Лабораторная работа №1
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести практические навыки по созданию и оформлению ЭТ, вводу данных, использованию функции Автосумма.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| A | B | C | D |
1 | Среднегодовая численность работающих |
2 | Категории должностей | Механический цех | Сборочный цех | Всего |
3 | Рабочие | 295 | 308 | |
4 | Ученики | 15 | 12 | |
5 | ИТР | 14 | 15 | |
6 | Служащие | 12 | 14 | |
7 | МОП | 5 | 4 | |
8 | Пожарно-сторожевая охрана | 4 | 6 | |
9 | ИТОГО: | | | |
Алгоритм выполнения задания.
В ячейку А1 записать Среднегодовая численность работающих, завершение записи - Enter или стрелки курсора.
В ячейку А2 записать Категории должностей.
Увеличить ширину столбца А так, чтобы запись появилась в ячейке А2, для этого подвести указатель мыши на границу между заголовками столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу столбца.
В ячейки B2, C2, D2 записать соответственно Механический цех Сборочный цех Всего.
Отформатировать текст в строке 2 по центру, для этого выделить ячейки А2:D2 с нажатой левой кнопкой мыши, выполнить команду По центру на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание, в поле «по горизонтали» выбрать «по центру», щёлкнуть ОК.
В ячейки А3:А8 записать наименование должностей, а в А9 написать ИТОГО:
Подобрать ширину столбца А так, чтобы запись поместилась в ячейке А8, действия аналогичны п. 3.
Отформатировать текст в ячейке А9 по правому краю,
В ячейки В3:С8 записать цифровые данные по численности.
Произвести суммирование численности по Механическому цеху, для этого выделить ячейку В9, выполнить команду ∑ (Автосумма) на панели инструментов Стандартная.
Произвести суммирование численности по Сборочному цеху, повторив действия п.10 для ячейки С8.
Произвести суммирование численности по категории Рабочие, для этого выделить ячейку D3, выполнить команду ∑ (Автосумма).
Произвести суммирование численности по всем остальным категориям должностей, повторяя действия по п. 12.
При выполнении команды ∑ (Автосумма) в некоторых ячейках столбца D происходит автоматическое выделение не строки слева от ячейки, а столбца над выделенной ячейкой. Для изменения неверного диапазона суммирования необходимо при появлении пунктирной рамки выделить нужный диапазон ячеек с нажатой левой кнопкой мыши, нажать Enter.
В ячейке D9 подсчитать общую численность работающих, выполнив команду ∑(Автосумма) и указывая нужный диапазон с помощью мыши.
Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить ячейки А1:D1, выполнить команду Объединить и поместить в центре (кнопка ←а→ на панели инструментов Форматирование).
Оформить рамку таблицы, для этого выделить всю таблицу (А1:D9), выполнить команду выбрать вкладку Главная /Шрифт/Граница
Контрольные вопросы
Назначение и возможности табличного процессора Excel.
Как создать новое окно документа в Excel?
Отформатировать текст в строке 2 по центру, для этого выделить ячейки А2:D2 с нажатой левой кнопкой мыши, выполнить команду По центру на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание, в поле «по горизонтали» выбрать «по центру», щёлкнуть ОК.
В ячейки А3:А8 записать наименование должностей, а в А9 написать ИТОГО:
Подобрать ширину столбца А так, чтобы запись поместилась в ячейке А8, действия аналогичны п. 3.
Отформатировать текст в ячейке А9 по правому краю,
В ячейки В3:С8 записать цифровые данные по численности.
Произвести суммирование численности по Механическому цеху, для этого выделить ячейку В9, выполнить команду ∑ (Автосумма) на панели инструментов Стандартная.
Произвести суммирование численности по Сборочному цеху, повторив действия п.10 для ячейки С8.
Произвести суммирование численности по категории Рабочие, для этого выделить ячейку D3, выполнить команду ∑ (Автосумма).
Произвести суммирование численности по всем остальным категориям должностей, повторяя действия по п. 12.
При выполнении команды ∑ (Автосумма) в некоторых ячейках столбца D происходит автоматическое выделение не строки слева от ячейки, а столбца над выделенной ячейкой. Для изменения неверного диапазона суммирования необходимо при появлении пунктирной рамки выделить нужный диапазон ячеек с нажатой левой кнопкой мыши, нажать Enter.
В ячейке D9 подсчитать общую численность работающих, выполнив команду ∑(Автосумма) и указывая нужный диапазон с помощью мыши.
Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить ячейки А1:D1, выполнить команду Объединить и поместить в центре (кнопка ←а→ на панели инструментов Форматирование).
Оформить рамку таблицы, для этого выделить всю таблицу (А1:D9), выполнить команду выбрать вкладку Главная /Шрифт/Граница
Контрольные вопросы
3.Назначение и возможности табличного процессора Excel.
4. Как создать новое окно документа в Excel?
5. Какие величины могут быть помещены в ячейки таблицы Excel?
6. Какая ячейка называется активной?
7. Как ввести и редактировать данные в Excel?
8. Как применяется функция Автосумма?
Лабораторная работа №2
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы, вводу данных, использованию функции Автосумма, освоить оформление ячеек таблицы, команду Сортировка.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| A | B | C | D Е |
1 | Выполнение плана предприятиями области |
2 | Наименование предприятия | Среднегодовая стоимость основных фондов (млн. руб.) | Среднесписочное число работающих за отчётный период | Производство продукции за отчётный период (млн. руб.) | Выполнение плана (в процентах) |
3 | Авиаприбор | 3,0 | 360 | 3,2 | 103,1 |
4 | Стеклозавод | 7,0 | 380 | 9,6 | 120,0 |
5 | Медтехника | 2,0 | 220 | 1,5 | 109,5 |
6 | Автопровод | 3,9 | 460 | 4,2 | 104,5 |
7 | Темп-Авиа | 3,3 | 395 | 6,4 | 104,8 |
8 | Приборо-строительный завод | 2,8 | 280 | 2,8 | 108,1 |
9 | Автонормаль | 6,5 | 580 | 9,4 | 94,3 |
10 | Войлочная | 6,6 | 200 | 11,9 | 125,0 |
11 | Машино-строительный завод | 2,0 | 270 | 2,5 | 101,4 |
12 | Легмаш | 4,7 | 340 | 3,5 | 102,4 |
13 | ИТОГО: | 41,8 | 3485 | 55 | |
Алгоритм выполнения задания.
В ячейке А1 записать название таблицы.
В ячейках А2:Е2 записать шапочки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:
Выделить диапазон ячеек А2:Е2.
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
Установить переключатель «переносить по словам».
В поле «по горизонтали» выбрать «по центру», ОК.
В поле «по вертикали» выбрать «по центру», ОК.
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.
Заполнить столбец А названиями предприятий, предварительно отформатировав диапазон ячеек А3:А13 по образцу ячейки В2, для этого:
Выделить ячейку В2.
Выполнить команду Формат по образцу на панели инструментов Стандартная (кнопка в виде кисточки), к указателю мыши добавится значок кисточки.
С нажатой левой кнопкой мыши обвести диапазон А3:А13.
Набрать текст с названиями предприятий, подбирая при необходимости ширину столбцов вручную.
Набрать цифровые данные таблицы.
Подсчитать итоговые данные по столбцам, используя команду Автосумма.
Рассортировать предприятия по разным видам показателей, для этого:
Выделить шапочку заголовка «Выполнение плана (в процентах)» (ячейка Е2), выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓ на панели инструментов Стандартная), проверить изменение таблицы.
Выполнить команду Сортировка по убыванию значок (Я/А↓), проверить изменение таблицы.
Повторить сортировки для столбцов D, C, В, выделяя соответственно ячейки D2, С2, В2.
Рассортировать предприятия по алфавиту:
Выделить шапочку «Наименование предприятия», выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓)
Отметить, что в середину списка предприятий попала графа ИТОГО:
Отменить результаты последней сортировки, щёлкнув по кнопке Отменить на панели инструментов Стандартная (закруглённая синяя стрелка).
Для выполнения нормальной сортировки необходимо отделить пустой строкой итоговые данные таблицы, для этого:
Выделить строку 13, щёлкнув по заголовку строки.
Выполнить команду Вставка/Строки.
Провести сортировку по п. 7.1, отметить изменение таблицы.
Провести сортировку с помощью команды Данные/Сортировка, для этого:
Выполнить эту команду.
В диалоговом окне Сортировка диапазона установить переключатель Идентифицировать поля «по подписям».
В поле Сортировать по выбрать из списка нужный заголовок.
Установить переключатель «по возрастанию» (или «по убыванию»), ОК.
Контрольные вопросы
Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы.
Что надо сделать в случае ошибки при вводе данных?
Как отредактировать содержимое ячейки?
Как очистить ячейку?
Как выполняется сортировка по возрастанию (убыванию)?
Лабораторная работа №3
Тема. Основные навыки работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы с использованием возможностей автозаполнения, автосуммирования и копирования.
Задание. Создать шаблон для заполнения электронной таблицы, показанный на рисунке.
| A | B | C | D | E | F | G | H |
1 | Ведомость выдачи заработной платы | | | |
2 | № | Фамилия | Январь | | | | | Итого |
3 | 1 | Иванов | | | | | | |
4 | 2 | Петров | | | | | | |
5 | | Сидоров | | | | | | |
6 | | Глухов | | | | | | |
7 | | Галкин | | | | | | |
8 | | Смирнов | | | | | | |
9 | | Горшков | | | | | | |
10 | | Авдеев | | | | | | |
11 | | Сумма: | | | | | | |
Алгоритм выполнения задания.
Набрать заголовки таблицы, для этого:
В ячейке 1 набрать текст Ведомость выдачи заработной платы.
Завершить ввод текста нажатием клавиши Enter, или стрелкой вниз ↓, или щёлкнуть левой кнопкой мыши в ячейке А2.
В ячейке А2 набрать №.
В ячейках А3 и А4 набрать соответственно цифры 1 и 2.
Перейти в ячейку В2 стрелками ↓ и → или щёлкнув в ней мышью.
Набрать Фамилия, затем в ячейках В3-В10 набрать указанные фамилии.
В ячейке С2 набрать Январь.
В ячейках С3 по D4 набрать цифры в соответствии с шаблоном.
В ячейке H2 набрать Итого, в ячейке В11 набрать Сумма.
1.10 Уменьшить ширину столбца А, для этого установить указатель мыши на границу заголовков столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу.
Заполнить таблицу с помощью операции Автозаполнение, для этого:
Выделить диапазон ячеек А3:А4, прокатив по нему указатель мыши (в виде белого креста) с нажатой левой кнопкой.
Установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до А10, ячейки заполнятся цифрами до 10.
Выделить ячейку С2, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной ячейки, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки G2, ячейки заполнятся названием месяцев до Мая.
Выделить диапазон ячеек С3:С4, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки С10, ячейки С3: С10 заполнятся цифровыми значениями.
Выделить диапазон ячеек D3:D4, проделать операцию Автозаполнение как в п. 2.4, заполнив диапазон D5:D10.
Выделить диапазон ячеек С3:D10, проделать операцию Автозаполнение, протащив маркер автозаполнения до ячейки G10, в результате должна быть заполнена вся таблица, кроме строки Сумма и столбца Итого.
Рассчитать сумму Итого, полученную каждым работником за пять месяцев, для этого:
Выделить ячейку Н3, щёлкнуть по кнопке ∑ (Автосуммирование), расположенной на панели инструментов Стандартная.
В этой ячеке в строке формул появится формула =СУММ(С3:G3), а диапазон ячеек, используемых в этой формуле, выделяется п3унктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter.
Можно записывать формулу суммы в каждую ячейку столбца, но удобней воспользоваться функцией автозаполнения. Выделить ячейку Н3, проделать операцию автозаполнения для диапазона Н4:Н10. Этот диапазон должен заполниться суммами, соответствующими каждому работнику.
Примечания. 1. Адреса в формуле при её переносе в другие ячейки, автоматически заменяются новыми адресами. Для проверки выделяйте по очереди ячейки столбца Итого и смотрите адреса в строке формул.
2. Помните, что для формул операцию автозаполнения можно проводить, выделяя одну ячейку, а для числовых последовательностей – выделяя две соседние ячейки.
Рассчитать Сумму, полученную всеми работниками за каждый месяц:
Выделить ячейку С11, щёлкнуть на кнопке ∑ (Автосуммирование), в этой ячейке и строке формул появится формула =СУММ(С3:С10), а диапазон ячеек, используемый в этой формуле выделяется пунктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter.
Диапазон ячеек заполнить формулами с помощью операции автозаполнения.
Применить к таблице стандартное оформление.
Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить диапазон А1:Н1, щёлкнуть по кнопке ←а→ (Объеденить и поместить в центре), расположенной на панели инструментов Стандартная.
Установит отображение данных в денежных единицах (в рублях):
Выделить цифровые данные, т. е. диапазон С3:Н11.
Щёлкнуть кнопку денежный формат на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Правая кнопка мыши/Формат ячеек/Число, выбрать числовой формат Денежный.
В списке Обозначение выбрать р.
Иногда в некоторых ячейках вместо цифр могут появиться значки #####, означающие, что данные не помещаются в ячейке. Для устранения необходимо изменить ширину столбца.
Установить указатель мыши на границу заголовков столбцов, например, между С и D, расширить столбец С с нажатой левой кнопкой мыши (аналогично п. 1.10)
Другой способ подстройки ширины – двойной щелчок мышью на границе заголовков столбцов, при этом ширина устанавливается автоматически.
Контрольные вопросы
Какими способами можно осуществлять изменение размеров ячейки? Опишите их.
Как выполняются операции автозаполнения и копирования в электронной таблице?
Для чего используется кнопка ←а→?
Лабораторная работа №4
Тема. Мастер функций в MS Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по применению функций категории Статистические с использованием Мастера функций.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| A | B | C | D | E | F | G | H |
1 | Продажа комплектующих к персональным компьютерам |
2 | Месяц | Центр ЭВМ | ЭВМ-сервис | Дом бизнеса | Техноцентр | Среднее | Максимум | Минимум |
3 | Январь | 18420 | 10305 | 25420 | 15940 | | | |
4 | Февраль | 18300 | 10370 | 25400 | 15880 | | | |
5 | Март | | | | | | | |
6 | Апрель | | | | | | | |
7 | Май | | | | | | | |
8 | Июнь | | | | | | | |
9 | Июль | | | | | | | |
10 | Август | | | | | | | |
11 | Сентябрь | | | | | | | |
12 | Октябрь | | | | | | | |
13 | Ноябрь | | | | | | | |
14 | Декабрь | | | | | | | |
15 | Итого: | | | | | | | |
16 | Максимум | | | | | | | |
17 | Минимум | | | | | | | |
Алгоритм выполнения задания.
Записать заголовок и шапочки таблицы (ячейкиА1:Н2).
Заполнить боковик таблицы, используя функцию Список.
В ячейку А3 записать Январь.
Выделить ячейку А3, подвести указатель мыши к правому нижнему углу ячейки, указатель примет вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки А14 (операция Автозаполнения).
Заполнить четыре столбца цифровыми данными:
Заполнить две строки указанными на рисунке цифрами.
Выделить диапазон ячеек В3:Е4, выполнить операцию Автозаполнение до строки Итого.
Заполнить графу Итого, используя операции Автосумма и Автозаполнение.
Рассчитать Среднее в ячейке F3, используя команду Вставка функции.
Выделить ячейку F3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Статистические, в правом поле Функция найти и выбрать СРЗНАЧ, нажать ОК.
Появится диалоговое окно функции СРЗНАЧ с автоматически подставленным диапазоном В3:F3 в поле Число1 и подсказками, нажать ОК.
Заполнить столбец Среднее по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать Максимум в ячейке G3, используя команду Вставка функции.
Выделить ячейку G3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Статистические, в правом поле Функция найти и выбрать МАКС, нажать ОК.
Появится диалоговое окно функции МАКС с автоматически подставленным диапазоном B3:F3в поле Число1, этот диапазон неверен, для его исправления:
Отодвинуть диалоговое окно, захватив его левой кнопкой мыши за любое место на сером поле так, чтобы была видна строка Январь.
Обвести диапазон В3:Е3 с нажатой левой кнопкой мыши, при этом в поле Число1 появятся нужные адреса (можно также ввести нужные адреса с клавиатуры), нажать ОК.
Заполнить столбец Максимум по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать Минимум в ячейкеН3, используя команду Вставка функции.
Выделить ячейку Н3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Статистические, в правом поле Функция найти и выбрать МИН, нажать ОК.
Появится диалоговое окно функции МИН с автоматически подставленным диапазоном B3:G3 в поле Число1, этот диапазон неверен, для его исправления:
Отодвинуть диалоговое окно, захватив его левой кнопкой мыши за любое место на сером поле так, чтобы была видна строка Январь.
Обвести диапазон В3:Е3 с нажатой левой кнопкой мыши, при этом в поле Число1 появятся нужные адреса (можно также ввести нужные адреса с клавиатуры), нажать ОК.
Заполнить столбец Минимум по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать строку 16 Максимум с помощью мастера функций, исправляя диапазон адресов на В3:В14 и применяя операцию Автозаполнение.
Рассчитать строку 17 Минимум с помощью мастера функций, исправляя диапазон адресов на В3:В14 и применяя операцию Автозаполнение.
Контрольные вопросы
Что такое формула в электронной таблице и её типы. Приведите примеры.
Что такое функция в электронной таблице и её типы. Приведите примеры.
Как указывается блок (диапазон) ячеек при выполнении какой-либо команды?
Запишите формулы для расчета среднего, максимального и минимального значения показателей.
Лабораторная работа №5
Тема. Мастер функций в MS Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по применению функций категории Дата и время с использованием Мастера функций.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| А | В | С |
1 | Функции Дата и время |
2 | Начало работы | | |
3 | Системная (текущая) дата и время | | |
4 | Сегодня | | |
5 | Конец месяца | | |
6 | Конец года | | |
7 | Осталось до конца месяца | | |
8 | Осталось до конца года | | |
9 | | | |
10 | День рождения | | |
11 | Прожил дней | | |
12 | Сегодня + 100 дней | | |
13 | Сегодня + 365 дней | | |
Алгоритм выполнения задания.
Записать указанный текст обозначений в столбец А.
В ячейку В2 записать дату и время своей работы строго соблюдая формат, например, 15.01.07 10:15 (т.е. 15 января 2007 года 10 часов 15 минут)
В ячейку В3 вставить текущую дату с помощью Мастера функций:
3.1. Выделить ячейку В3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Дата и время, в правом поле Функция найти и выбрать ТДАТА, нажать Ок и ОК.
В ячейку В4 вставить текущую дату с помощью Мастера функций, выбрав функцию СЕГОДНЯ.
В ячейки В5 и В6 записать даты конца месяца и конца года, например, 31.01.07 и 31.12.07.
В ячейку В7 записать формулу =В5-В4 (получим разность в формате ДД.ММ.ГГ).
В ячейку В8 записать формулу =В6-В4 (получим разность в формате ДД.ММ.ГГ).
Примечание. Программа некорректно обрабатывает количество месяцев, завышая его на единицу.
В ячейку В10 записать дату своего дня рождения, например, 29.12.90.
Вычислить число прожитого времени по формуле =В4-В10 (в формате ДД.ММ.ГГ и учётом примечания).
Вычислить даты в ячейках В12 и В13, самостоятельно записав нужные формулы.
Преобразовать дату в ячейке В13 в текстовый формат, для этого:
11.1. Выделить ячейку В13, выполнить команду Формат/Ячейки/Число.
11.2. В диалоговом окне в поле Числовые форматы выбрать Дата, в поле Тип выбрать формат вида «14 март, 2001», нажать ОК.
Скопировать диапазон ячеек В4:В6 в диапазон С4:С6, для этого:
12.1. Выделить диапазон В4:В6.
12.2. Щелкнуть кнопку Копировать на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Правка/Копировать.
12.3. Выделить ячейку С4, щёлкнуть кнопку Вставить на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Правка/Вставить.
Преобразовать формат даты в ячейке С6 в текстовый, выполнив команду Формат/Ячейки/Число и выбрав Тип «Март 2001».
Преобразовать формат даты в ячейке С5 в текстовый, выполнив команду Формат/Ячейки/Число и выбрав Тип «14 мар».
Преобразовать формат даты в ячейке С4 в текстовый, выполнив команду Формат/Ячейки/Число и выбрав Тип «14 мар 01».
Установить в ячейке С3 отображение секундомера системных часов, для этого:
Выделить ячейку С3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Дата и время, в поле Функция найти и СЕКУНДЫ, нажать ОК.
В диалоговом окне СЕКУНДЫ ввести в поле Дата_как_число адрес В3, ОК.
Значения секунд в ячейке С3 будут изменяться при нажатии клавиши F9.
Вычислить длительность выполнения работы, для этого:
Выделить ячейку С2, записать формулу =В3-В2, нажать Enter, результат будет записан в формате ДД.ММ.ГГ ЧЧ:ММ.
Преобразовать значение в ячейке С2 в формат ЧЧ:ММ:СС, для этого:
Выделить ячейку С2, выполнить команду Формат/Ячейки/Число.
В поле Числовые форматы выбрать (все форматы).
В поле Тип выбрать [ч]:мм:сс, нажать ОК.
Значения секунд в ячейке С2 будут изменяться при нажатии клавишиF9.
Сравнить вычисленные значения с показанием системных часов на Панели задач.
Контрольные вопросы
Поясните очерёдность выполнения операций в арифметических формулах.
Приведите примеры возможностей использования функции Дата и время.
Лабораторная работа №6
Тема. Мастер функций в MS Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по применению функций категории Логические с использованием Мастера функций.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| А | В | C L С | D | E |
1 | Ведомость начисления заработной платы |
2 | № п/п | Фамилия | Оклад | Материальная помощь | Сумма к выдаче |
3 | 1 | Сидоров | 1850 | | |
4 | 2 | Петров | 1000 | | |
5 | 3 | Глухов | 2300 | | |
6 | 4 | Смирнов | 950 | | |
7 | 5 | Галкин | 1100 | | |
8 | 6 | Иванов | 4500 | | |
9 | 7 | Авдеев | 3400 | | |
10 | 8 | Горшков | 2800 | | |
11 | | Всего: | | | |
Алгоритм выполнения задания.
В ячейке А1 записать название таблицы.
В ячейках А2:Е2 записать шапочки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:
Выделить диапазон ячеек А2:Е2.
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
Установить переключатель «переносить по словам».
В поле «по горизонтали» выбрать «по центру».
В поле «по вертикали» выбрать «по центру».
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.
Заполнить графы с порядковыми номерами, фамилиями, окладами.
Рассчитать графу Материальная помощь, выдавая её тем сотрудникам, чей оклад меньше1500 руб., для этого:
Выделить ячейку D3, вызвать Мастер функций, в категории Логические выбрать функцию ЕСЛИ.
В диалоговом окне функции указать следующие значения:
Логическое выражение | С31500 |
Значение_если_истина | 150 |
Значение_если_ложь | 0 |
Скопировать формулу для остальных сотрудников с помощью операции Автозаполнение.
Вставить столбец Квалификационный разряд.
Выделить столбец Е, щёлкнув по его заголовку.
Выполнить команду Вставка/Столбцы.
Записать шапочку Квалификационный разряд.
Заполнить этот столбец разрядами от 7 до 14 произвольно так, чтобы были все промежуточные разряды.
Вставить и рассчитать столбец Премия, используя логическую функцию ЕСЛИ, выдавая премию в размере 20% оклада тем сотрудникам чей разряд выше 10.
Логическое выражение | Е310 |
Значение_если_истина | С3*0,2 |
Значение_если_ложь | 0 |
Рассчитать графу Сумма к выдаче так, чтобы в сумму не вошёл Квалификационный разряд.
Рассчитать итоговые значения по всем столбцам, кроме столбца Квалификационный разряд.
Проверить автоматический перерасчёт таблицы при изменении значений:
Изменить оклады нескольким сотрудникам, проверить изменение таблицы.
Изменить квалификационные разряды нескольким сотрудникам.
Изменить условие начисления премии: если Квалификационный разряд выше 12, то выдать Премию в размере 50% оклада.
Контрольные вопросы
Для решения каких задач используется логическая функция ЕСЛИ?
Как реализуются функции копирования и перемещения в Excel?
Как можно вставить или удалить строку, столбец в Excel?
Лабораторная работа №7
Тема. Мастер функций в MS Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по применению функций категории Математические с использованием Мастера функций.
Задание 1. Создать и заполнить таблицу алгебраических функций, показанную на рисунке.
| A | B | C | D | E | F | G | H |
1 | Число | Десятичный логарифм | Натуральный логарифм | Корень | Квадрат | Куб | Показательная функция | Факториал |
2 | 0 | | | | | | | |
3 | 1 | | | | | | | |
Алгоритм выполнения задания.
В ячейках А1:Н1 записать шапочки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:
Выделить диапазон ячеек А1:Н1.
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
Установит переключатель «переносит по словам».
В поле «по горизонтали» выбрать «по центру».
В поле «по вертикали» выбрать «по центру».
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.
Записать в графу Число ряд чисел, начиная с 0:
В ячейки А2 и А3 записать 0 и 1.
Выполнить операцию Автозаполнение до числа 15.
Заполнить графу Десятичный логарифм следующим образом:
Выделить ячейку В2, вызвать Мастер функций, выбрать категорию математические, выбрать функцию LOG10.
В поле Число ввести адрес А2 с клавиатуры или, отодвинув диалоговое окно функции за любое место серого поля, щелкнуть ячейку А2.
Выполнить операцию Автозаполнение для всего столбца.
Примечание. В ячейке В2 должно быть #ЧИСЛО!, т. к. логарифм 0 не существует.
Заполнить графу Натуральный логарифм аналогично, выбрав функцию LN.
Заполнить графу Корень аналогично, выбрав функцию КОРЕНЬ.
Графы Квадрат и Куб заполнить следующим образом:
Выбрать функцию СТЕПЕНЬ.
В поле Число ввести адрес А2.
В поле Степень ввести 2 для квадратичной функции или 3 для кубической.
Заполнить графу Показательная функция следующим образом:
Выбрать функцию СТЕПЕНЬ.
В поле Число ввести 2.
В поле степень ввести адрес А2.
Заполнить графу Факториал аналогично пю3, выбрав функцию ФАКТР.
Примечание. Любую функцию можно записать с клавиатуры, точно соблюдая текст названия функции и её синтаксис, применяемый в Мастере функций.
Задание 2. Создать и заполнить таблицу тригонометрических функций, показанную на рисунке.
| A | B | C | D | E | F |
1 | Угол, град. | Угол, радиан | Синус | Косинус | Тангенс | Сумма квадратов |
2 | 0 | | | | | |
3 | 15 | | | | | |
Заполнить графу Угол, град. числами от 0 до 180, используя операцию Автозаполнение.
Заполнить графу Угол, радиан значениями, применив функцию РАДИАНЫ.
Заполнить графы Синус, Косинус, Тангенс, применяя функции SIN, COS, TAN. В качестве аргумента выбирать значения угла в радианах.
Примечание. В некоторых ячейках значения записываются в экспоненциальной форме, например, запись 1,23Е-16 означает, что число 1, 23 возводится в степень минус 16, что даёт число, очень близкое к нулю, а запись 1,23Е+16 означает возведение числа 1,23 в степень плюс 16.
Заполнить графу Сумма квадратов известной формулой SIN2()+ COS2()=1, проверить результат для всех углов.
Контрольные вопросы
Какие форматы записи числовых данных используются в Excel?
Как изменить формат числовых данных?
Как изменить разрядность числа в таблице?
Как вызвать справку Excel?
Какой символ обязательно набирается перед вводом формулы?
Лабораторная работа №8
Тема. Абсолютный адрес в MS Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по применению абсолютной адресации при расчёте электронной таблицы.
Задание 1. Создать и заполнить таблицу расчёта доходов, показанную на рисунке.
| A | B | C | D | E |
1 | Распределение доходов в зависимости от КТУ |
2 | Общий доход | 10000 | | | |
3 | Фамилия | Время, ч | Квалификационнй разряд | КТУ | Сумма к выдаче |
4 | Сотрудник 1 | 5 | 10 | | |
5 | | 10 | 12 | | |
6 | | 12 | 18 | | |
7 | | 8 | 5 | | |
8 | | 15 | 10 | | |
9 | | 7 | 8 | | |
10 | | 20 | 9 | | |
11 | | 10 | 6 | | |
12 | | 8 | 15 | | |
13 | | 16 | 10 | | |
14 | Итого | | |
Алгоритм выполнения задания.
Записать исходные значения таблицы, указанные на рисунке.
Заполнить графу Фамилия значениями Сотрудник 1÷10, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать графу КТУ как произведение времени, затраченного сотрудником, на его квалификационный разряд (формула =В4*С4).
Подсчитать значение Итого с помощью операции Автосумма.
Графа Сумма к выдаче рассчитывается как произведение общего дохода на отношение КТУ данного сотрудника к итоговому КТУ (формула =В2*D4/D14).
При выполнении операции Автозаполнение в графе Сумма к выдаче появляются ошибки #ЗНАЧ! и #ДЕЛ/0!. Это происходит из-зи того, что при применении формулы происходит изменение адресов в ней, например, в ячейке Е5 формула содержит адреса = В3*D5/D15.
Для правильного расчёта необходимо зафиксировать адреса В2 и D14, для этого:
Выделить ячейку Е4.
В строке формул отображается формула из этой ячейки, щёлкнуть по адресу В2 в этой формуле, нажать клавишу F4, у обозначения адреса появятся значки $B$4, щёлкнуть по обозначению адреса D14, нажать клавишу F4, у обозначения адреса появятся значки $D$14.
Выполнить заново операцию Автозаполнение для графы Сумма к выдаче (вместе с ячейкой Итого).
В ячейке Итого должна получиться сумма, равная Общему доходу.
Присвоить денежным величинам обозначение в рублях, для этого выделить ячейку В2, щёлкнуть кнопку Денежный формат на панели инструментов Форматирование или выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
Денежный, установить в поле Обозначение тип р.
Для проверки возможности автоматического перерасчёта таблицы заменить значения Квалификацилннлгл разряда, Времени, затраченного некоторыми сотрудниками, а также величины Общего дохода, например на 25000 р.
Установить для графы Сумма к выдаче отображение с двумя десятичными разрядами, для этого выделить диапазон ячеек Е4:Е14, щёлкнуть на кнопке Увеличить разрядность на панели инструментов Форматирование или выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
/Денежный, установить в поле Число десятичных знаков число 2.
Задание 2. Создать и заполнить таблицу расчёта стоимости, показанную на рисунке.
| A | B | C | D | E |
1 | Стоимость программного обеспечения |
2 | Наименование | Стоимость, $ | Стоимость, р. | Стоимость, Евро | Доля в общей стоимости, % |
3 | OC Windows | 18 | | | |
4 | Пакет MS Office | 32 | | | |
5 | Редактор Corel Draw | 15 | | | |
6 | Графический ускоритель 3D | 22 | | | |
7 | Бухгалтерия 1С | 50 | | | |
8 | Антивирус DR Web | 20 | | | |
9 | Итого | 157 | | | |
10 | Курс валюты (к рублю) | 28 | | 35 | |
Алгоритм выполнения задания.
Записать исходные текстовые и числовые данные.
Рассчитать графу Стоимость, р., используя курс доллара как абсолютный адрес.
Рассчитать графу Стоимость, Евро, используя курс доллара и курс Евро как абсолютные адреса.
Рассчитать графу Доля в общей стоимости, используя итоговую Стоимость, р. как абсолютный адрес.
Преобразовать числовые значения в графе Доля в общей стоимости в процентные значения:
Выделить числовые значения этой графы.
Щёлкнуть по кнопке Процентный формат.
Установить отображение процентов с одним десятичным знаком, используя кнопки Увеличить или Уменьшить разрядность.
Контрольные вопросы
Для чего используются абсолютные и относительные адреса ячеек?
В чём смысл правил автоматической настройки формул при выполнении операций копирования и перемещения?
Лабораторная работа №9
Тема. Построение и форматирование диаграмм в MS Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по применению Мастера диаграмм.
Задание 1. Создать и заполнить таблицу продаж, показанную на рисунке.
| A | B | C | D | E |
1 | Продажа автомобилей ВАЗ |
2 | Модель | Квартал 1 | Квартал 2 | Квартал 3 | Квартал 4 |
3 | ВАЗ 2101 | 3130 | 3020 | 2910 | 2800 |
4 | ВАЗ 2102 | 2480 | 2100 | 1720 | 1340 |
5 | ВАЗ 2103 | 1760 | 1760 | 1760 | 1760 |
6 | ВАЗ 2104 | 1040 | 1040 | 1040 | 1040 |
7 | ВАЗ 2105 | 320 | 320 | 320 | 320 |
8 | ВАЗ 2106 | 4200 | 4150 | 4100 | 4050 |
9 | ВАЗ 2107 | 6215 | 6150 | 6085 | 6020 |
10 | ВАЗ 2108 | 8230 | 8150 | 8070 | 7990 |
11 | ВАЗ 2109 | 10245 | 10150 | 10055 | 9960 |
12 | ВАЗ 2110 | 12260 | 12150 | 12040 | 11930 |
13 | ВАЗ 2111 | 14275 | 14150 | 14025 | 13900 |
Алгоритм выполнения задания.
Записать исходные значения таблицы, указанные на рисунке.
Заполнить графу Модель значениями ВАЗ2101÷2111, используя операцию Автозаполнение.
Построить диаграмму по всем продажам всех автомобилей, для этого:
Выделить всю таблицу (диапазоеА1:Е13).
Щёлкнуть Кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Диаграмма.
В диалоговом окне Тип диаграммы выбрать Тип Гистограммы и Вид 1, щёлкнуть кнопку Далее.
В диалоговом окне Мастер Диаграмм: Источник данных диаграммы посмотреть на образец диаграммы, щёлкнуть кнопку Далее.
В диалоговом окне Мастер Диаграмм: Параметры диаграммы ввести в поле Название диаграммы текст Продажа автомобилей, щёлкнуть кнопку Далее.
В диалоговом окне Мастер Диаграмм: Размещение диаграммы установить переключатель «отдельном», чтобы получить диаграмму большего размера на отдельном листе, щёлкнуть кнопку Готово.
Изменить фон диаграммы:
Щёлкнуть правой кнопкой мыши по серому фону диаграммы (не попадая на сетку линий и на другие объекты диаграммы).
В появившемся контекстном меню выбрать пункт Формат области построения.
В диалоговом окне Формат области построения выбрать цвет фона, например, бледно-голубой, щёлкнув по соответствующему образцу цвета.
Щёлкнуть на кнопке Способы заливки.
В диалоговом окне Заливка установить переключатель «два цвета», выбрать из списка Цвет2 бледно-жёлтый цвет, проверить установку Типа штриховки «горизонтальная», щёлкнуть ОК, ОК.
Повторить пункты 4.1-4.5, выбирая другие сочетания цветов и способов заливки.
Отформатировать Легенду диаграммы (надписи с пояснениями).
Щёлкнуть левой кнопкой мыши по области Легенды (внутри прямоугольника с надписями), на её рамке появятся маркеры выделения.
С нажатой левой кнопкой передвинуть область Легенды на свободное место на фоне диаграммы.
Увеличить размер шрифта Легенды, для этого:
Щёлкнуть правой кнопкой мыши внутри области Легенды.
Выбрать в контекстном меню пункт Формат легенды.
На вкладке Шрифт выбрать размер шрифта 16, на вкладке Вид выбрать желаемый цвет фона Легенды, ОК.
Увеличить размер области Легенды, для этого подвести указатель мыши к маркерам выделения области Легенды, указатель примет вид ↔ двунаправленной стрелки, с нажатой левой кнопкой раздвинуть область.
Увеличить размер шрифта и фон заголовка Продажа автомобилей аналогично п.5.3.
Добавить подписи осей диаграммы.
Щёлкнуть правой кнопкой мыши по фону диаграммы, выбрать пункт Параметры диаграммы, вкладку Заголовки.
Щёлкнуть левой кнопкой мыши в поле Ось Х (категорий), набрать Тип автомобилей.
Щёлкнуть левой кнопкой мыши в поле Ось Y (значений), набрать Количество, шт.
Увеличить размер шрифта подписей аналогично п.5.3.
Задание 2. Построить графики функций Sin x и Cos x.
| A | B | C | D | E |
1 | Графики функций Sin x и Cos x |
2 | Х, град | Х, радиан | Sin x | Cos x | |
3 | 0 | =А3*3.14159/180 | =SIN(В3) | =COS(В3) | |
4 | 15 | | | | |
5 | | | | | |
Алгоритм выполнения задания.
Записать заголовок и шапочки таблицы.
Записать в ячейки А3:А4 значения 0 и 15, в ячейках B3:D3 указанные формулы.
Выделить ячейки А3:А4, заполнить диапазон А5:А75 значениями угла 0÷360 град.
Выделить ячейки В3:D3, выполнить автозаполнение в тех же пределах.
Выделить диапазон С2:D75, щёлкнуть кнопку Мастер диаграмм, выбрать Тип График, щёлкнуть Готово, увеличить размер диаграммы за угловые маркеры выделения.
Установить подписи оси ОХ:
Щёлкнуть правой кнопкой мыши по фону диаграммы, выбрать пункт Исходные данные, выбрать вкладку Ряд.
Щёлкнуть в поле Подписи оси Х, обвести с нажатой левой кнопкой значения углов 0÷360 град в столбце А, ОК.
Контрольные вопросы
Какова функция мастера диаграмм, как его вызвать?
Какие типы диаграмм вы знаете?
В каких случаях используются различные тапы диаграмм?
какие параметры можно устанавливать при построении диаграмм?