СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание глаголов»

Терёхина Ирина Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ гимназия №17, г. Королёва


ТЕМА: Правописание глаголов. 4 класс.

(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)

Цели: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

  2. Закрепить умение определения спряжения глаголов.

  3. Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.

  4. Закрепить знания о глаголах – исключениях.

Развивающие

  1. Развивать мыслительные операции.

  2. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

  3. Развивать орфографическую зоркость.

  4. Развивать связную устную и письменную речь.

Воспитательные

Воспитывать умение работать в коллективе.


  1. Орг. момент.

- Настроились на работу. Итак, урок русского языка.

(Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)


- Алло! Да, это Ирина Владимировна… Да, 4 «А» класс…Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок! Русский язык!...Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!...Ну, хорошо. Сейчас я выйду!

- Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку. К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6 красочно оформленных новогодних конвертов. У всех на лицах удивление и радость.)

- Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне? Не подведёте? В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания.


  1. Сообщение темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Правописание глаголов».

- Какие орфографические задачи будем решать? Что повторим на уроке? (Правописание не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание тся и ться, правописание безударных окончаний глаголов)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? (Определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.)

- И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:



Неопред. ф. на -ить или нет?





на -ить


не на -ить




II


I

спряжения


спряжения


I

II

ЕдУТ

И спЯТ


- А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно определить спряжение? (Глаголы-исключения).

- Произнесём их хором:

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Видеть, слышать, ненавидеть,

И ещё: терпеть, вертеть,

И зависеть, и смотреть.


  1. Повторение изученных орфограмм.

- Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке?

(На доску вывешиваю плакат, на котором записано стихотворение
М. Пожаровой «Новый год». В некоторых словах пропущены буквы. На месте пропуска – снежинка.)

- По-видимому, это послание Деда Мороза. Но что случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом. Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь написано.

( Чтение стихотворения)


























- Ребята, мы должны восстановить текст. Что для этого надо сделать? (Решить орфографические задачи. Объяснить выбор букв.)

(Устная работа)

- Что мы повторили на данном этапе урока? (Безударная гласная в корне слова, разделительный ь, ь после шипящих в именах существительных, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные окончания имён прилагательных и глаголов)

- Активнее всего работали следующие ребята…. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.


  1. Работа в группах.

- Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы.

- Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали – обменялись тетрадями, проверили записи у соседа.


  1. Проверка работы у доски.

(На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания. За правильно выполненную работу – игрушка на ёлку.)

- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы. У вас появляется ещё один шанс повесить игрушку на ёлку – если обнаружите ошибку.


1 группа.

Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.


2 группа.

В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения.

Пропущенный час годом не (нагнать).

Поменьше говори – побольше (услышать).


3 группа.

Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.

Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого моро…ца.

Снег скоро та…т – к мокр…му лету.


4 группа.

Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.


5 группа.

Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.





6 группа.

Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть – зеленеет.

Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …


  1. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

- А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5. Определите и укажите спряжение глаголов, в которых пропущены безударные окончания. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую запись буквенной.


  1. Итог. Выставление оценок.

- Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка практически готова к празднику. Это будет последний Новый год, который мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в следующем году вы станете пятиклассниками, у вас появятся новые учителя. Но я надеюсь на то, что вы не подведёте свою первую учительницу и на всех уроках будете показывать свои знания так же хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу. Урок закончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей