СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже»

Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Задачи:

обучающие

1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа в предложном падеже.

развивающие

1. Развивать навык грамотного письма.

2. Развивать мышление , память, речь учащихся.

воспитывающие

1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.

здоровьесберегающие

1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.

2. Сменять виды деятельности учащихся.

3 Соблюдать двигательную активность детей.

Тип урока: урок введения новых знаний

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные-постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки, цветные кружки – фишки, оценочные листы.









Ход урока:

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.. Повернитесь и посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей. Улыбнитесь гостям. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Прочитайте эпиграф к уроку.


– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».А. Дистервег.

– Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка.

– На уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

-Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока.

Чтобы умной пчелкой стать, Нужно многое узнать.

Нужно много нам трудиться,

Книг читать, писать, учиться.

– Как вы его понимаете?

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

– Зачем нужны знания?

(Чтобы быть умным, образованным.)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.


1.Орг. момент

  Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.

Открыли тетради и записали число.

2.Чистописание.

-К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

- А начнём урок с минуты красивого письма.

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.

– О ком времени года говорится в стихотворении?

– Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

- Отгадали. Какая это буква?








- Правильно, это буква З. Обведём её в воздухе, обратим внимание на соединение полуовалов и их размер.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.

Зз

О зиме, о зимовье, о зимнем, о морозе.

– Какое слово можно назвать «лишним»?

– Почему?

-Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочные слова.

-Пчёлки довольны вашей работой.

3. Актуализация знаний.

Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром».Все вы знаете,что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки. Давайте заполним соты нектаром

На мультимедийной доске слова:

Пох..зяйству, к д…кабрю, через мес…ц, до …нваря, про ф…вр…ль, из с…р…бра, о м…роз..

– Какие слова записаны на доске? 
– Какую работу с ними можно выполнить?
– По каким признакам можно сгруппировать слова?

-Сколько падежей в русском языке? Перечислите их по порядку с вопросами.

– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные буквы.

Р.п. Д.п. В.п.

до …нваря к д…кабрю через мес…ц

из с…р…бра по х..зяйству про ф…враль


– Как вы определяли падежи имен существительных? (по вопросам)

4. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока

– А какое слово мы не смогли записать в столбики? (О морозе)

– Почему?

Итак, кто назовёт тему нашего урока?

– Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного.

– Что нам надо знать о падеже?

– Значит, какие цели и задачи мы поставим перед собой отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомиться…с окончаниями 1, 2 и 3 склонения в П.п

Научиться… какие окончания надо писать у существительных в П.п.

  • Повторить…–вопросы, предлоги П.п


5. этап: работа по теме урока в группах

  1. – Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в П.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.


Объект исследования

Результат

1 исслед.

Падежные и смысловые вопросы П.п.


2 исслед.

Окончания имен существительных в П.п.


3 исслед.

Предлоги имен существительных в П.п.


4 исслед.

Роль в предложении имен существительных в П.п










  1. Работа в группах

1 группа проведет 1 исследование,

2 группа – 2 исследование,

3 группа – 3 исследование,

4 группа – 4 исследование,

Задание для 1-й группы:

Определите падежные и смысловые вопросы существительных в П.п.:

На улиц…, дома,

в общественном мест…, 
Будь вежлив со старшими,

помни о чест… . 
В театр…, в трамва… ,

в читальн… , в кино 
Веди себя скромно,

прилично, умно. 

(Ответ:О ком? О чём? Где?)



Задание для 2-й группы:

Определите склонение существительных в предложном падеже, выделите окончания и заполните таблицу:


На морозе,  в долине, о капризе,   в доме, на поляне,  на солнышке,   о квартире,   в печи, в тишине, о ночи, на сирени. 



1скл. 

2скл.

3 скл.

 - е

- е

- и



Задание для 3-й группы:

Выпишите предлоги у существительных в предложном падеже.

Дети поют песню о Родине. Каждый из нас помнил об обязанностях. Зябнет липа за окошком. На стебелёк осоки села стрекоза. Без терпенья нет ученья. В небе раздалась песня жаворонка. Я прыгал на батуте. При солнышке тепло, при матери добро.

- Когда пишется предлог «о», а когда «об»?

(О, об, в, на, при

Предлог «о» пишется перед словами, начинающимися на согласные и йотированные буквы, предлог «об» пишется перед словами, начинающимися на гласную букву.)


Задание для 4-й группы:

– Разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в П.п.:

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небе дым идет столбом. ( второстепенный член предложения)




-Заполнение таблицы.



Объект исследования

Результат

1 исслед.

Падежные и смысловые вопросы П.п.

О ком, о чём, где

2 исслед.

Окончания имен существительных в П.п.

1скл. 

2скл.

3 скл.

 - е

- е

- и


3 исслед.

Предлоги имен существительных в П.п.

О, об, в, на, при


4 исслед.

Роль в предложении имен существительных в П.п

Второстепенный член предложения



– Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:


-Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.121

- Оцените себя.

6. .Закрепление изученного материала.

-Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

Чтобы правильно написать безударное окончание существит. Надо:

Алгоритм.

1. Определить нач. форму.

2. Узнать склонение.

3.Определить падеж.

4.Выбор окончания по таблице или ударному окончанию.

Самостоятельная работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.

- Вставьте окончание. Работайте по алгоритму.



Вставь окончание - Е или - И


Укажи склонение

Прочитал о самолёт...


Остановились в бухт..


Нашёл в пещер...


Грелся на солнц...


Увидел на пристан...


Плыли на лодк...


В центр... Америки


Записали в журнал...


Лежал на поверхност...





- Сделайте вывод о том, какие окончания имеют имена существительные в П. п?

- Оцените себя.





Физкультминутка.

- Я буду называть падежи и падежные вопросы. Если падеж и вопрос совпадают - хлопаете, если нет - приседаете.
И. Кого? Что? И. Кто? Что?
Д. Кому? Чему? В. Кого? Чего?
В. Кого? Что? Т. Кем? Чем?
Р. Кем? Чем? Д. В ком? В чем?
Т. Кого? Чего Р. Кого? Чего?

П. п. О ком? О чём?

7.этап: первичное усвоение новых знаний

-Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы. Работа по учебнику.228

№ 230 - устно

8. Игра Мозговой штурм "Проверь себя"

1. Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются без предлогов.

2. Безударные окончания имён существительных пишутся так же, как и ударные того же склонения.

3. Слово лиса подскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 3 склонения.

4. Слово слонподскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 2 склонения.

5. Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного достаточно определить падеж.

6. У существительного 2 склонения в П. п. окончание - и.

7. У существительных 1. 2 склонения в П.п. окончание - е.

8.В русском языке пять падежей.

Ответы: - + - + - - +._-

- Проверьте правильность выполнения.

9.Итог урока

Пора подвести итоги нашей работы.

– Что вы нового и интересного узнали на уроке?

– За что бы вам хотелось себя похвалить?

– Вспомните эпиграф нашего урока.

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А. Дистервег.

– Какую тайну мы сегодня разгадали?Какое сделали открытие?










10.Рефлексия;

– Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

не смогу определить существительное в предложном падеже

не запомнил предлоги предложного падежа



Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли, знания о П.п получали и благодарит вас. У каждого из вас на столе «цветочки ». Запишите на ней свои личные достижения на уроке и прикрепите на доску.

11.Задание на дом

Творческое задание:

1) Придумай и напиши письмо Деду Морозу.

Расскажи ему о своих мечтах. Для этого используй 10 слов в П.п. (можно больше).

Если ты правильно составишь послание (письмо), то в новом году хотя бы одна твоя мечта наверняка сбудется!



Подошел к концу наш урок.

Я благодарна своим ученикам за замечательную работу.

Гостям за поддержку и сопереживание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!