Тема. Правила поведения в общественных местах. В транспорте. На улице.
Цель:
1. обобщить знания учащихся о правилах поведения в транспорте, на улице;
2. развивать наблюдательность, память, речь учащихся;
3. воспитывать уважение к окружающим, культуру поведения в общественных местах.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела –
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок!
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
- Какой была тема предыдущего урока?
- Для чего нужна одежда?
2. Работа с проектами
Дети показывают свои модели школьной формы.
III. Мотивация учебной деятельности
Создание и решение проблемных ситуаций
Представьте вы едете в переполненном троллейбусе. Кондуктор не может подойти к вам, а вам нужно приобрести билет. Как это правильно сделать?
Ваш одноклассник пригласил вас в гости. Вы ни разу не были в том районе, где он живет. Вы приехали на городском транспорте, и вышли на положенной остановке. Вас не встречают, и вы не представляете, в какую сторону идти. Как поступить?
IV. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о правилах поведения в общественных местах: в транспорте и на улице, а так же как вести себя в театре, в школе и на выставках.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Сообщение учителя с элементами беседы
- Какие общественные места вы знаете? (Транспорт, улица, магазин, школа)
- Общественные места – это места большого скопления людей.
Если вы хотите, чтобы окружающие уважали вас, соблюдайте правила поведения в общественных местах.
- Как вы думаете, почему существуют правила поведения в общественных местах?
- Находясь в общественных местах, вступая в контакт с людьми, человек проявляет себя на определенном уровне культуры. Таким образом, вырабатываются хорошие манеры, этикет.
2. «Микрофон» (интерактивная технология)
Слово этикет – французского происхождения. Обозначает оно свод правил поведения в обществе.
3. Работа с загадками
- Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, с какими правилами поведения мы познакомимся.
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
По стальной дорожке мчится,
Словно ветер, словно птица,
Пассажиров, груз везет.
Кто его нам назовет? (Поезд)
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
- О чем же эти загадки? (Об общественном транспорте)
- А как называют людей, которые пользуются им, ездят в нем? (Пассажиры)
- Какие правила поведения в транспорте вы уже знаете?
3. Сообщение учителя
- Послушайте и запомните.
Если в ожидании транспорта скопилась группа людей, то приходящие должны занимать очередь, а не останавливаться где-нибудь в неопределенной позиции, чтобы затем при посадке броситься к дверям вагона, оттесняя тех, кто стоял первым.
При входе в транспорт пропустите вперед инвалидов, детей, пожилых людей, женщин. В случае необходимости окажите им помощь.
Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают людям возможность выйти.
Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих.
Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места.
Если свободных мест нет, то нужно уступить свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.
В салон не входят с мороженым в руках.
В транспорте не стряхивают дождевые капли и снег с одежды.
Проездные билеты и мусор не бросают на пол.
Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа.
Если нечаянно толкнули кого-то, то нужно извиниться.
- Что нового вы узнали?
VI. Отгадывание загадки
- А сейчас слово-разгадка приведет нас еще в одно общественное место.
В населенных пунктах два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда. (Улица)
Беседа о культуре поведения на улице
- Какие правила поведения на улице вы знаете?
Знакомство с общепринятыми правилами поведения на улице.
Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом – не нужно ли почистить пальто, костюм, туфли.
Как бы вы не спешили, не «летите», расталкивая поток людей, но и не плетитесь еле-еле, заставляя прохожих обходить вас.
Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений.
Отвратительная привычка – плевать, бросать шелуху от семечек, обертки от конфет на тротуар.
Если потребуется пройти через мостик, узкую калитку, по обочине дороги, женщину, а так же лиц старше или младше вас пропускайте вперед.
Встречного прохожего следует обходить с правой стороны.
Нужно быть в высшей степени деликатным и не рассматривать пристально человека с какими – либо физическими недостатками.
Раскрытый зонтик несут так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими прохожими зонт поднимают или наклоняют в сторону.
По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока.
Если вы заметили, что кто-то торопиться, отойдите в сторону. Даже в многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти.
Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар. Если встретили товарища на улице и остановились поговорить с ним, отойдите в сторону.
- Какие правила поведения на улице вы запомнили?
VII. Закрепление и осмысление знаний
«Аквариум» (интерактивная технология)
- Прочитайте высказывание : «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо» (В.Сухомлинский)
- Как вы понимаете эти слова?
- Прочитайте высказывание: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гете)
- Как вы понимаете эти слова?
VIII. Правила поведения в школе.
-Давайте с вами вспомним, какие правила поведения существуют в школе?
Соблюдать, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины. При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются самостоятельно в отведенных местах в раздевалке, сменную обувь учащиеся хранят в специальных сумках-мешках в раздевалке вместе с верхней одеждой. Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе. Беречь школьное здание, оборудование, имущество.
Экономно расходовать электроэнергию и воду. Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений. Соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете. Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы. Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой. Учащийся в школе должен быть аккуратно причесан, иметь чистый носовой платок, расческу. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения. При разговоре со старшими учащийся должен встать.
IX. Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.
-Ребята, а давно ли вы посещали театры, музее или выставки?
-А как нужно себя вести в этих местах? Давайте посмотрим, какие нам предлагаются правила поведения на слайде.
При посещении театра, музея и выставок старайтесь не шуметь. Лучше всего не опаздывать, но если это случилось, пройдите и сядьте на ближайшее свободное место.
При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.
-Вот такие правила поведения в общественных местах мы сегодня вспомнили и узнали. В окончании хочу сказать, что в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.
X. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему вас научил сегодняшний урок?
XI. Домашнее задание
Составить мини-рассказ на тему «Как нужно вести себя на улице или в музее».