Практическая работа № 6
Тема: Микроанализ цветных металлов и их сплавов.
Цель: изучить структуру цветных металлов и сплавов.
Время: 4 часа.
1. 230-249
Из цветных металлов в автомобилестроении в чистом виде и в виде сплавов широко используются алюминий, медь, свинец, олово, магний, цинк, титан.
1. Алюминий и его сплавы
Алюминий — металл серебристо-белого цвета, характеризуется низкой плотностью 2,7 г/см3, высокой электропроводностью, температура плавления 660°С. Механические свойства алюминия невысокие, поэтому в чистом виде как конструкционный материал применяется ограниченно.
Для повышения физико-механических и технологических свойств алюминий легируют различными элементами Cu, Mg, Si, Zn. Железо и кремний являются постоянными примесями алюминия.
В зависимости от содержания постоянных примесей различают:
- алюминий особой чистоты марки А 999 (0,001 % примесей);
- алюминий высокой чистоты — А 935, А 99, А 97, А 95 (0,005-0,5 % примесей);
- технический алюминий — А 85, А 8, А 7, А 5, А 0 (0,15-0,5% примесей).
Технический алюминий выпускают в виде полуфабрикатов для дальнейшей переработки в изделия. Алюминий высокой чистоты применяют для изготовления фольги, токопроводящих и кабельных изделий.
К неупрочняемым термической обработкой относятся сплавы:
- алюминия с марганцем марки АМц;
- алюминия с магнием марок АМг, АМгЗ, АМг5В, АМг5П, АМг6.
Эти сплавы обладают высокой пластичностью, коррозионной стойкостью, хорошо штампуются и свариваются, но имеют невысокую прочность. Из них изготовляют бензиновые баки, проволоку, заклепки, а также сварные резервуары для жидкостей и газов, детали вагонов.
К упрочняемым термической обработкой относятся несколько групп сплавов.
Сплавы нормальной прочности. К ним относятся сплавы системы Алюминий + Медь + Магний (дюралимины), которые маркируются буквой «Д». Дюралимины (Д1, Д16, Д18) характеризуются высокой прочностью, достаточной твердостью и вязкостью.
Дюралимины широко используются в авиастроении: из сплава Д1 изготовляют лопасти винтов, из Д16 — несущие элементы фюзеляжей самолетов, сплав Д18 — один из основных заклепочных материалов.
Высокопрочные сплавы алюминия (В93, В95, В96) относятся к системе Алюминий + Цинк + Магний + + Медь. В качестве легирующих добавок используют марганец и хром, которые увеличивают коррозионную стойкость и эффект старения сплава.
Высокопрочные сплавы по своим прочностным показателям превосходят дюралимины, однако менее пластичны и более чувствительны к концентраторам напряжений (надрезам). Из этих сплавов изготовляют высоконагруженные наружные конструкции в авиастроении — детали каркасов, шасси и обшивки.
Жаропрочные сплавы алюминия (АК 4-1, Д 20) имеют сложный химический состав, легированы железом, никелем, медью и другими элементами. Детали из жаропрочных сплавов используются после закалки и искусственного старения и могут эксплуатироваться при температуре до 300°С.
Сплавы для ковки и штамповки (АК 2, АК 4, АК 6, АК 8) относятся к системе Алюминий + Медь + Магний с добавками кремния. Сплавы применяют для изготовления средненагруженных деталей сложной формы (АК 6) и высоконагруженных штампованных деталей — поршни, лопасти винтов, крыльчатки насосов и др.
Литейные сплавы. Для изготовления деталей методом литья применяют алюминиевые сплавы систем Al-Si, Al-Cu, Al-Mg. Для улучшения механических свойств сплавы титаном, бором, ванадием. Главным достоинством литейных сплавов является высокая жидкотекучесть, небольшая усадка, хорошие механические свойства.
Сплавы алюминия с кремнием (силумины) получили наибольшее распространение среди алюминиевых литейных сплавов в силу своих высоких литейных свойств и хороших механических и технологических характеристик. Силумины (марок АЛ2, АЛ4, АЛ9) обладают достаточной прочностью, хорошо обрабатываются резанием, легко свариваются, сопротивляются коррозии и устойчивы к образованию горячих трещин. Из этих сплавов изготавливают: корпуса агрегатов и приборов, компрессоров, блоки двигателей, поршни цилиндров.
Сплавы алюминия с магнием (магналины) - АЛ 8, АЛ13, АЛ27, АЛ29 обладают наиболее высокой коррозионной стойкостью и более высокими механическими свойствами после термической обработки по сравнению с другими алюминиевыми сплавами, но литейные свойства их низкие.
Из сплавов АЛ 8 и АЛ 13 изготавливают подверженные коррозионным воздействиям детали морских судов, а также детали, работающие при высоких температурах (головки цилиндров мощных двигателей воздушного охлаждения).
Сплавы алюминия с медью – АЛ7, АЛ12, АЛ19 обладают невысокими литейными свойствами и пониженной коррозионной стойкостью, но высокими механическими свойствами.
Сплав АЛ7 применяют для изготовления отливок несложной формы, работающих с большими напряжениями (головки цилиндров маломощных двигателей воздушного охлаждения).
Сплавы алюминия, меди и кремния - AJI3, АЛ4, АЛ6 характеризуются хорошими литейными свойствами, но коррозионная стойкость их невысокая.
Эти сплавы широко применяют для изготовления отливок корпусов, арматуры и мелких деталей, корпусов карбюраторов и арматуры бензиновых двигателей.
Сплавы алюминия, цинка и кремния — типичный представитель сплав АЛ11 (цинковый силумин), обладающий высокими литейными свойствами. Используется для изготовления отливок сложной формы — картеров, блоков двигателей внутреннего сгорания.
Подшипниковые алюминиевые сплавы.
Сплавы алюминия с сурьмой, медью и другими элементами. Сплав САМ, содержащий сурьму до 6,5 % и 0,3-0,7% магния - хорошо работает при высоких нагрузках и больших скоростях в условиях жидкостного трения. По антифрикционным свойствам он близок к свинцовой бронзе, но превосходит ее по коррозионной стойкости и технологичности. Сплав применяют для изготовления вкладышей подшипников коленчатого вала автомобильных двигателей.
Сплавы алюминия с оловом и медью А020-1 (20 % олова и до 1,2 % меди) и А09-2 (9 % олова и 2 % меди). Они хорошо работают в условиях полужидкостного и сухого трения и по своим антифрикционным свойствам близки к баббитам. Их используют в автомобилестроении и общем машиностроении.
Сплав алюминия с сурьмой и свинцом - АСС-6-5 содержит в своем составе 5 % свинца, что придает ему высокие противозадирные свойства. Подшипники скольжения из сплавов АСМ и АСС-6-5 применяют взамен бронзовых в дизельных двигателях. Из алюминиевых сплавов, легированных оловом, изготовляют тяжелонагруженные подшипники скольжения.
Алюминиевые сплавы характеризуются более высоким коэффициентом теплового расширения, чем чугуны и стали. Поэтому более широкое распространение получили биметаллические материалы, представляющие собой слой алюминиевого сплава, нанесенный на стальное основание. Такие биметаллы обеспечивают надежную работу узлов трения при больших нагрузках 30 МПа) и высоких скоростях скольжения (до 20 м/с).
Материалы из спеченных алюминиевых порошков (САП) состоят из мельчайших частичек алюминия и его оксида Al2O3. Порошок для спекания получают из технически чистого алюминия, распылением с последующим измельчением гранул в шаровых мельницах.
Технологический процесс получения изделий из САП состоит из операций изготовления заготовок и последующей механической обработки. Заготовки получают брикетированием (холодным или с подогревом) порошка с последующим спеканием при и давлениях 260—400 МПа.
Спеченные алюминиевые порошки (марок САП-1 - САП-4) применяют для изготовления деталей повышенной прочности и коррозионной стойкости, эксплуатируемых при рабочих температурах до 500°С.
Спеченные алюминиевые сплавы (САС) получают из порошков алюминия с небольшим содержанием легированных железом, никелем, хромом, марганцем, медью и другими элементами. Представителем этой группы материалов является САС-1, содержащий 25—30 % Si и 7 % Ni, применяемый взамен более тяжелых материалов в приборо- и машиностроении.
2. Медь и ее сплавы.
Медь в чистом виде имеет красный цвет, температура плавления меди 1083°С, плотность 8,92 г/см3.
Выпускают медь следующих марок:
- катодная - МВ4к, МООк, МОку, М1к;
- бескислородная - МООб, МОб, М1б;
- катодная переплавленная – М1у;
- раскисленная — М1р, М2р, МЗр, МЗ.
По содержанию примесей различают марки меди:
- МОО (99,99 % Сu),
- МО (99,95 % Сu),
- M1 (99,9 % Сu),
- М2 (99,7 % Сu),
- МЗ (99,50 % Сu).
Главными достоинствами меди являются высокие тепло- и электропро-водность, пластичность, коррозионная стойкость в сочетании с достаточно высокими механическими свойствами. К недостаткам меди относят низкие литейные свойства и плохую обрабатываемость резанием.
Легирование меди осуществляется с целью придания сплаву требуемых механических, технологических, антифрикционных и других свойств.
Химические элементы, используемые при легировании, обозначают в марках медных сплавов следующими индексами:
А — алюминий; Внм — вольфрам; Ви — висмут; В — ванадий; Км — кадмий; Гл галлий; Г— германий; Ж — железо; Зл — золото; К — кобальт; Кр — кремний; Мг - магний; Мц — марганец; М — медь; Мш — мышьяк; Н -никель; О — олово; С — свинец; Сн - селен; Ср серебро; Су — сурьма; Ти — титан; Ф — фосфор; Ц — цинк.
Широкое применение получили следующие сплавы на основе меди.
Латуни — сплавы меди, в которых главным легирующим элементом является цинк. В зависимости от содержания легирующих компонентов различают:
- простые (двойные) латуни;
- многокомпонентные (легированные) латуни.
Простые латуни маркируют буквой «Л» и цифрами, показывающими среднее содержание меди в сплаве. Например, сплав Л 90 — латунь, содержащая 90 % меди, остальное — цинк.
В марках легированных латуней группы букв и цифр, стоящих после них, обозначают легирующие элементы и их содержание в процентах. Например, сплав ЛАН КМц 75-2-2,5-0,5-0,5 — латунь алюминиевоникелькремнисто-марганцевая, содержащая 75 % меди, 2 % алюминия, 2,5 % никеля, 0,5 % кремния, 0,5 % марганца, остальное - цинк.
В зависимости от основного легирующего элемента различают следующие виды латуней.
Алюминиевые латуни — ЛА 85-0,6, ЛА 77-2, ЛАМш 77-2-0,05 обладают повышенными механическими свойствами и коррозионной стойкостью.
Кремнистые латуни — ЛК 80-3, ЛКС 65-1,5-3 и другие отличаются высокой коррозионной стойкостью в атмосферных условиях и в морской воде, а также высокими механическими свойствами.
Марганцевые латуни — ЛМц 58-2, ЛМцА 57-3-1, деформируемые в горячем и холодном состоянии, обладают высокими механическими свойствами, стойкие к коррозии в морской воде и перегретом паре.
Никелевые латуни —ЛН 65-5 и другие имеют высокие механические свойства, хорошо обрабатываются давлением в горячем и холодном состоянии.
Оловянистые латуни —ЛО 90-1, ЛО 70-1, ЛО 62-1 отличаются повышенными антифрикционными свойствами и коррозионной стойкостью, хорошо обрабатываются.
Свинцовые латуни — ЛС 63-3, ЛС 74-3, ЛС 60-1 характеризуются повышенными антифрикционными свойствами и хорошо обрабатываются резанием. Свинец в этих сплавах присутствует в виде самостоятельной фазы, практически не изменяющей структуры сплава.
Бронзы — это сплавы меди с оловом и другими элементами (алюминий, кремний, марганец, свинец, бериллий).
Бронзы маркируют буквами «Бр», правее ставятся буквенные индексы элементов, входящих в состав. Затем следуют цифры, обозначающие среднее содержание элементов в процентах (цифру, обозначающую содержание меди в бронзе, не ставят). Например, сплав марки БрОЦС 5-5-5 означает, что бронза содержит олова, свинца и цинка по 5 %, остальное — медь (85 %).
Оловянные бронзы обладают высокими антифрикционными свойствами, нечувствительны к перегреву, морозостойки, немагнитны.
Для улучшения качества оловянные бронзы легируют. Легирование фосфором повышает механические, технологические, антифрикционные свойства оловянных бронз. Введение никеля способствует повышению механических и противокоррозионных свойств. При легировании свинцом увеличивается плотность бронз, улучшаются их антифрикционные свойства и обрабатываемость резанием, однако заметно снижаются механические свойства. Легирование цинком улучшает технологические свойства. Введение железа (до 0,09 %) способствует повышению механических свойств бронз, однако с увеличением степени легирования резко снижаются их коррозионная стойкость и технологические свойства.
Деформируемые оловянные бронзы содержат до 8 % олова. Эти бронзы используют для изготовления пружин, мембран и других деформируемых деталей. Литейные бронзы содержат свыше 6 % олова, обладают высокими антифрикционными свойствами и достаточной прочностью; их используют для изготовления ответственных узлов трения (вкладыши подшипников скольжения).
Специальные (безоловянные) бронзы включают в свой состав алюминий, никель, кремний, железо, бериллий, хром, свинец и другие элементы. Алюминиевые бронзы обладают высокими механическими, антифрикционными и противокоррозионными свойствами.
Кремнистые бронзы характеризуются высокими антифрикционными и упругими свойствами, коррозионной стойкостью. Кремнистые бронзы применяют взамен оловянных для изготовления антифрикционных деталей, пружин, мембран приборов и оборудования.
Свинцовые бронзы используют в парах трения, эксплуатируемых при высоких относительных скоростях перемещения деталей.
Бериллиевые бронзы отличаются высокими прочностными свойствами, и к воздействию коррозионных сред. Они обеспечивают работоспособность изделий при повышенных температурах (до 500°С).
Сплавы меди с никелем подразделяют на конструкционные и электротехнические.
Куниали (медь-никель-алюминий) содержат 6—13 % Ni, 1,5—3 % А1, остальное — медь. Куниали служат для изготовления деталей повышенной прочности, пружин и ряда электротехнических изделий.
Нейзильберы (медь-никель-цинк) содержат 15 % Ni, 20% Zn, остальное - медь. Они имеют белый цвет, близкий к цвету серебра. Нейзильберы хорошо сопротивляются атмосферной коррозии. Их применяют в приборостроении и производстве часов.
Мельхиоры (медь-никель и небольшие добавки железа и марганца - до 1 %) обладают высокой коррозионной стойкостью. Их применяют для изготовления теплообменных штампованных и чеканных изделий.
Копель (медь-никель-марганец) содержат 43 % Ni, 0,5Mn, остальное — медь. Это специальный сплав с высоким удельным электросопротивлением, используемый для изготовления электронагревательных элементов.
3. Титан и его сплавы
Титан — серебристо-белый металл низкой плотности (4,5 г/см3) с высокими механической прочностью, коррозионной и химической стойкостью. Температура плавления титана 1660 0С, с углеродом он образует очень твердые карбиды. Титан удовлетворительно куется, прокатывается и прессуется.
Для получения сплавов титана с заданными механическими свойствами его легируют различными элементами. Алюминий повышает жаропрочность и механическую прочность титана. Ванадий, марганец, молибден и хром повышают жаропрочность титановых сплавов.
Деформируемые титановые сплавы по механической прочности выпускаются под марками:
- низкой прочности — ВТ 1;
- средней прочности — ВТ 3, ВТ 4, ВТ 5;
- высокой прочности ВТ 6, ВТ 14, ВТ 15.
5. Магний и его сплавы
Магний— самый легкий (плотность 1,74 г/см3) из технических цветных металлов, серебристого цвета, температура плавления 6500С. При температуре, немногим более температуры плавления, легко воспламеняется и горит ярко-белым пламенем.
Главным достоинством магния как машиностроительного материала являются низкая плотность, технологичность. Однако его коррозионная стойкость во влажных средах, кислотах, растворах солей крайне низка. Чистый магний практически не используют в качестве конструкционного материала из-за его недостаточной коррозионной стойкости. Он применяется в качестве легирующей добавки к сталям и чугунам и в ракетной технике при создании твердых топлив.
Эксплуатационные свойства магния улучшают легированием марганцем, алюминием, цинком и другими элементами. Легирование способствует повышению коррозионной стойкости (Zr, Mn), прочности (Al, Zn, Mn, Zr), жаропрочности (Th) магниевых сплавов, снижению окисляемости их при плавке, литье и термообработке.
Маркировка магниевых сплавов состоит из буквы, обозначающей соответственно сплав (М), буквы, указывающей способ технологии переработки (А — для деформируемых, Л — для литейных), а также цифры, обозначающей порядковый номер сплава.
Деформируемые магниевые сплавы МА1, MA2, МАЗ, МА5, МА8 применяют для изготовления полуфабрикатов — прутков, труб, полос и листов, а также для штамповок и поковок.
Литейные магниевые сплавы МЛ1, МЛ2, МЛЗ, МЛ4, МЛ5, МЛ6 нашли широкое применение для производства фасонных отливок. Некоторые сплавы МЛ применяют для изготовления высоконагруженных деталей в авиационной и автомобильной промышленности: картеры, корпуса приборов, колесные диски, фермы шасси самолетов.
Ввиду низкой коррозионной стойкости магниевых сплавов изделия и детали из них подвергают оксидированию с последующим нанесением лакокрасочных покрытий.
6. Баббиты и припои
6.1. Баббиты — антифрикционные материалы на основе олова и свинца. В состав баббитов вводятся легирующие элементы, придающие им специфические свойства: медь увеличивает твердость и ударную вязкость; никель — вязкость, твердость, износостойкость; кадмий — прочность и коррозионную стойкость; сурьма — прочность сплава.
Баббиты применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения, работающих при больших окружных скоростях и при переменных и ударных нагрузках.
Обозначения баббитов зависит от их химического состава:
- оловянные (Б83, Б88);
- оловянно-свинцовые (БС6, Б16);
- свинцовые (БК2, БКА).
В марках баббитов цифра показывает содержание олова. Например, баббит БС6 содержит по 6 % олова и сурьмы, остальное — свинец.
Лучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные баббиты. Баббиты на основе свинца имеют несколько худшие антифрикционные свойства, чем оловянные, но они дешевле и менее дефицитны.
Подшипники скольжения из баббитов изготовляют в виде биметаллических деталей (вкладышей). Для ускорения приработки на их рабочую поверхность наносят слой (0,007—0,05 мм) сплава на оловянной или свинцовой основах. Повышение температуры в рабочей зоне свыше 70°С вызывает резкое падение износостойкости баббитовых – это определяет температурный режим работы двигателей.
6.2. Припои — это металлы или сплавы, используемые при пайке в качестве промежуточного металла (связки) между соединяемыми деталями.
Припои имеют более низкую температуру плавления, чем соединяемые металлы. Незначительный нагрев, а вследствие этого отсутствие изменения структуры соединяемых металлов являются основным преимуществом пайки в сравнении со сваркой.
По температуре расплавления припои подразделяют:
а)- легкоплавкие (140-450 0С):
Оловянно-свинцовые припои (ПОС-30, ПОС-61) широко применяются во всех отраслях промышленности. Однако они имеют низкую коррозионную стойкость во влажной среде. В таких случаях паяные соединения необходимо защищать лакокрасочными покрытиями.
Сурьмянистые припои (ПОССу-4-6) применяются при пайке и лужении в автомобильной промышленности.
Легкоплавкие пастообразные припои обычно состоят из трех частей: порошкообразного припоя, флюса и загустителя. Например, паста ПорПОССу-30-2 имеет состав: 70% непосредственно припоя; 20% вазелина; 1,2% бензойной кислоты; 1,2% хлористого аммония и 0,6% эмульгатора ОП-7. Такие пастообразные припои применяют для пайки стальных, медных и никелевых изделий сложной формы и имеющих вертикальные швы.
б) - среднеплавкие (450-110 0С):
Медно-цинковые припои (латуни) широко применяют для пайки большинства металлов. Припоями марок ПМЦ-54, Л63, Л68 пользуются при пайке стали, жести, медных сплавов. Припой Мц-48-10 - для пайки чугуна.
в) - тугоплавкие (1100 -1480 0С):
Тугоплавкие порошкообразные припои применяют для закрепления твердосплавных пластин на режущем инструменте (сверла, резцы и т. п.). Припой состава: 40 % ферромарганца; 10% ферросилиция; 20 % чугунной и 5 % медной стружки; 15 % толченого стекла — плавится при температуре 1190-1300 0С.
Выводы:
7