СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические методы обучения математике младших школьников.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические методы обучения необходимы для формирования у школьников практических умений и навыков. Основой практических методов является практика. Существует несколько видов практических методов:

• упражнения;

• лабораторные работы;

• практические работы.

Рассмотрим каждый из этих методов более подробно.

Просмотр содержимого документа
«Практические методы обучения математике младших школьников.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»







Практические методы обучения математике младших школьников.













Студентка: 3-го курса

Патлахова Карина Витальевна Факультет: Педагогический Группа: ЗНО-18









Симферополь 2020-2021г.

  1. Практические методы обучения математике

Практические методы обучения необходимы для формирования у школьников практических умений и навыков. Основой практических методов является практика. Существует несколько видов практических методов:

• упражнения;

• лабораторные работы;

• практические работы.

Рассмотрим каждый из этих методов более подробно.

1.1 Метод упражнения в обучении математике

Упражнение - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.

Существует несколько типов упражнений. По характеру они делятся на:

1. устные;

2. письменные;

3. графические;

4. учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся это: воспроизводящие упражнения, т.е. способствующие закреплению учебного материала; тренировочные упражнения, т.е. использующиеся для применения новых знаний.

Существуют также комментирующие упражнения, когда ученик вслух проговаривает и комментирует свои действия. Такие упражнения помогают учителю в работе, поскольку позволяют выискивать и исправлять в ответах учеников типичные ошибки.

Для каждого типа упражнений характерны свои особенности. Так, устные упражнения дают возможность развить логические способности школьника, его память, речь и внимание. Основными характеристиками устных упражнений являются динамичность и экономия времени.

Несколько иную функцию выполняют письменные упражнения. Их главное назначение - закреплять изученный материал, вырабатывать умения и навыки. Кроме того, они, как и устные упражнения, способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи и самостоятельности школьников. Письменные упражнения могут использоваться как отдельно, так и в сочетании с устными и графическими упражнениями.

Графические упражнения - работы школьников, связанные с составлением схем, графиков, чертежей, рисунков, альбомов, технологических карт, стендов, плакатов, зарисовок и т. п. Сюда же можно отнести проведение лабораторно-практических работ и экскурсий. Как правило, графические упражнения используются учителем в совокупности с письменными, поскольку и те и другие нужны для решения единых учебных задач

Учебно - трудовые упражнения - это практические работы учащихся, направленные на развитие производственно-трудовой деятельности. Благодаря таким упражнениям теоретические знания школьник учится применять на практике, в труде. Они также выполняют и воспитательную роль.

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях.

Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.

В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.


1.2 Лабораторные работы в обучении математике

При выполнении лабораторной работы у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике. Таким образом, использование лабораторных работ на уроках математики позволит повысить интерес учащихся к математике. Так как лабораторные работы обычно выполняют в группе, где происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу несколько учеников, времени на формирование понятий и умений затрачивается меньше. При этом ученики обмениваются наблюдениями, знаниями, то есть принимают участие в обучении друг друга. Внутри группы может совершаться обсуждение условий задачи, выработка алгоритма действий, разделение целого на части, анализ результатов. Более «сильный» ученик помогает осмыслить и понять какие-то математические сведения «слабому» ученику. В свою очередь, учитель имеет возможность осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая их темп работы. При выполнении лабораторной работы школьники учатся решать конкретную практическую задачу, опираясь на имеющиеся у них математические знания и жизненный опыт. Помимо образовательной цели лабораторная работа играет роль в достижении воспитательных и развивающих целей. Использование лабораторных работ при обучении математике помогут достичь следующих целей:

· образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования различных счетных, измерительных и чертежных инструментов;

· воспитательные: формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;

· развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения.


1.3 Практические работы в обучении математике

Практические работы могут носить характер учебно - тренировочных. В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к дисциплинированности и аккуратности, рациональности действий, экономности, самоконтролю и самокоррекции, саморазвитию во всех видах учебной и практической деятельности.