СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на ознакомление с правилами  правописания суффиксов глаголов прошедшего времени.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени»

План-конспект по русскому языку в 4 классе

Тема: Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени

Цели: 

1)обучающая:

познакомить с новой орфограммой-правописанием суффиксов глаголов прошедшего времени;

закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола;

способствовать формированию  УУД;

обучать учащихся приёмам самооценивания ,  взаимооценивания.

2) развивающая:

развитие учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.

развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление ;

активизировать словарный запас.

3) воспитывающая:

воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;

 доброжелательное отношение друг к другу.


1.Организация класса.

2.Сообщение цели.

                                                   Угадайте тему урока.

   Я – самая живая и богатая часть речи. Ни у кого нет столько форм ,сколько у меня. Да и работник я – хороший : всегда при деле, всегда с кем-то связан. По частоте употребления занимаю второе место после имени существительного. Вы узнали кто я ? Скажите как  меня зовут?
- Верно ,ребята, это  Глагол.

    По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

 Работать над новой орфограммой  нам поможет  предложение  из романа

 А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

4.Минутка чистописания.

…Втот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь…

                             ( А.С.Пушкин)

Запишите каллиграфическим почерком. Это цитата. Следите за оформлением.

…Зимы ждала, ждала природа…   Запись на доске.

Запишите каллиграфическим почерком.

5.Актуализация знаний.

Какой прием использует автор?

Повтор. Для чего? Выразительное чтение.

Очень хочется прихода зимы.      Иллюстрация.

Может, и у нас от сильного чувства родятся красивые строки.

                                           

Придумайте предложение о первом снеге, используя разные литературные приемы.

 Предложить свой вариант. Эпитет, олицетворение.

Вызов к доске. Запись  предложения :

Белое покрывало всю землю покрывало.

Разбор по членам и частям речи.   – 1 обучающийся.

Параллельно:

Ждала- глагол – морф. разбор -1 обучающийся.  Взаимопроверка.

1 обучающийся- морфемный разбор(ждала, ждать, заждались)

А мы соберём уже известную информацию о глаголе.    

                         Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это… 

2. Глаголы изменяются по …

3. Спряжение – это …

4. Спрягаются только глаголы в …

5.Как определить спряжение глаголов?

6.Что надо сделать для того, чтобы правильно написать    безударные окончания глаголов?

7.  Какие окончания имеют глаголы  I спряжения?

           8. Назвать глаголы- исключения (брить, стелить)

 9.  А какие окончания имеют глаголы II спряжения?

10.   Назвать глаголы- исключения  (смотреть, обидеть, видеть, дышать и ненавидеть, зависеть, слышать, гнать, терпеть, вертеть, держать) 

11. В прошедшем времени глаголы изменяются по … , а в единственном числе…

12. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

13. Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

  14. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-,

-чь-).Какие это суффиксы?

15. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени) . Какой это суффикс?

Проверка работы у доски.

Омофоны.

Выберите начальную форму для глагола «покрывало»

(покрывать).

Что нужно помнить при указании начальной формы?(Вид глагола).

6.Изучение нового материала.

                                         Текст упр.49(тпо) зачитать.

Найти глагол исключение.  

Обидеть. Морфемный разбор.

Образуйте форму 2 лица ед.ч. буд.в.

Обидишь

Докажите написание.

Образуем форму прошедшего времени, ед. ч., м.р.Ударение.

  В какой морфеме?

Обид…л

Обид…ла

Обид…ло

Обид…ли

Разрыв в знаниях. Эта информация для нас актуальна?

Что же это за орфограмма? Ваши мнения.

Знания из орешка. ( Как обычно действуем)

7.Работа в группах. 3 группы.

ТПО, с.44. №47 .Записать. Понаблюдать. Составить алгоритм.

САМ (гореть) -------------------- самовар,
САМ (гудеть) -------------------- самовар,
САМ (шипеть) ------------------- самовар,
САМ (кипеть) -------------------- самовар.


САМ (свистеть) -------------------,
САМ (сверкать) -------------------,
САМ (пыхтеть) -----------------,
САМ дым (пускать) -------------------.


САМ (урчать) --------------------,
САМ (бурчать) -------------------,
САМ чайком нас (угощать) -------------------.
Самовар недаром
                 Зовется – САМОВАРОМ.

Сравнение: сильная и слабая позиция. Вывод.

Физминутка(слайды)

Оживлялка № 1

Сложите руки в замок , обхватите ими затылок , направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так . чтобы было приятно 10-15 сек.

Оживлялка № 2

Разотрите хорошенько уши – вначале мочки , а потом целиком ладонями : вверх-вниз, вперёд - назад, 10-15 сек. При этом цокайте языком как лошадка .

Оживлялка №3

 Кулачками –возвышениями больших пальцев- быстро  разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом.

 Оживлялка №4

 «Третий глаз». Положите три пальца на лоб всей плоскостью и , мягко надавливая , массируйте,  пока не почувствуете под рукой углубление.

Теперь вы будете видеть невидимое  и слышать неслышимое.

Работа с учебником.  С.96. Что нового в правиле?

  8.Составление кластера.

                                                Кластер.

Для того чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в

глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу.

Выяснить, какой суффикс стоит   перед _-ть.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом  -л- надо написать тот же суффикс, который стоит в неопределенной форме.

Знания добыли. Что дальше?

А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма?

Социализация. По грамотности и почерку судят и о  культуре человеческого общения. Будьте грамотны  при любом общении.

А)– Ребята, наверное, у каждого из вас есть сотовый телефон.

Для того чтобы он работал необходима сим – карта. Перед вами 2 телефона: модель «Е» и «И», в роли сим – карт карточки с глаголами. Распределите их в два столбика.

Б)Экспозиционное письмо.

Ночью вып..л снег.

Ель    готов…л...сь   накормить птиц и зверей.

Кристальный  иней украс…л ветки березы.

Это текст?

9.Итог урока.

А.П.Чехов говорил: «Краткость-сестра таланта».  Сделайте вывод по уроку.

10.Рефлексия

Запишите, как  работал каждый из вас  на уроке.  Часть речи . Сходство с начальной формой в морфемном разборе?

Р - … робко

А - … активно

Б - … быстро

О - … очень медленно

Т - … тихо

А - … аккуратно

Л - … лениво

И - … интересно

Когда же выпал снег во время событий романа А.С. Пушкина?

Новый и старый стили. Задумайтесь…

Природа непредсказуема. Человек тоже оказывает  на нее влияние . Происходит изменения климата.

Но испокон веков русская зима  вдохновляла поэтов, писателей , художников.

В нашем  классном музее тоже есть  репродукция картины об этом чудесном времени года.

Встречайте зиму, будьте наблюдательны. Будем  готовьтесь к сочинению.

11.Домашнее задание.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!