.
Образовательные: обобщение и углубление знаний о правописании сочетаний жи-ши; способствование обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости знания правила написания орфограммы.
Развивающие: развивать устную речь учащихся и фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать мышление, память, способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Предметные УУД: знание правильного написания сочетаний жи-ши и применение на практике.
Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
Технологическая карта урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. | 1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку: - читает четверостишие - напоминает главное правило на уроке: внимательно слушай учителя и своих товарищей. 2.Проверяет готовность к уроку (слайд № 1) | Быстро включаются в деловой ритм. |
2. | Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Предлагает поиграть в игру «Брейн-ринг» (слайд № 2) и отгадать загадку о символе игры: Он ходит голову, задрав, Не потому, что гордый нрав, Не потому, что важный граф, А потому, что он ... (слайд № 3): 2. Представляет членов жюри. 3. Сообщает, что урок необычен и тем, что попадём в сказку, где главной героиней будет девочка Даша – ученица 1 класса (слайд № 4, 5). 4. Актуализирует субъектный опыт и опорные знания детей: даёт деформированный текст диктанта и предлагает найти допущенные ошибки (слайд № 6). | Отвечают на вопросы учителя. Активно и заинтересованно участвуют в игре. Под руководством учителя учащиеся выполняют практическую работу: находят ошибки в тексте диктанта, проговаривают правило «Жи-ши пиши с буквой и!». |
3. | Постановка цели и задач урока. | На основании предыдущих заданий организует совместное формулирование темы урока и учебных задач (слайд № 7). Предлагает учащимся подобрать название команды с данной орфограммой (слайд № 8). | Под руководством учителя формулируют тему урока «Правописание сочетаний жи-ши» и учебные задачи. Придумывают названия команды с изученной орфограммой. |
4. | Этап первичного закрепления изученного материала (в знакомой ситуации). Физкультминутка про жирафов (слайд № 17) | Учитель организует выполнение задания, где необходимо применить знания с изученной орфограммой: отгадайте загадки (отгадки – ежик, ландыши, моржи, мыши, машина, шиповник). В словах-отгадках вставьте пропущенные буквы. (Все задания учитель предлагает выполнить от лица лесного жителя, который повстречался в сказке) (слайды № 9-16). Учитель задаёт вопрос, почему после букв ж и ш всегда пишется буква и? Какие ещё вы знаете буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки (слайды № 18, 19). Задание на внимательность: найдите ряд слов, где звуки всегда твёрдые (слайд № 20). | Дети выполняют задания, отгадывают загадки, вставляют пропущенные буквы, доказывают, почему вставили именно эту букву. Учащиеся делают физкультминутку. Учащиеся отвечают, что эти буквы обозначают только твёрдые звуки. Называют букву ц. Учащиеся выбирают ряд слов: жижа, цаца, шиш. |
5. | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Разминка для глаз (слайд № 22). | Учитель предлагает выполнить задания: Составить слова с сочетаниями жи-ши в начале, середине, конце слова (карточки с заданием лежат на столе – приложение № 1) (слайд № 21). На картинке найти и выписать слова-предметы с изученной орфограммой (слайды № 23, 24). Конкурс капитанов. Игра «Найди лишнее слово» (слайд № 26). | Учащиеся вписывают подходящие слова, выполняют задание. Учащиеся выписывают все слова, где встречается орфограмма жи-ши. Проводится проверка (слайд № 25) Среди слов с орфограммами жи-ши дети выбирают «лишнее слово», доказывают свою точку зрения, проверяют выполненное задание. |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (подведение итогов урока). | Учитель организует беседу: чем занимались на уроке, что помогло нам совершить сказочное путешествие, какое правило повторяли в течение всего урока (слайд № 27). Предлагает раскрасить жирафа (приложение № 2) (слайд № 29). Учитель спрашивает, догадались ли дети, почему символом игры был именно жираф. Подводятся итоги соревнования, жюри оглашает результаты (слайд № 30). | Учащиеся отвечают на вопросы, делятся знаниями, впечатлениями. Ещё раз хором повторяют изученное правило (слайд № 28). На карточках дети раскрашивают тем цветом круг на картинке с жирафом, который соответствует настроению в конце урока. |