СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  - повторение  изученного материала в рамках подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий»

Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий


Данный урок соответствует ГТП авторизованной программы Власенкова А.И. по русскому языку для 10-11 классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису.

Количество часов в неделю, отводимое на изучение русского языка в 10 классе- 2, количество часов в год- 70.

Данный урок - продолжение повторения изученного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.

По дидактическим целям - углубление знаний на более высоком уровне.

По структуре данный урок - комбинированный.

Дополнительная литература:

  • методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс” . Москва. “Просвещение”. 2002 год (под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой).

  • методические рекомендации к учебнику “Русский язык 10-11 классы”. Москва. “Русское слово”. 2005 год ( под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина).

  • методические рекомендации к учебнику “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”. Москва. “Просвещение”. 2002 год (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко).

Вид мероприятий:

комбинированный урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования.

Участники: учащиеся 10 класса .

Время: 45 минут.

Атрибуты урока:

  • тетради по русскому языку

  • папки для подготовки к ЕГЭ

  • интерактивная доска с методическими заготовками

  • тесты для орфоэпической разминки, лингвистического анализа и орфографической проверки знаний учащихся

Тема: Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Цели:

Образовательные:

  • закрепление навыков правописания -н- и -нн- в разных частях речи

  • расширение полученных сведений о правописании -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях

  • совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся

Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.

Развивающие:

  • развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов

  • помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций

Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями

Русский язык в 10 классе- это учебный курс, включающий в себя то, чем овладели учащиеся на уроках русского языка предшествующих классов. Но он призван расширить полученные ранее сведения и нацелен на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, так как это необходимо при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Необходимо также просматривать трудные случаи правописания и постановки знаков препинания и овладевать культурой речи. Обращаться к грамматической теории, лексико-фразеологическим, стилистическим, речеведческим понятиям, что поможет углубить и расширить знания учащихся в системе языка.

Подготовка к ЕГЭ должна базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Преподавание в современных условиях должно обеспечивать высокие результаты выполнения учащимися тестов ЕГЭ и требование комплексного подхода к полученным знаниям, а также выявление уровня знаний, навыков и умений по теме, способность учащихся целенаправленно использовать знания по орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису и культуры речи.

Тема “Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий” выбрана не случайно, так как при выполнении тестов учащиеся часто допускают ошибки


Ход урока:

  • приветствие

  • проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, тестовых заданий, папок для подготовки к ЕГЭ)

  • орфоэпическая разминка на экране по цепочке


1. Прочитайте слова, обращая внимание на постановку ударения


  1. Подать ходатайство на гербовой бумаге

  2. Стала ещё красивее

  3. Огромные банты

  4. Сотрудники будут премированы

  5. Заключим договор

  6. Средства воротятся

  7. Одолевала зевота

  8. Давнишний каталог

  9. Английская аристократия

  10. Развитие логического мышления

  11. Развитие иконописи

  12. Посетить диспансер

  13. Купить торты

  14. Увидеть мельком

  15. Купить жалюзи

  16. Прибыл вовремя






Правильно

  1. Подать ходАтайство на гЕрбовой бумаге

  2. Стала ещё красИвее

  3. Огромные бАнты

  4. Сотрудники будут премирОваны

  5. ЗаключИм договОр

  6. СрЕдства ворОтятся

  7. Одолевала зевОта

  8. ДавнИшний каталОг

  9. Английская аристокрАтия

  10. Развитие логического мышлЕния

  11. Развитие Иконописи

  12. Посетить диспансЕр

  13. Купить тОрты

  14. Увидеть мЕльком

  15. Купить жалюзИ

  16. ПрИбыл вовремя














2. Работа с текстом


Лермонтовский Кавказ

Кавказ вдохнове…о воспетый Лермонтовым давно уже стал об..тован..ой землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не) возможно представить себе этот чудесный край (не) думая о Лермонтове. Любуясь живописными п..йзажами в..лич..ствен..ой красотой Кавказа вы (не) вольно подумаете о том что когда-то уже позн..комились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта…

На всём Кавказе из..е..ж..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографи.. поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.

Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск это частица жизни поэта (на) веки запечатлен..ая в старин..ых домах и памятниках в с..неющих горах и прозрачной лазур.. неба…



Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта. Невозможно представить себе этот чудесный край, не думая о Лермонтове. Любуясь живописными пейзажами, величественной красотой Кавказа, вы невольно подумаете о том, что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили, читая произведения поэта.

Но на всем Кавказе, изъезженном и исхоженном Лермонтовым, нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта, как в Пятигорске. Вот почему так влечет, манит к себе этот уголок Кавказа,

Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что Пятигорье - это частица жизни поэта, навеки запечатленная в старинных домах и памятниках, в синеющих горах и прозрачной лазури неба.



Задания к тексту:

  1. Ученику у доски вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания.

  2. Синтаксический разбор предложения: Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта.

  3. Выписать слова, в которых пропущены -н- и -нн- и разобрать их по составу :


изъезженном; старинных; вдохновенно; величественной, исхоженном; обетованной.




Вопросы по тексту


Что объединяет эти слова? (правописание -н- и -нн-)

О каких частях речи мы говорим? (прилагательное, причастие, наречие)


Каким способом образованны эти слова? (морфологическим способом, суффиксальным)


Вспомним, когда пишутся одна буква Н и две буквы НН в прилагательных (обратимся к учебнику стр.78).


Есть прилагательные отыменные (т.е. образованные от имени существительного) ветер- ветреный, серебро- серебряный и отглагольные (воспитать- воспитанный).




















На доске проецируется таблица.

-Н- и -нн- в суффиксах прилагательных

-н- пишется:

-нн- пишется:

  1. В отыменных прилагательных: а)с суффиксами -ан-, -ян- :

кожа - кож-ан-ый

серебро – серебр-ян-ый

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный;

б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-:

гус-ин-ый, гост-ин-ая

  1. в отглагольных прилагательных :

а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах -ен-, -ён-, -ан-, -ян- :

ходить – хож-ен-ый

носить – нош-ен-ый

мудрить – мудр-ен-ый

звать – зв-ан-ый

рдеть – рд-ян-ый

Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный

б) в составе сложных слов:

гладкокраш-ен-ый

домотк-ан-ый

малонош-ен-ый


В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная-перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм »,

« штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований , несмотря на приставку, пишется одно н .

  1. на стыке корня и суффикса:

луна – лун-н-ый

стена - настен-н-ый

племя(племен) – племен-н-ой


  1. в отыменных прилагательных с суффиксами -енн- и -онн-:

буква – букв-енн-ый

свойство – свойств-енн-ый

лекция – лекции-онн-ый;


  1. в суффиксах -енн- , -ённ-, -анн-, -янн- в отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида:

выходить – выхож-енн-ый

поносить – понош-енн-ый

смирить – симр-енн-ый

растерять – растер-янн-ый


Исключения:

названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)


  1. в отглагольных прилагательных с суффиксами -ованн-(-ёванн-):

рисковать – риск-ованн-ый

циклевать – цикл-еванн-ый


Примечание.

В прилагательных кованый, жеваний пишется одно н.


Вопросы по таблице


А что бы вы хотели добавить сами?


(+масленый, масляной, слова-исключения , не указанные в учебнике: пряный, румяный, юный, ветреный, ветряная мельница).


Различие написания слов:

1.ветреный (день, юноша) (т.е. легкомысленный),

ветряная (мельница, оспа)

НО безветренный


2.масленый (блин, каша) (т.е. смазанный маслом), - масленый взгляд (образное словоупотребление)

масляный (из масла, от масла)- масляное пятно, краски.


Запомни: в словах, образованных от основ на ск, ц, ч, перед суффиксом -н- или перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на –ич ( Никитич - Никитична).

В отдельных словах пишется -шн : двурушник (ср. рука).

В словах, образованных от основ на х, перед суффиксом -н- пишется ш (золотуха - золотушный).


Вспомним также о правописании существительных труженик, масленица, пудреница, вареник, ветреница, мудреность, смышленость

( все эти слова записываются в тетради).


Тест по прилагательному


А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1.коноплян..ый

2.курин..ый

3.оловян..ый

4.торжествен..ый

5.румян..ый
Б.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1.стеклян..ый

2.деревян..ый

3.прян..ый

4.серебрян..ый

5.ветрен..ый
В.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1.безветрен..ый

2.багрян.ый

3.времен..ый

4.полотнян..ый

5.овчин..ый

Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.

Причастие



Ну , а сейчас вспомним суффиксы -н- и -нн- в причастиях (по учебнику стр.89)


Как можно отличить прилагательное от причастия?


(Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное : груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных).

Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н.


1)Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».

Например. Население было собрано начальником гарнизона.

Она воспитана в строгих правилах.

Краткие причастия отличаются возможностью трансформации в глагол.

Газета прочитана (что сделана?)

Газету прочитали.

2) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными

Девушка начитанна (умна, эрудированна)


Закрепим наши теоретические знания практическим заданием.

ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ.

“Изменники! Подсунуть мне бесприданицу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаяно визжал он, возмущено скача на кованном сундуке, застеленном продраной клеенкой. “Она невоспитана и необразована, неслыханно глупа и невидано уродлива, к тому же и вовсе без приданного”, - кричал он, швыряя дранный башмак в недавно купленный соломеный абажур лимонного цвета. Брошеная вслед за ним палка копченной колбасы угодила в стекляную вазу, наполненную дистиллированой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженую, крашеную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленым видом жавшейся у двери.

Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери.







Сейчас усложняется задача и нам необходимо определить, в какой части речи пропущена буква.

1.Смотрел рассеян..о.

2.Облака рассеян..ы.

3.Девочка рассеян..а.

4.Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.

5.Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.

6.Работа комиссии хорошо организован..а.

7.Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.



1. Смотрел рассеянно(наречие).

2. Облака рассеяны(краткое причастие).

3. Девочка рассеянна(краткое прилагательное).

4. Участники эксперимента были ограничены во времени(краткое причастие).

5. Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны(краткие прилагательные).

6. Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).

7. Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные).


Чем вы руководствовались при определении частей речи?


Сколько -н- пишется в наречиях? (в наречиях пишется столько -н-, сколько в словах, от которых они образованы. В предложении наречие всегда является обстоятельством).









В следующем тесте необходимо отличить наречие от прилагательного и причастия.



Распределите словосочетания по колонкам таблицы


Наречия

Отвечают на вопрос КАК ?

Краткие прилагательные и причастия

Отвечают на вопрос КАКОВ ?




Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна,

помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.



Наречия

Отвечают на вопрос КАК ?

Краткие прилагательные и причастия

Отвечают на вопрос КАКОВ ?

Смотрел удивленно

поступил совершенно правильно

жил обеспеченно

говорил раздраженно

работали напряженно

шел медленно

раздражен шумом

мышцы напряжены

походка медленна

помощь обеспечена

все удивлены

конструкция совершенна.






Обобщение.


Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).


Домашнее задание упр.195 стр.94. Вам также необходимо вспомнить раздел науки о языке «Лексикология», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке. Решить тест.


Объясните значения слов (у каждого ученика на столе индивидуальный тест):


Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш.


Самое главное, не забудьте сложить все листы в папки по подготовке к ЕГЭ.

Урок окончен.
































Тест на дом

Установите соответствие

1. Пример

1)Девушка умна и образованна.

2) Школа образована до войны.

3) Ученик говорил туманно.

4) Ёлка увешана игрушками.

5) Лица студентов серьёзны и сосредоточенны.


Выделенное слово является:

а) кратким причастием;

б) кратким прилагательным;

в) наречием

2. Пример

1) Войска сосредоточе .. ы на левом берегу реки.

2) В углу стоял кова .. ый железом сундук.

3) Рисова..ые морозом окна выглядели сказочно.

4) Плетё .. ые корзины удобны для сбора грибов.

5) Машины, гружё .. ые песком, ехали медленно.

Вместо точек надо поставить:

а) Н

б) НН

3. Пример

1) Обветре .. ые лица жёг мороз.

2) Броше .. ый окурок стал причиной лесного пожара.

3) Задача реше .. а правильно.

4) Кова .. ые кони цокали копытами по булыжной мостовой.

5) Птица, ране .. ая в крыло, упала в камыши.


В слове вместо точек нужно поставить:

а) Н, так как это краткое причастие

б) НН, так как есть зависимое слово.

в) НН, так как есть приставка

г) НН, так как слово образовано от глагола совершенного вида.

д) Н, так как это слово – исключение.

4. Пример

1) мощёный

2) крашеный

3) брошенный

От какого слова образовано:

а) мост

б) мостить

в) краска

г) красить

д) бросать

е) бросить

5. Слово, образованное от существительного:

1) око .. ая (рама)

2) серебря .. ый (перстень)

3) стекля .. ая (ваза)

Надо поставить вместо точек:

а) НН, так как суффикс -онн-

б) Н, так как суффикс -ян-

в) Н, так как это исключение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!