СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Практические аспекты применения квест-технологии в профессиональной деятельности классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная доступность и высокотехнологичность, ставят новые задачи перед педагогом. Наиболее эффективными, способствующими высокой личной включенности, быстрому доступу к информации и повышению  у обучающихся познавательной мотивации. являются интерактивные технологии воспитания.

Просмотр содержимого документа
«"Практические аспекты применения квест-технологии в профессиональной деятельности классного руководителя"»

7



Практические аспекты применения квест -технологии в профессиональной деятельности классного руководителя.


Воспитатель «Пансиона воспитанниц МО РФ» Смирнова Ж.В.



Информационная доступность и высокотехнологичность, ставят новые задачи перед педагогом. Наиболее эффективными, способствующими высокой личностной включённости, быстрому доступу к информации и повышению у обучающихся познавательной мотивации, являются интерактивные технологии воспитания.

Применение интерактивных технологий воспитания призвано решить ряд задач, среди которых на первый план выдвигаются следующие:

  • развитие коммуникативных УУД;

  • развитие познавательных УУД;

  • обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, результативно разрешать конфликты;

  • обеспечение релаксации участников воспитательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности и т.д.

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов воспитательного процесса. Квест-технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы. Данная технология сочетает в себе активные методы воспитания с преимуществами информационно-интерактивных технологий.

В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Познавательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Разрабатываются квесты для того, чтобы охватить отдельную проблему, тему, также могут быть и межпредметными. Например, для решения задач межпредметного познавательного квеста «Военными тропами полуострова сокровищ» необходимо знание: истории, географии, литературы, информатики.


Для того чтобы дать оценку работы участников квеста, можно использовать ряд критериев:

  • исследовательская и творческая работа;

  • качество аргументации, оригинальность работы;

  • навыки работы в микрогруппе;

  • устное выступление;

  • мультимедийная презентация.

Хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение и четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление.

По завершении квеста учащиеся представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Квесты имеют ряд преимуществ, среди которых:

  • мотивация детей к изучению нового материала;

  • активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности обучающихся;

В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, а сами вовлечены в поисковую деятельность.

С учётом структуры квеста, а также вариантов технологической карты внеклассного мероприятия в соответствии с требованиями ФГОС педагогом должна быть разработана технологическая карта квеста.

Рассмотрим элементы структуры и требования к разработке квеста.

1) Название должно быть привлекательным и оригинальным. Указывается одно из направлений воспитательной деятельности как приоритетное – патриотическое, экологическое, эстетическое или др. или комплекс воспитательных направлений.

2) Цель квеста носит обобщённый характер. При определении цели и задач ориентиром выступают образовательные стандарты.

3) Квест может быть разработан на один урок, серию уроков, лагерную смену или другой временной промежуток.

4) При разработке квеста надо учитывать возрастные особенности детей.

5) Легенда представляет собой вымышленную историю о событиях или личностях, предшествующую началу игры. При её разработке приветствуется творчество: преувеличение событий, изменение известных героев и т. п. Так, благодаря фантазии, в квесте можно оказаться в любом месте или создать планету.

6) Основное задание должно быть проблемного характера. Творческий подход и вдохновение помогут вам разнообразить типы заданий.

7) Сюжет квеста и продвижение по нему, представляет ряд событий в игре (базовую схему), например, последовательность этапов для прохождения которых разрабатываются правила продвижения, могут применяться бонусы или штрафы.

8) Различные подсказки, ориентиры, способствующие организации целенаправленного поиска, направленного на решение, как основного, так и дополнительных заданий.

9) Для выполнения квеста учащимся могут быть предложены различные ресурсы: электронные гаджеты, приборы и материалы и др.

10) Критерии оценивания деятельности детей разрабатываются педагогом в зависимости от разновидности предлагаемых заданий и выполняемого образовательного «продукта».

11) Результат должен соотноситься с выполнением основного задания, например: решена проблема, разгадана загадка, сделано открытие и т. п. Образовательным «продуктом» может быть социальный ролик, буклет, карта и т. д.

Рефлексия организуется педагогом как в различных аспектах (когнитивном, эмоционально-ценностном, волевом и социальном), так и с использованием разнообразных приёмов (рефлексивный экран, самооценка работы, «смайлики» и др.). Выбор вариантов рефлексии зависит от целей и задач квеста.

Проектирование квестов и их проведение – процесс творческий и увлекательный. Сюжеты квестов могут быть разнообразными уникальными авторскими сценариями.

Технологическая карта квеста, которая, как пример, приведена ниже, имеет региональный характер и насыщена конкретным материалом, связанным с полуостровом Крым. Данного рода квест может быть проведён в рамках внеурочной деятельности школьников 7-8-х классов общеобразовательных учреждений образования.

Рассмотрим технологическую карту квеста «Военными тропами полуострова сокровищ».

Название квеста - «Военными тропами полуострова сокровищ».

Направленность квеста – патриотическая.

Цель - воспитание патриотических чувств посредством изучения военной истории Крыма.

Задачи:

  • историко-познавательные компетенции: рассмотреть героические страницы истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени;

  • информационно-коммуникационные компетенции: заинтересовать воспитанниц предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

  • социально-мировоззренческие компетенции: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, создать положительное отношение к службе в армии.

  • профориентационные компетенции: развитие у воспитанниц личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, формирование представлений воспитанниц о мире профессий.

Продолжительность - 40 минут.

Возраст учащихся/целевая группа - учащиеся 7-8-х классов.

Легенда. Путешественники попадают на некий полуостров, название которого им надо определить и проложить туристические маршруты.

Основное задание/основная идея. Составить карту туристического маршрута по достопримечательностям военной истории полуострова. Изучить места расположения военных памятников и получить представление об истории полуострова.

Сюжет Команды, разделившись, выполняют задания:

  • разгадать зашифрованное название полуострова;

  • расшифровать флаг полуострова;

  • «работая архивариусами», изучить исторические справки и с их помощью угадать название памятников, изображенных на слайдах (фотозагадки);

  • «работая географами», по подсказке (географические координаты) определить на географической карте месторасположение данного памятника;

  • составить дорожную карту достопримечательностей, связанных с военной историей;

  • «работая экскурсоводами» провести виртуальные экскурсии с обзором военных достопримечательностей.

Задания/препятствия) для продвижения по сюжету. Если задание не выполнено, то заветный ключ-подсказка (географические координаты) не получен, а значит, будет труднее отгадать, место расположения памятника.

Квест-герои. Деление на команды будет проходить следующим образом:

  • участники игры будут именоваться: «Синие» и «Красные» (цвета, присутствующие во флаге Крыма);

  • команде «Синих» выдаются эмблемы синего цвета, по количеству участников;

  • команде «Красных» выдаются эмблемы красного цвета, по количеству участников.

Навигаторы. Карта полуострова Крым.

Ресурсы квеста.

1. Исторические справки достопримечательностей Крыма.

2. Географические карты полуострова Крым (по количеству команд)

3. Эмблемы для команд.

4. Планшет или ноутбук. (по количеству команд)

5. Конверты, содержащие ключ-подсказку (по количеству вопросов)

6. Мультимедиапроектор для просмотра презентации виртуальных экскурсий и фотозагадок.

Итог квеста/результат. Участники квеста составили, дорожные карты виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с Великой Отечественной Войной и войной1853-1856гг. Познакомились с историей полуострова Крым. Каждый участник получил буклет «Крым-полуостров сокровищ».

В результате выполнения заданий квеста, дети узнают много нового. У них есть возможность проявить свои способности. Но самое главное – они учаться общаться, обсуждать проблемы и находить общее решение.

В основе концепции квест-технологии лежит идея организации самостоятельной деятельности учащихся с целью их личностного развития в команде при решении главной проблемы квеста (центрального задания), выполнении дополнительных заданий и продвижения по сюжету с использованием навигаторов, подсказок, информационных ресурсов сети Интернет. При реализации технологии во внеурочной деятельности необходимо создавать дружескую атмосферу, стимулировать детей к самостоятельному поиску и творчеству.

Таким образом, квест-технология как любая педагогическая технология имеет инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их содержательному наполнению, отражёнными в технологической карте. Вариативность же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду, сюжет и т.д. с учётом педагогического мастерства, специфики учащихся и возможностей образовательной организации.

Проектирование квеста в логике системно-деятельностного подхода предполагает при определении цели и задач квеста, его содержательного и инструментального наполнения ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта: предметные, метапредметные и личностные результаты, заданные ФГОС.










Скачать

© 2021, 859 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!