СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила безопасного поведения граждан в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юридические основания, порядок и цель реализации норм права

Просмотр содержимого документа
«Правила безопасного поведения граждан в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей»

ООО «Издательская Группа «Основа». Журнал Издательской группы «Основа». Научно – методический журнал «ОБЖ. Все для учителя!». Научные статьи Новикова В.С.

Для аттестации



Новиков Василий Савельевич,

кандидат юридических наук,

доцент по кафедре психологии,

педагогики и организации работы с кадрами

Академии управления МВД России,

почетный академик Международной академии

дополнительного образования

по специальности «Педагогика»,

учитель основ безопасности жизнедеятельности

высшей категории



План-конспект урока ОБЖ в 10 классе на тему: «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях»



ТЕМА 2

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях



Урок-лекция 3

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Время: 90 минут

Методы обучения: рассказ, объяснение.

План урока-лекции:

  1. Юридические основания применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера.

  2. Порядок применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей.

3. Цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами.
Основная и дополнительная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - М., 2013. С.8-10.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл. /Под общ. ред. В.Я. Сюнькова. - М., 2007. С.66-73.

  3. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. - М., 2013. С.236-252.

  4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. - М., 2013. С.14-15.

  1. Конституция РФ. - М., 1993.

  1. Бушуев Г.В. Социальная и уголовно-правовая оценка причинения вреда преступнику при задержании. - Горький, 1976.

  2. Демидов Ю.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в экстремальных условиях. - М., 1993.

  3. Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Необходимая оборона и задержание преступника в деятельности ОВД. - М., 1987.

Основные цели урока-лекции:

  • познать юридические основания применения физической силы и гражданского оружия в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей;

  • познать три алгоритма реализации юридических норм, регламентирующих правовой режим применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера;

  • познать цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей.



Задачи урока – лекции:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- обеспечить усвоение обучающими норм права, регламентирующих личную безопасность граждан РФ;

- формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения, чтобы юридически грамотно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы права;

- развитие навыков и умений использовать право на уголовно – правовое задержание правонарушителей..

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

- формирование личности безопасного типа, модели безопасного поведения в ЧС криминального характера;

- формирование психологической культуры и юридической компетентности в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;

- воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение норм права).

Требования к результатам освоения урока-лекции:

а) личностным:

- развитие самостоятельности и личной юридической ответственности за свои деяния, на основе знаний о нормах права, социальной справедливости и свободе;

- развитие навыков и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ЧС криминального характера, умений не создавать юридических конфликтов и находить психологически и юридически грамотные выходы из спорных конфликтных ситуаций;

-формирование психологической установки на безопасный образ жизни в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;

- освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) в целях уметь самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения с учетом личностного смысла учения.

б) метапредметным:

- овладение способностью самостоятельно принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в области личной безопасности;

- освоение способов самостоятельного разрешения криминальных конфликтов;

- формирование умений самостоятельно определять наиболее эффективный порядок пресечения криминального конфликта;

- формирование умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку юридических событий;

- формирование готовности конструктивно разрешать юридические конфликты посредством учета интересов субъектов конфликта и сотрудничества.

в) предметным:

- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина РФ;

- развитие навыков и умений устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан РФ;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных ЧС криминального характера;

- формирование культуры личной безопасности;

- формирование юридической компетентности в целях обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ЧС криминального характера;

- формирование личности безопасного типа.

  1. Введение. Во введении преподаватель обозначает место урока-лекции в курсе «Право», вызывает у обучаемых интерес к теме, используя данные официальной статистики по проблематике уголовно-правового задержания правонарушителей, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

  1. Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос.

Мы все знаем, что ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» противоречит ст.45 Конституции РФ и ст.38 УК РФ, так как запрещает гражданам применять физическую силу и гражданское оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Часть 1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» существенно ущемляет конституционные права и свободы граждан, поэтому автор решил раскрыть содержание института уголовного права о причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, с учётом особенностей и специфики общественно полезной деятельности граждан.

Юридическим основанием возникновения права своевременно и правомерно применять физическую силу и гражданское оружие /далее - применять оружие/ в целях нейтрализации задерживаемых лиц уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» для граждан, является реальная возможность у задерживаемых скрыться с места происшествия и уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в правоохранительные органы, которые уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности и при этом не выполняют законные требования граждан или сотрудников правоохранительных органов.

С наличием этих юридических фактов действующее законодательство РФ связывает право граждан своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, чт.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», руководствуясь, соблюдая, используя и применяя единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта.

Мы все знаем, что Уголовный кодекс РФ не знает такого преступления против личности, как причинение лёгкого вреда здоровью задерживаемого, совершённого при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Об этом должен помнить гражданин, когда он является очевидцем не тяжкого и не особо тяжкого посягательства против жизни, здоровья или собственности. Догоняя это физическое лицо, применять оружие без риска оказаться на скамье подсудимых можно только тогда, когда граждан на сто процентов убеждён, что будет причинён лёгкий вред здоровью задерживаемого.

Задерживаемый /правонарушитель/ - физическое лицо, которое уже совершило или покушалось совершить тяжкое или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности.

Таким образом, инкриминируемое посягательство, в связи, с которым связывается право граждан применять оружие в целях задержать и доставить задерживаемого в ближайший ОВД, должно быть обязательно только тяжким или особо тяжким посягательством и только против жизни, здоровья или собственности. Кроме того, эти задержанные лица должны предпринять обязательно активные действия с целью скрыться с места происшествия, не совершая при этом активных противоправных насильственных действий в отношении сотрудников правоохранительных органов, граждан или школьников, которые решили реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, гарантированные всем гражданам РФ ст.45 Конституции РФ и ст.38 УК РФ.

Как правило, состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, перерастает в состояние необходимой обороны.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Школьник П. пришёл к однокласснику Д. и ножом убил его, а потом на улице нанёс ножевые ранения однокласснику М, который пытался его задержать. Школьник П. при уголовно-правовом задержании оказал внезапное вооружённое сопротивление участковому уполномоченному полиции К. В момент возникновения реальной угрозы жизни, когда школьник П. замахнулся на него ножом, сотрудник полиции К. без предупреждения на упреждение активных противоправных насильственных действий школьника П. применил табельное огнестрельное оружие и причинил ему тяжкий вред здоровью.

В этом криминальном конфликте состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, перерастает в состояние необходимой обороны, как для школьника М., который пытался задержать одноклассника П. /нанёс ножевые ранения - это состояние необходимой обороны/, так и для сотрудника ОВД К. /пытался ударить ножом - это состояние необходимой обороны/.

Таким образом, ст. 24 Федерального закона РФ «Об оружии» разрешает гражданам в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, применять гражданское оружие только в целях задержания лиц, которые уже совершили или покушались совершить только тяжкое или особо тяжкое посягательство и только против жизни, здоровья или собственности. В целях уголовно-правового задержания правонарушителей, которые совершили посягательство на другие объекты уголовно-правовой охраны, мы вправе применять только физическую силу.



____________________

3. 2-й учебный вопрос.

Порядок применения физической силы и гражданского оружия гражданами - это предусмотренная действующим законодательством России и алгоритмизированная в ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, которые они должны выполнить перед применением, в момент применения и после применения оружия, чтобы своевременно и правомерно задержать лиц, которые уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности.

Действующее законодательство РФ порядок применения физической силы и гражданского оружия гражданами в целях нейтрализации задерживаемых лиц условно делит на три группы юридически обязательных решений и действий.

Перед реализацией ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях нейтрализации задерживаемых лиц гражданин обязан /первая условная группа юридически обязательных решений и действий/:

  • чётко и однозначно уяснить правомерность своих решений и действий /алгоритм/, а именно, единые /общие/ правовые универсальные критерии: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы /реально возможно допустимые ст.38 УК РФ/ своевременного и правомерного применения оружия для конкретного криминального конфликта;

  • учесть свои силы и силы задерживаемых правонарушителей;

  • определить наиболее эффективный способ уголовно-правового задержания;

  • продумать план уголовно-правового задержания и алгоритм реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • прогнозировать вероятные трудности, которые могут возникнуть при уголовно-правовом задержании с учётом субъектных, объектных и обстановочных условий;

  • определить время, место, момент и наиболее психологически целесообразную обстановку уголовно-правового задержания правонарушителей;

  • оценить субъектные, объектные и обстановочные условия для конкретного криминального конфликта;

  • чётко и однозначно уяснить правомерность своих решений и действий /алгоритм/, если задерживаемым будет оказано сопротивление при уголовно-правовом задержании;

  • сообщить о происшествии в ОВД, если имеется реальная возможность это сделать;

  • ждать поддержку при уголовно-правовом задержании, связанном с потенциальным риском для жизни;

  • учитывать характер и степень опасности посягательства, личность задерживаемого, обстоятельства уголовно-правового задержания и т.п.;

  • сообщить задерживаемому о том, что вы законопослушный гражданин, который решил реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, используя слова: «Законопослушный гражданин, не двигаться!» и при этом одновременно привести гражданское оружие в боевую готовность;

  • предупредить задерживаемого о своём намерении применить оружие, если он не будет выполнять законные требования, за исключением тех криминальных конфликтов, когда граждане вправе применять оружие без предупреждения или не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности;

  • попытаться деморализовать волю к сопротивлению у задерживаемого путём убеждения, психологического воздействия, демонстрации реальной угрозы;

  • предоставить при этом достаточно времени задерживаемому для выполнения законных требований;

  • попытаться задержать /ожидать внезапного вооружённого сопротивления/ задерживаемое лицо, используя верёвку, наручники и т.п., если задерживаемый выполняет все законные требования, а потом обыскать его;

  • вступать с задерживаемым только в психологическое противоборство, а если оно перерастает в физическое противоборство, то применять оружие на упреждение;

  • соблюдать законность, выдержку, самообладание, решительность, проявлять бдительность, ожидать внезапного вооружённого сопротивления, следить за руками задерживаемого, соблюдать психологически безопасную дистанцию, контролировать деяния задерживаемого, вступать с задерживаемым только в психологическое противоборство, управлять своими эмоциями, ориентироваться в криминальном конфликте и при этом быть психологически готовым применять оружие на упреждение, чтобы иметь реальную возможность /время/ нейтрализовать задерживаемого уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

В момент своевременного и правомерного производства прицельного выстрела на упреждение в целях нейтрализации задерживаемых гражданин обязан /вторая условная группа юридически обязательных решений и действий/:

  • применять оружие на упреждение без предупреждения, руководствуясь, используя и соблюдая единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта, если задерживаемый не выполняет законные требования и при этом пытается скрыться с места происшествия;

  • соблюдать субъективные ограничения, указанные в ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», а также объективные ограничения;

  • соблюдать объективные и субъективные признаки /критерии/ превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, предусмотренные ст.38 УК РФ;

  • применять оружие на упреждение в целях:

а) пресечь реальную возможность у задерживаемого лица скрыться с места происшествия;

б) уголовно-правового задержания задерживаемого лица;

в) доставления в ближайший ОВД;

• использовать один из трёх алгоритмов реализации ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»:

а) применять оружие только после предупреждения правонарушителя - это первый порядок;

б) применять оружие только без предупреждения правонарушителя - это второй порядок;

в) применять оружие не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности - третий порядок;

  • стремиться причинить задерживаемому минимальный вред здоровью, но обязан знать, что единственным ограничением является ст.38 УК РФ;

  • преследовать задерживаемых гласно и негласно вправе до тех пор, пока они не будут задержаны;

  • соблюдать последовательность /алгоритм/ юридически обязательных решений и действий, которая зависит от характера и степени опасности посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, времени, места, субъектных, объектных и обстановочных условий, а также обстоятельств, в которых применяется оружие.

После применения физической силы и гражданского оружия на упреждение в целях нейтрализации задерживаемых лиц гражданин обязан выполнить юридически обязательные решения и действия, которые освещены на страницах 14-15 урока-лекции 1.

Этот порядок применения физической силы и гражданского оружия распространяется на всех граждан России, в том числе и на школьников и при этом на криминальные конфликты, когда мы правомерно применяли имеющееся у них не на законных основаниях огнестрельное оружие в целях нейтрализации правонарушителей.

Заявление является первичным юридически важным документом, в котором гражданин обязан доказать, что решения и активные противоправные насильственные действия посягающего или задерживаемого неправомерны:

  • описать в заявлении и в своём объяснении единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта;

  • написать обязательно: когда, где, против кого, с какой целью и какое именно огнестрельное оружие применялось, с какого расстояния, в целях защиты каких объектов уголовно-правовой охраны, объектные, субъектные, обстановочные условия и обстоятельства, в которых гражданин применял оружие, количество прицельных выстрелов на поражение и при каких обстоятельствах был сделан выстрел вверх, его психологический эффект, количество выстрелов вверх, почему предупредительный выстрел производился гражданином не один раз, а несколько и т.п.

При этом мы вправе сообщать о фактах применения оружия по месту жительства или по месту реализации ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

4. 3-й учебный вопрос.

Законодатель в ч.1 ст.38 УК РФ закрепил две цели уголовно-правового задержания:

  • доставление правонарушителя органам власти;

  • пресечение возможности совершать им новые преступления.

Цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами на нейтрализацию задерживаемых лиц заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь потенциальную возможность у задерживаемых скрыться с места происшествия и уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в ближайший ОВД, которые уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности, если задерживаемые лица не выполняют законные требования сотрудников правоохранительных органов, граждан или школьников.

Цель /целевая направленность/ применения оружия - это обязательный юридический признак состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Целевая направленность /цель/ применения оружия - это юридический критерий отграничения состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, от:

  • состояния необходимой обороны;

  • состояния крайней необходимости;

  • преступлений против личности, например;

а) предлога уголовно-правового задержания;

б) провокации уголовно-правового задержания;

в) других преступлений против личности.

Предлог уголовно-правового задержания - это использование естественных благоприятных субъектных, объектных, обстановочных юридических и психологических условий, а также обстоятельств правонарушителями для достижения своих близких, средних и далёких преступных целей.

Провокация уголовно-правового задержания - это искусственное создание благоприятных субъектных, объектных, обстановочных юридических и психологических условий, а также обстоятельств правонарушителями для достижения своих близких, средних и далёких преступных целей.

Как правило, состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, перерастает в преступление против личности /самосуд/.

Проиллюстрируем это положение на следующем примере.

Услышав крик жены, Д. выбежал из дома и увидел, что недалеко от дома в кустах двое неизвестных подростков пытаются изнасиловать его жену. Гражданин Д. бросился к жене на помощь, схватил и привёл их к себе и рассказал брату о случившемся, после чего они стали избивать двух неизвестных школьников и при этом причинили им тяжкий вред здоровью, а затем избитых школьников бросили на улице.

Это преступление против личности - самосуд. Гражданин Д. и его жена имели право применять физическую силу и гражданское оружие, когда школьники покушались совершить тяжкое посягательство /неоконченное покушение на изнасилование/ - это состояние необходимой обороны. При этом до момента фактического прекращения посягательства гражданин Д. и его жена вправе были причинить любой вред посягающим школьникам, в том числе лишение жизни.

Они также имели право применять физическую силу и гражданское оружие, если бы неизвестные школьники предприняли активные действия в целях скрыться с места происшествия и уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в ближайший ОВД - это состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

Однако школьники в момент уголовно-правового задержания не оказывали сопротивления /нет состояния необходимой обороны/. При этом школьники не пытались скрыться с места происшествия /нет состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление/.

Таким образом, гражданин Д. и его брат применяли физическую силу не в целях задержать и доставить школьников в ближайший ОВД, а в целях расправы с подростками, поэтому учинили самосуд по месту жительства гражданина Д. - это преступление против личности. Именно по этой причине Д. и его брат будут привлечены к уголовной ответственности на общих основаниях.

Однако, если задерживаемые лица при уголовно-правовом задержании не оказывают сопротивления и не пытаются скрыться с места происшествия /это исключение, а не правило/, но уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности, то психологически целесообразно в этих криминальных конфликтах применять газовое оружие и физическую силу /юридическая база ст.39 УК РФ/, чтобы лишить задерживаемого реальной возможности оказать внезапное сопротивление при уголовно-правовом задержании, используя фактор внезапности.

Проиллюстрируем это положение на следующем примере.

Гражданин М. выехал к месту жительства по телефонному звонку соседа С., который сообщил, что в его квартире совершается преступление. Когда приехавший гражданин М. вошёл в свою квартиру, он увидел убитую несовершеннолетнюю дочь и неизвестного подростка с ножом в руке, который рылся в ящиках стола.

Неизвестный подросток, увидев гражданина М., остался стоять на месте, выбросил нож и поднял руки вверх. Тем не менее, гражданин М. без предупреждения применил физическую силу в целях задержания неизвестного школьника и доставления его в ближайший ОВД. После чего легко задержал неизвестного школьника и доставил его в ближайший ОВД и при этом причинил лёгкий вред его здоровью.

Гражданин М. правомерно применил физическую силу на упреждение, так как правонарушители, как правило, оказывают внезапное сопротивление при уголовно-правовом задержании.

5. Заключительная часть урока-лекции.

5.1. Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме.

Уголовно-правовое задержание - это захват правонарушителя на месте происшествия, который уже совершил посягательство на объекты уголовно-правовой охраны, чтобы лишить его реальной возможности совершать новые преступления, и доставление правонарушителя в органы власти гражданином путём причинения вреда здоровью задерживаемому или лишение его жизни.

5.2. Преподаватель даёт указание об организации самостоятельной работы школьников.

Задание на дом: выучить и знать юридические основания, порядок и цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей, а также изучить основную и дополнительную литературу.

  1. Преподаватель отвечает на вопросы школьников.

  2. Преподаватель объявляет очередную тему урока-лекции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!