложу, который, будучи в изрядном подпитии, стал долго и нудно похваляться своими торговыми успехами.

− А как ваши дела? — спросил затем фермер.

− Не могу похвастать, — отвечал Свифт, смертельно хотевший спать, — за эту неделю вздернул только шестерых.

− Как вздернул?! — оторопел тот. — Что же это за дела у вас такие?

− Да так, не слишком для некоторых приятные: я палач. Здесь, правда, обещают набрать десяток.

Фермер в ужасе покинул своего собеседника, и счастливый Джонатан Свифт с удовольствием растянулся на кровати».



II БЛОК. Вербальная и невербальная коммуникация. Слушание в общении.

Задание 4. Время выполнения: 5 минут.

Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

1. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив еѐ заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» — «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» — «Для тебя у меня всегда найдется время...»

2. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет

всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.


Задание 5. Время выполнения: 3 минуты

Эмоциональное напряжение партнера – это важный сигнал, который нужно постараться понять. В ситуации эмоционального напряжения задача двоякая: снизить эмоциональное напряжение и понять его истинные причины.

Ваша задача – проникнуть в суть высказывания «собеседника». Что на самом деле он имеет в виду? Чего он хочет? Чего добивается? Используйте техники рефлексивного слушания в построении дальнейшего диалога.

1. «Почему, когда я приезжаю в Москву, мне всегда говорят: Как вам не повезло с погодой!»

2. «Сколько раз я ему говорила, чтобы в грязь не лез! Разве кто слушает? Вот опять: он – по лужам, а я – стирай, суши, гладь…»



Задание 6. Время выполнения: 3 минуты

Внимательно посмотрите на предложенные иллюстрации. Попробуйте определить невербальные сигналы каждого персонажа (жесты, поза, мимика).

А)





Б)



Задание 7. Время выполнения: 7 минут.

Активное слушание – это умение слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Особенно это важно при взаимодействии с детьми. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют – эмпатическим слушанием.

Внимательно прочитайте описание ситуации. Какие техники активного слушания использовала мама в диалоге с девочкой?

Ира, 6 лет, утром не хочет вставать, брыкается из-под одеяла и кричит, что все злые.

Ира: Уууу, вы все плохие, я не буду вставать.

Мама: Ты не хочешь вставать.

Ира: Не хочу!

Мама: Ты не хочешь идти в сад и расставаться со мной.

Ира: Не хочу идти в этот дурацкий сад!

Мама: Тебе грустно, что надо каждый день со мной прощаться на полдня.

Ира (вылезая из-под одеяла и с плачем залезая к маме на колени): Да, я бы больше хотела быть весь день с тобой.

Мама: Я тебя понимаю. Я бы тоже хотела все дни проводить с тобой и не ходить на работу. Если бы только у меня была волшебная палочка!..

Ира улыбается, вытирает слезы и начинает мечтать о том, что можно было бы сделать с помощью волшебной палочки. Сборы в сад проходят спокойно и без слез.



Прочитайте описание предложенных ситуаций. Попытайтесь выстроить диалог с ребенком, используя техники активного слушания. Проиграйте данные ситуации в ролях.

Ситуация 1

На детской площадке у трехлетнего Вани отобрали его машинку. Он с ревом бросается к воспитателю…



Ситуация 2

Воспитатель замечает, что Никита (5 лет), сложив руки на груди, отвернулся от компании мальчиков и не принимает участие в общей игре. Воспитатель подходит к мальчику для выяснения причин такого поведения.



Задание 8. Время выполнения: 5 минут

Разработайте правила межличностного общения, способствующие преодолению коммуникационных барьеров (например, «Уважать собеседника, каким бы он ни был»).














































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»


2 ВАРИАНТ


I БЛОК. Общение как обмен информацией. Барьеры и механизмы коммуникации.


Задание 1. Время выполнения: 6 минут.

Запишите, какой социально-психологический механизм общения иллюстрирует данный пример.

Юлий Цезарь говорил: «Чем больше за мной побед, тем меньше следует полагаться на случай, ибо никакая победа не даст столько, сколько может отнять одно поражение». Поэтому, когда однажды, сходя с корабля на африканский берег, он неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю, у всех промелькнула мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!», - а затем встал и повел войско вперед.



Запишите, какой социально-психологический механизм общения иллюстрирует данный пример? Почему вы так считаете?

Как данный механизм общения проявляется в общении между детьми и воспитателями ДОО /преподавателями? Можно ли с помощью данного механизма формировать взгляды и убеждения ребенка? Если да, то какие приемы и средства следует использовать?



Задание 2. Время выполнения: 7 минут.

Прочитайте описание представленных ситуаций (обозначены буквами) и соотнесите данные примеры с названиями коммуникативных барьеров, которые они иллюстрируют.

А) Мать слышит обрывок телефонного разговора своего сына-студента с другом, понимая смысл сказанного через слово. «Винда лагать начала, баги через раз скачут. Может дрова переставить надо. Блин то с лицензом потерял, что делать?»

Б) Как-то раз Наполеон спросил скороговоркой у одного из своих полковников:

– Сколько солдат в вашем полку?

– Тысяча двести двадцать пять, – еще быстрее ответил офицер.

– А сколько в госпитале?

– Тысяча триста десять, – молниеносно отрапортовал полковник.

– Прекрасно! – заключил император, не уловивший на такой скорости разницу в цифрах.



В) при анализе ошибок домашней работы учитель сообщает ученику 2 класса Антипенко Антону, получившему отметку «неудовлетворительно», что «его работа полна сатирических выводов относительно математических законов, может послужить хорошей канвой для разработки сценки КВН». Антон смущенно улыбается, он не понимает иронии учителя и своих ошибок.

Г) Начинающий художник побывал на семинаре, посвященному практике личностного роста и достижения целей. Желая получить универсальную формулу успеха, он спросил у маститого разработчика компьютерного обеспечения: "Как Вы достигли таких высот? Я хочу у вас научиться". Маститый ответил: "Посредством хороших умозаключений". Художник не удовлетворился этим ответом и спросил: "Но как вы достигли хороших умозаключений?" Маститый ответил: "Исходя из хорошего опыта". Все еще не удовлетворенный начинающий художник спросил: "Но как вы получили этот хороший опыт?" Разработчик ответил: "Исходя из плохих умозаключений". Художник остался в недоумении после данной беседы.

1. логический барьер;

2. стилистический барьер;

3. семантический барьер

4. фонетический барьер.


Какой коммуникационный барьер, по вашему мнению, является наиболее распространенным в понимании субъектами друг друга?



Задание 3. Время выполнения: 3 минуты

Определите, какой тип общения описан в данном отрывке (по контакту с собеседником; по времени контакта; по уровню передачи информации).


«Глинская разговаривала по телефону, когда Саша, минуя секретаря, вошел в ее кабинет. Она удивленно, потом испуганно посмотрела на него, сразу узнала, прикрыла ладонью трубку.

– Что вы хотите?

Саша положил перед ней вызов.

Она прочитала, растерянно пробормотала:

– Почему меня? К Баулину.

Она выглядела очень жалкой.

– Распишитесь, пожалуйста!

– Почему, почему? Идите в партком, – бормотала Глинская.

– Мне поручено это вам доставить. Распишитесь!

Она положила наконец трубку, взяла в руки листок.

– Ты был у Сольца? – вдруг переходя на ты, спросила она.

– Был.

…..

Она посмотрела на Сашу, улыбнулась.

– Это все седьмая школа. Стишки, эпиграммы…

Саша пододвинул листок:

– Распишитесь, пожалуйста.

– Я приду.

– Будьте добры, распишитесь!

Она нахмурилась и расписалась против своей фамилии».

Задание 4. Время выполнения: 5 минут.

Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?


1. З.Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаци работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так- так...да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, oперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал

проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

Задание 5. Время выполнения: 3 минуты

Эмоциональное напряжение партнера – это важный сигнал, который нужно постараться понять. В ситуации эмоционального напряжения задача двоякая: снизить эмоциональное напряжение и понять его истинные причины.

Ваша задача – проникнуть в суть высказывания «собеседника». Что на самом деле он имеет в виду? Чего он хочет? Чего добивается? Используйте техники рефлексивного слушания в построении дальнейшего диалога.

1. «Почему, когда я приезжаю в Москву, мне всегда говорят: Как вам не повезло с погодой!»

2. «Сколько раз я ему говорила, чтобы в грязь не лез! Разве кто слушает? Вот опять: он – по лужам, а я – стирай, суши, гладь…»



Задание 6. Время выполнения: 3 минуты

Внимательно посмотрите на предложенные иллюстрации. Попробуйте определить невербальные сигналы каждого персонажа (жесты, поза, мимика).

А)



Б)

Задание 7. Время выполнения: 7 минут.

Активное слушание – это умение слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Особенно это важно при взаимодействии с детьми. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют – эмпатическим слушанием.

Внимательно прочитайте описание ситуации. Какие техники активного слушания использовала преподавательница живописи?

«На одном из самых первых занятий я с наслаждением наблюдала, как мой ребенок за отдельным столом творил что-то с помощью кистей и красок... Преподавательница живописи, тонкая, с удлиненным артистичным лицом, в очках, с тихим, но интонационно выразительным голосом, переходила от стола к столу, что-то говорила детям, обсуждала с ними... И вдруг вся эта удивительная атмосфера благоговения перед творчеством была резко нарушена одним из мальчиков. Он немного косил и был самый младший и самый неуправляемый из всех. Этот мальчик вдруг, неожиданно яростно закричал: — Я ВАС СДАМ В МИЛИЦИЮ!!! Наступила напряженная пауза. Мне было страшно, что сейчас нарушится «новое время», «новый стиль» и новый подход и все будет как всегда: учительница начнет выговаривать мальчику, его матери, начнется обычное: «Как ты смеешь?!», «Прекрати немедленно!» и т. п. Но художница держала паузу, в задумчивости глядя на этого мальчика. Она как будто решала про себя какую-то задачу. Наконец, она с обычным для нее спокойствием произнесла: — Ты имеешь в виду, Женя, что я давно к тебе не подходила? — Да... — безо всякой агрессивности ответил мальчик. Преподавательница подошла к Жене и стала с ним что-то обсуждать. Удивительная атмосфера была восстановлена. Это был настоящий урок. Ответить не на агрессивный выпад, а на боль, которая его вызвала — это требует выдержки, ума и настоящей заинтересованности в партнере как личности».

Прочитайте описание предложенных ситуаций. Попытайтесь выстроить диалог с ребенком, используя техники активного слушания. Проиграйте данные ситуации в ролях.

Ситуация 1

- Я больше с Машей не дружу! – сообщает воспитателю Оля (4 года).

Ситуация 2

Матвей (3,5 года) не хочет надевать шорты для занятия в спортзале. Мальчик стоит у шкафчика и на просьбы воспитателя переодеться топает ногой, громко говоря «Нет, не хочу!».



Задание 8. Время выполнения: 5 минут

Разработайте правила эффективного слушания (например, «Помогите говорящему раскрепоститься»).




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас