Практическая работа
«Сравнение движущего и стабилизирующего отбора»
Цель работы: закрепление и расширение знаний о формах естественного отбора Ход работы:
Часть 1. Ответьте на вопросы, выбрав один правильный ответ:
А13.1. При стабилизирующем отборе происходит: 1) сохранение реликтовых форм растений и животных; 2) обязательное образование меланических форм (темноокрашенных); 3) смещение нормы реакции организма в сторону изменчивости признака; 4) сохранение в популяции особей с крайними вариантами изменчивости признака.
А13.2. При стабилизирующем отборе происходит: 1) устранение форм с крайними значениями признака; 2)
постоянное увеличение размера цветка у насекомоопыляемых растений; 3) переход от облигатного
(обязательного) насекомоопыления к ветроопылению; 4) появление цветков с формой венчика, отличной от
исходных форм, при появлении новой группы животных-опылителей.
А13.3. При движущем отборе происходит: 1) смещение нормы реакции организма в сторону изменчивости признака; 2) обязательное образование меланических форм (темноокрашенных); 3) вымирание форм с полезными уклонениями; 4) сохранение реликтовых форм.
А13.4. При стабилизирующем отборе происходит: 1) сохранение реликтовых форм; 2) гибель особей со средним значением признака; 3) обязательное образование меланических форм (темноокрашенных); 4) появление особей с новыми средними и крайними значениями признака.
А13.5. При стабилизирующем отборе происходит: 1) гибель менее приспособленных особей; 2) вымирание особей со средним значением признака; 3) смещение нормы реакции в сторону изменчивости признака; 4) сохранение и преимущественное размножение особей с крайними значениями признака.
А13.6. При движущем отборе происходит: 1) сохранение реликтовых форм; 2) сохранение средних и всех крайних значений признаков; 3) сохранение в популяции среднего значения нормы признака; 4) смешение нормы реакции организма в сторону изменения среднего значения признака.
А13.7. При движущем отборе происходит сохранение: 1) реликтовых форм; 2) всех генотипов в равном соотношении; 3) приспособлений к постоянным условиям среды; 4) тех форм, которые соответствуют новым условиям среды.
А13.8. При стабилизирующем отборе происходит: 1) гибель только репродуктивных особей; 2) расширение амплитуды изменчивости признака; 3) сохранение особей со средними значениями признака; 4) выживание только особей предрепродуктивного возраста.
А13.9. При движущем отборе происходит: 1) сохранение реликтовых форм; 2) сохранение исходного генотипа; 3) возникновение новых видов от одного предкового вида; 4) гибель особей с крайними значениями признака.
А13.10. При стабилизирующем отборе происходит: 1) гибель организмов с новыми признаками; 2) обязательное образование меланических форм (темноокрашенных); 3) возникновение новых видов, не приспособленных к среде обитания; 4) сохранение и увеличение численности организмов с новыми признаками.
Часть 2. В1.1. На рисунке представлены диаграммы различных форм естественного отбора. Темным цветом обозначены зоны распределения особей в исходных популяциях, а светлым — в новых.
Определите, какие диаграммы соответствуют приведенным описаниям форм естественного отбора:1 — отбор, направленный
на сохранение признаков, уклоняющихся от среднего значения только в одну сторону;2 — отбор, направленный на элиминацию (гибель) особей с крайними отклонениями признака; 3 — отбор, направленный на сохранение особей со средними показателями признака. Ответ запишите в виде последовательности букв (БЕЗ ЦИФР!).
В1.2. Определите, какие диаграммы соответствуют приведенным ниже описаниям форм естественного отбора: 1 — отбор происходит при оптимальном соответствии фенотипических признаков особей условиям окружающей среды; 2 — отбор происходит в тех случаях, когда генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях; 3 — отбор сохраняет в популяции средний вариант фенотипа. Ответ запишите в виде последовательности букв (БЕЗ ЦИФР!).
В1.3. Установите, какой буквой обозначена форма отбора, приводящая к результату, указанному в каждом случае: 1 — выживают особи, которые обладают набором фенотипических признаков, не отличающихся от таких же у родительского вида; 2 — особи с мутациями, обеспечивающими отклонения от нормы, погибают; 3
— формируются генетически стабильные группы особей с преобладанием различных мутационных уклонений, заметно отличающих их как между собой, так и от особей исходной популяции. Ответ запишите в виде последовательности букв (БЕЗ ЦИФР!).
В1.4. В исходной популяции бабочек преобладали особи с серыми крыльями, а в результате действия естественного отбора произошли следующие процессы: 1 — вместо старой популяции сформировалась
популяция бабочек с белыми крыльями; 2 — вместо старой популяции сформировалась популяция бабочек с
оранжевыми крыльями; 3 — появляющиеся на протяжении многих поколений особи с белыми и черными
крыльями погибали. Установите, какой буквой на рисунке обозначена та форма отбора, которая соответствует
процессу, описанному в каждом случае. Ответ запишите в виде последовательности букв (БЕЗ ЦИФР!).
В1.5. Определите, какие диаграммы соответствуют приведенным описаниям форм естественного отбора: 1 —
отбор, направленный на элиминацию (гибель) особей со средними показателями признака и
благоприятствующий более чем одному фенотипу; 2 — отбор, направленный на сохранение особей со
средними показателями признака; 3 — отбор, направленный на элиминацию (гибель) особей с крайними
отклонениями признака. Ответ запишите в виде последовательности букв (БЕЗ ЦИФР!).
В1.6. Определите, какие диаграммы соответствуют приведенным описаниям форм естественного отбора: 1 — отбор, направленный на сохранение признака, уклоняющегося от среднего значения только в одну сторону; 2 — отбор, направленный на выживание особей с крайними отклонениями от средней нормы выраженности признака; 3 — отбор,
«разрывающий» популяцию по определенному признаку на несколько групп.
В1.7. В исходной популяции бабочек преобладали особи с серыми крыльями, а в результате действия естественного отбора произошли следующие процессы: 1 — вместо старой популяции сформировались две новые: одна — преимущественно с белыми крыльями, вторая — преимущественно с черными; 2 — вместо старой популяции сформировалась популяция бабочек с голубыми крыльями; 3 — вместо старой популяции сформировалась популяция бабочек с белыми крыльями.Установите, какой буквой на рисунке обозначена та форма отбора, которая соответствует процессам, описанным в каждом случае.
В1.8. Установите, какой буквой обозначена форма отбора, приводящая к результату, указанному в каждом случае: 1 — формируются генетически стабильные группы особей с преобладанием различных мутационных уклонений, заметно отличающих их как между собой, так и от особей исходной популяции; 2 — происходит последовательное изменение фенотипа в одном определенном направлении; 3 — образуется один новый вид, особи которого обладают набором фенотипических признаков, отличающихся от таких же у родительского вида. Ответ запишите в виде последовательности букв (БЕЗ ЦИФР!).
В1.9. В исходной популяции бабочек преобладали особи с серыми крыльями, а в результате действия естественного отбора произошли следующие процессы: 1 — вместо старой популяции сформировались две новые: одна — преимущественно с белыми крыльями, вторая — преимущественно с черными; 2 — вместо старой популяции сформировалась популяция бабочек с черными крыльями; 3 — вместо старой популяции сформировалась популяция бабочек с желтыми крыльями. Установите, какой буквой на рисунке обозначена та форма отбора, которая соответствует процессу, описанному в каждом случае.
В1.10. Определите, какие диаграммы соответствуют приведенным описаниям форм естественного отбора: 1 — отбор, направленный на элиминацию (гибель) особей с крайними отклонениями признака; 2 — отбор, направленный на элиминацию особей со средними показателями признака и благоприятствующий более чем одному фенотипу; 3 — отбор, направленный на сохранение особей со средними показателями признака. Дайте определения:1.Совокупность генотипов всех особей популяции называется……….
2.Более или менее регулярные колебания численности, случайным образом изменяющие частоту встречаемости генов и мутаций в популяциях—это……….
3.Резкое и случайное изменение концентрации генов в генофонде популяции—это………..
4.Любые взаимоотношения между особями разных популяций, использующих общие пищевые ресурсы, территорию, условия среды без непосредственного контакта друг с другом—это………..
Решите задачи: 1.Заболевание метгемоглобинемия (повышенное содержание метгемоглобина в крови) наследуется как рецессивный признак. В одной из популяций эскимосов оно проявлялось с частотой 1 %. Определите долю (%) здоровых носителей рецессивных аллелей, если в данной популяции сохраняется равновесие Харди — Вайнберга.
2. В популяции, подчиняющейся закону Харди — Вайнберга, насчитывается 2000 грачей, причем 91 % особей имеют черное оперение (доминантный признак). Сколько птиц с черным оперением будут гомозиготными? Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Часть 3.1. Заполните таблицу:
| Показатель | Движущий отбор | Стабилизирующий отбор |
1) | Исходный материал для отбора | | |
2) | Условия среды при отборе | | |
3) | Изменение фенотипов организмов | | |
4) | Модификационная изменчивость | | |
5) | Результаты отбора | | |
2. | Приведите примеры действия разных форм отбора на конкретных видах. |
3. | Сделайте вывод о движущих силах эволюции по СТЭ. | |