Практическая работа № 1
по теме: «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.
Ход работы
1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)
| Чугунная подставка Стержень Муфта Лапка Кольцо |
2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)
| 1.Сосуд 2.Фитиль 3.Металлическая трубка с диском 4.Колпачёк | 1.Снять колпачок 2.Прроверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда 3. Зажечь спиртовку горящей спичкой (НЕЛЬЗЯ ЗАЖИГАТЬ СПИРТОВКУ ОТ ДРУГОЙ ГОРЯЩЕЙ СПИРТОВКИ!) 4. Погасить спиртовку накрыв пламя колпачком. |
3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)
4.Фильтрование
1. приготовить фильтровальную бумагу;
2. смочить фильтровальную бумагу;
3. вложить в воронку;
4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;
5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.
Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.
Практическая работа №2
по теме: «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Инструкция по технике безопасности:
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Практическая работа № 3
по теме: «Анализ почвы и воды»
Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт №1. Механический анализ почвы.
В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Практическая работа № 4
по теме: «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Инструктаж по технике безопасности
Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.
Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.
Порядок выполнения работы
Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:
m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества)
m(H2O) = m(раствора) - m(вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.
Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
Расчет приведите в отчете о практической работе.
С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.
На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.
Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.
Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Практическая работа № 5
по теме: «Признаки химических реакций»
Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Опыт №1 Прокаливание медной проволоки.
Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную поволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время уберите проволоку из пламени. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №2 Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.
Положите в небольшой химический стакан немного карбоната натрия. Налейте в химический стакан столько соляной кислоты, чтобы карбонат натрия покрылся ею. Что наблюдаете?
Зажгите лучину и внесите ее в стакан. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №3 Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.
Положите в пробирку немного хлорида аммония. Налейте в пробирку столько раствора гидроксида натрия, чтобы хлорид аммония покрылся ним. Тщательно встряхните. Осторожно понюхайте содержимое пробирки.
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №4 Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте в неё 2-3 капли сульфата меди (II). Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №5 Взаимодействие гидроксида меди (II) с соляной кислотой.
К гидроксиду меди (II) прилейте немного раствора соляной кислоты. Осторожно встряхните. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №6 Горение спирта
Налейте в чашку 2 мл этилового спирта. Осторожно подожгите его. Что наблюдаете? Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №7 Разложение малахита
Насыпьте в пробирку небольшое количество малахита. Нагрейте его в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Что делали | Наблюдения | Выводы (признак химической реакции) |
Опыт №1 | | |
Опыт №2 | | |
Опыт №3 | | |
Опыт №4 | | |
Опыт №5 | | |
Опыт №6 | | |
Опыт №7 | | |
Практическая работа № 6
по теме: «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Цель: осуществить на практике реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; серная кислота [H2SO4], фосфорная кислота [H3PO4], цинк [Zn], железо [Fe], оксид меди (II) [CuO], гидроксид натрия [NaOH], нитрат серебра [AgNO3], хлорид бария [BaCl2], карбонат натрия [Na2CO3], фосфат натрия [Na3PO4], хлорид меди (II) [CuCl2], фенолфталеин.
Инструктаж по технике безопасности:
Ход работы
Что делали | Наблюдения и уравнения химических реакций |
Опыт 1 |
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
Опыт 2 |
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
Порядок выполнения работы
Опыт 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты:
а) кислота + металл = соль + H2↑
б) кислота + основный оксид = соль + Н2О
в) кислота + основание = соль + Н2О
г) кислота + соль = соль + кислота
Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт 2. Проделайте реакции, характеризующие свойства хлорида меди (II):
а) соль + металл = соль + металл
б) соль + щелочь = основание ↓ + соль
в) соль + кислота = соль + кислота
г) соль + соль = соль + соль↓
Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Практическая работа № 7
по теме: «Решение экспериментальных задач»
Цель: экспериментальным путем осуществить поставленные задачи.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; сульфат меди (II) [CuSO4], гидроксид натрия [NaOH], хлорид бария [BaCl2], сульфат натрия [Na2SO4], сульфат магния [MgSO4], карбонат натрия [Na2CO3], соляная кислота [HCl], фенолфталеин.
Инструктаж по технике безопасности
Ход работы
Что делали | Наблюдения и уравнения химических реакций | Вывод о типе химической реакции |
Опыт 1. |
а) | | |
б) | | |
в) | | |
Опыт 2. |
а) | | |
б) | | |
Порядок выполнения работы
Опыт 1. Осуществите реакции, схемы которых даны:
а) Ba2+ + SO42- = BaSO4
б) CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑
в) ОН- + Н+ = Н2О
В таблицу запишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярном полном и сокращенном и ионном виде.
Опыт 2. Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите:
а) гидроксид меди (II)
б) карбонат магния
Наблюдения запишите в таблицу. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.