СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая направленность предмета географии по ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях динамически развивающегося мира географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность предмета географии по ФГОС»


В условиях динамически развивающегося мира географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Я полностью согласна с педагогами-практиками в том, что в последнее время при изучении географии в школе можно наблюдать возникшее противоречие: с одной стороны – географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места проживания (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара), профессиональной деятельности (востребованности профессии в секторе экономики, ее материальная оценка), выборы руководителей страны (электоральная география), а с другой стороны место географии в учебном плане, в рейтинговой шкале значимости предметов стало второстепенным. С одной стороны произошло сокращение часов на изучение предмета, с другой наблюдается перенасыщенность информацией (часто не имеющей практического значения).

В такой ситуации большое значение имеет практическая направленность обучения географии.

Спецификой географии как учебного предмета является деятельностная составляющая (т.н. операционная часть знаний). Это означает, что содержание современного урока географии подразумевает его практическую направленность. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа может быть обучающей или просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программах.

Таким образом, практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория. Это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни.

В зависимости от цели практической работы учитель работает как с целым классом, так и индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний. Итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне сформированности умений и навыков. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимыми умениями. Главной проблемой для учителя стало не выявление этих затруднений, а недостаток учебного времени на их преодоление. Опыт проведения практических работ по географии показывает, что больше половины обучающихся знают как выполнить данный вид работ: с легкостью обозначают на контурной карте географические объекты и определяют по карте их географическое положение. Меньше - как читать топографические карты. Составлять характеристику по комплексным картам атласа, и почти не умеют читать и тем более чертить профили рельефа (Задание части «С» ЕГЭ). Объясняется это сокращением времени на изучение данной темы в начальном курсе географии, при этом не учитываются возрастные особенности учеников: в 6-м классе данная тема является очень сложной для понимания. Составители программы рекомендуют учителю прохождение данной темы во время экскурсий, что в реальности является невыполнимым условием. Другим сложным заданием для обучающихся является определение типов климата по разным данным, а также умение характеризовать природные комплексы материков с выявлением взаимосвязей между компонентами ПК.

Обладая знаниями выполнения определенного вида работы, школьники заинтересованы в их выполнении. Обучающимся больше всего нравится обозначать на контурной карте различные объекты (87%). Также высок процент у практической работы по определению географических координат (56), описание ПК по картам (53%), составление топографического плана (49%), определение типа климата по диаграммам – 23%, остальные виды практических работ вызывают меньший интерес (от 45 до 20%).

Практические работы по определению географических координат, обозначению на карте различных объектов были усвоены учащимися достаточно хорошо, но определение расстояний между точками, азимута вызывало больше затруднений (до 35% не усваивали тему). Такой же результат и при выполнении сравнительной характеристики каких-либо объектов. Максимальные трудности учащиеся испытывают при выполнении тех работ, которые требуют самостоятельного анализа статистических данных и прогнозирования.

У учащихся по многим видам практических работ. Главными причинами возникающих затруднений с точки зрения учителей является:

-недостаточное количество времени отводимого на изучение географии при сохранении большого объема фактического материала;

-чтение топографических карт и профиля происходит лишь на начальной ступени обучения географии, этой теме отводится слишком мало времени. Заканчивая школу ученики не могут помнить эту тему.

- городским детям трудно самостоятельно проводить наблюдения за речной долиной (оврагом), делать описание ПК на местности из-за ярко выраженного антропогенного ландшафта.

Следует учесть эти причины, потому что, согласно концепции ФГОС урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы.

Таким образом, качество географического образования сегодня определяется многообразием и характером практических видов деятельности, в которых усвоенные знания и умения могут функционировать. Поэтому роль и место практических работ в обучении географии, безусловно, возрастает, что подтверждается явной необходимостью тех или иных умений в жизни человека.

Практическая направленность предмета – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни:

-умение ориентироваться на местности;

-использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

-применять географические знания для поиска, интерпритация, демонстрация различных географических данных, адаптации к условиям проживания на определенной территории.

Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление ученика уже в школьные годы должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирований умений:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

  • приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов, районы специализации, центры производства различной продукции, основные коммуникации, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов, стран мира);

  • составлять географическую характеристику территорий;

  • определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общенаучных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в разных формах.

Система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационные).

Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:

  • определение поясного времени;

  • определение своего местоположения на местности и способности к ориентированию;

  • проведение наблюдения за объектами и явлениями, оценивания последствий изменений;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы своей местности.

  • определение экономической выгоды размещения предприятия сферы услуг;

  • оценка экологического состояния территории.

Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоаспектовая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии, широкое их использование повышает значимости регионального компонента, т.к способствуют конкретизации географических знаний, их применения на практике. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!