СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Православная церковь и Великая Отечественная война»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль Русской Православной Церкви и православной религии  в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
««Православная церковь и Великая Отечественная война»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новая Бинарадка

м.р. Ставропольский Самарской области





Урок в 7 классе по «Основам православной культуры»


«Православная церковь и

Великая Отечественная война»



Подготовила: Князькина Лариса Сергеевна,

учитель изобразительного искусства









Новая Бинарадка, 2018


Тема урока № 30: «Православная церковь и Великая Отечественная война»

Дата проведения: 23.04.2018г.

Цель урока:

Образовательная:

  • Сформировать у учащихся представление о роли Русской Православной Церкви и православной религии в годы Великой Отечественной войны.

Развивающая:

  • Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

  • Развивать умение работать в группе, с текстом учебника, сравнивать, оценивать, использовать знания полученные на уроках.

  • Продолжить учить детей давать характеристику событиям и их участникам

  • Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ.

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к прошлому своего народа, малой родины, сохранение и поддержание национальных и семейных традиций.

  • Создать условия для положительной мотивации при изучении ОПК, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;

  • Углубить знания учащихся об особенностях национальных качеств русского народа, о роли духовного единства в истории России;

  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Здоровьесберегающая:

Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Задачи урока:

  • Выяснить, почему государство в годы войны изменило свое о отношение к церкви.

  • Проанализировать исторические события страны, которые оказали негативное влияние.

Оборудование:

  • Учебник «Основы православной культуры» для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Белкин, М.Ю.Грыжанкова; под ред.проф. Н.М.Арсентьева; Издат.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева.-Саранск, 2006.

  • ПК, проектор

  • Презентация к уроку

Тип урока: комбинированный урок

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

• умение формировать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

• умение формировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД:

• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• умение формировать самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей; мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Познавательные УУД:

• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

План урока:

  1. Отношение советского государства к православию в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  2. Патриотическая работа церкви в годы войны.


Ход урока


Название этапа урока

Содержание этапа

Организационный момент

(1 мин.)

Здравствуйте ребята. Проверьте все ли вы приготовили к уроку. Настройтесь на получение положительных эмоций и продуктивных знаний.

Проверка домашнего задания

( 7 мин.)

Учитель: «Господи Боже…, восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоему победити: а им же судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления…»

Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы говорили с вами о жизни первых христиан и становлении православия, а также говорили о положении церкви в начале социальных преобразований. Выяснили, что советская власть на рубеже 1920-30-х гг. поставила перед собой задачу уничтожить церковь.

Групповое задание

Группа учеников целую неделю проводило исследование об истории церкви на территории нашего села, которая также подверглась разрушению в советский период.

Сообщение учащихся: «История церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери в селе Новая Бинарадка». (Приложение 1)

Формулирование темы урока

( 3 мин.)

Учитель: К концу 1930-х годов правительству почти удалось создать государство без религии. К началу 1940-х годов в 25 областях России не было ни одного действующего православного храма. Но…одно страшное слово изменило все сферы жизни общества.

- Посмотрите на экран. Что вы увидели? (слайд 1)

- Как вы думаете, что могла изменить война?

Я думаю теперь вы сможете сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: Русское православие в годы Великой Отечественной войны» ( слайд 2)

- Подумайте какая цель нашего урока? (слайд 3)

Добиться поставленной цели мы сможем раскрыв план урока.


Изучение нового материала

(20 мин.)

План урока: (слайд 4)

  1. Отношение советского государства к православию в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  2. Патриотическая работа церкви в годы войны

Учитель: Итак, перед нами проблемный вопрос:

??? Почему государство изменило свое отношение к церкви в годы Великой Отечественной войны.

Дать ответ на вопрос вы сможете в конце урока.

Работа с текстом.

На парте у вас лежит рабочий лист с текстом. Внимательно изучите его и ответьте на поставленные вопросы. Работа ведется в паре.

Текст

Одна верующая вспоминала: «В Пасхальную ночь 1941 года тысячные толпы народа стояли плечо к плечу вокруг храмов, с горящими свечами в руках, и единодушно пели пасхальные песнопения, не обращая внимания на беснование конной милиции, тщетно пытающейся их разогнать, так как все уличное движение вокруг храмов было нарушено...». Никому из участников того крестного хода и в голову бы не пришло, что на Пасху 1942 года крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу немецких самолетов, будут официально разрешены, что в ту Пасхальную ночь отменят даже комендантский час.

Задание: 1. С чем связаны эти события?

2.Какой можно сделать вывод на основании воспоминаний?

Обсуждение.

Учитель: Действительно, Великая Отечественная война поставила Советский Союз в тяжелое положение. В таких условиях очень важно было добиться поддержки всего народа. При этом правительство понимало, для того чтобы привлечь народ необходимо было изменить и отношение к церкви т.к. верующих составляло 70 % населения. Вера, религия жила в сознании людей и никакое насилие, издевательство над верующими не в силах были ее искоренить.

( слайд 5) 3 июля 1943 г. Сталин обратился к народу:

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».

- Как вы думаете, почему Сталин обратился к народу такими словами – «Братья и сестры» ведь так обращался священник на службе в церкви, а мы знаем, что церковь была под запретом?

Ответ учащихся.

Микро пауза для профилактики заболевания органов зрения:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

Отдохнули? Работаем дальше.


Учитель: Ребята, вспомните, из курса истории, какую роль православие играло в освобождении Руси от татаро-монгольского ига. (слайд 6)

Ответ учащихся.

Учитель: Известно, что в сложные для государства времена православие играло огромную роль. Следует упомянуть об одном важном событии, которое произошло на Ближнем Востоке, сильно повлиявшем на ход военных действий в СССР.

Стояла зима 1941. Немцы вели наступление на Москву. В стране ожидали худшего. Однако в Сирии жил избранный друг и молитвенник за Россию – Митрополит гор Ливанских Илия Карам. Он решил затвориться в подземелье и просить Божью Матерь о спасении России. Митрополит долго молился в глубоком подвале, класть множество земных поклонов перед иконой Пресвятой Богородицы, с которой не расставался всю жизнь. Помещение освещала одна только лампада. Наконец, владыка в умилении распростерся на каменном полу и долго рыдал. Прошли первые сутки, согласно договоренности, его посещал по послушанию один монах, приносил не еду или питье, а только вырезки из газет. Русские отступали, Ленинград окружен, там голодают, гибнут. Ничего в сводках не сообщалось о блокаде, но он знал о ней так достоверно, будто только что побывал там. Москва эвакуируется, немцы уже на подступах к Киевскому вокзалу…

И вновь митрополит молился. Когда после неустанных слез и молитв наступало вдохновение, владыка гасил лампадку. Просил откровения, чем он может помочь России.

Трое суток в молении своем не ел и не пил ничего Илия, в уповании на помощь Пресвятой Владычицы его глаза уже настолько привыкли к темноте, что он различал очертания каменных стен подземелья. И вдруг он услышал, что его окликают по имени, он оглянулся. Мы можем лишь догадываться, что произошло дальше, однако сам митрополит уверяет, что ему было видение от Богородицы, которая открыла ему, что нужно сделать для спасения «северной страны и народа ее», и мы не в праве сомневаться в словах почтенного архиерея.

После этого владыка Илия послал письмо Сталину, в которое, судя по всему, по каналам Красного Креста попало в Кремль, и его читал глава государства. Карам рассказал о своем видении и посоветовал Сталину незамедлительно по всей стране вновь открыть насильно закрытые храмы, освободить арестованных священников, а города Москву и Ленинград, к которым подходят гитлеровцы, обязательно обнести иконой Казанской Божьей Матери, а если это невозможно, то облететь с иконой на самолете. Диктатор прислушался совету, пришедшему из далекого Дивана, было выпущено из тюрем несколько тысяч священнослужителей, открыто 350 церквей. Самолет с Казанской иконой на борту облетел не только Москву и Ленинград, но и другие города, которые находились в центре сражений. В частности, в 1942 году состоялся облет Сталинграда; кстати, этот факт подтвердил в разговоре с писателем Ю. Бондаревым маршал Г. Жуков. Затем перед иконой шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги; в последствии немцы так и не перешли реку. В годы войны 1941-1945 гг. церковь проводила большую патриотическую работу. О том, какая работа велась, нам расскажет Ухаткина Миропия.

Сообщение учащегося.

Учитель: В октябре 1947 г. Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Патриарха Алексия и спросил: "Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?" Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. Митрополит Илия был глубоко тронут этими дарами, а вот от Сталинской премии, которой его наградило советское правительство, мягко, но настойчиво отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. "Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране долларов для помощи детям сиротам, у которых родители погибли на войне", – сказал митрополит Илия…

Актуализация знаний.

(4 мин.)

Учитель:

- Скажите, какую роль, по - вашему, играет православие на современном этапе развития общества?

- Кто из вас посещает церковь и насколько часто?


Вернемся к проблемному вопросу:

??? Почему государство изменило свое отношение к церкви в годы Великой Отечественной войны.

- Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока? Свой ответ обоснуйте.

Обсуждение.

Резюме учителя.

Советская власть за период своего существования нанесла громадный ущерб православию и православной культуре. Были уничтожены тысячи храмов, огромное количество произведений религиозного искусства, ценнейших книг, культовых предметов.


Закрепление изученного материала

(6 мин.)

Учитель: А сейчас я попрошу вас послушать воспоминания фронтовиков о тех страшных военных годах. Предлагаю проанализировать высказывания участников (слайд 7)

Вот что говорят о Боге пережившие войну:

Из воспоминаний наместника Псково-Печерского монастыря, архимандрита Алипия.

На вопрос, как он пришел к вере в Бога, отец Алипий отвечал:

"Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал... молиться Богу. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет".

В молодости он был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, ему, офицеру, на прощание мать дала иконку Божией Матери и завещала: "Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице - Она тебе поможет!" Материнское напутствие не изгладилось из памяти: согревало, вселяло надежду.

Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трех сторон - немцы, с четвертой - вязкое болото. Тут-то и вспомнил он материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: "Богородица Дева, если Ты есть - помоги!". Помолился и возвращается к своим, а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: "Что, заплутали, сынки? Пойдемте, я вам тропочку покажу!". И вывела всех по тропочке к своим.

Отец Алипий отстал опять и говорит старушке: "Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!" А "старушка" ему отвечает: "А ты Мне еще всю жизнь свою служить будешь!" - и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за "старушка"!

И слова те оказались неложными: действительно, и служил он потом всю жизнь Божией Матери: долгие годы был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Рассказы тех, кто был на полях сражений…

Плач Богородицы

"Место, где мы сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал нам: немцы атаковали нас превосходящими силами, а мы их отбрасывали, и потери у нас были на удивление небольшими.

А в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых - и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру. Мы занялись, кто, чем в ожидании, когда нам ужин привезут. Я достал кисет, закурил, а земляк мой, Иван Божков, отошел в сторону. Вдруг вижу: Божков высунул голову над бруствером.

- Иван, - кричу, - ты что делаешь? Снайпера дожидаешься?

Божков опустился в окоп - сам не свой. И говорит мне тихо:

- Петя, там женщина плачет...

- Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?

Но, когда со стороны немцев стихла "музыка", мы услышали, что где-то и вправду плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.

- Там туман клубится, - говорит он нам. - А в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет женщина... Наклоняется над убитыми и плачет. Господи! Она похожа на Богородицу... Братцы! Ведь нас Господь избрал для этой памятной минуты, на наших глазах чудо совершается! Перед нами святое видение!..

Мы осторожно выглянули из окопа. По ничейной полосе в клубах тумана шла женщина в темной и длинной одежде. Она склонялась к земле и громко плакала. Тут кто-то говорит:

- А немцы тоже на видение смотрят. Вон их каски над окопами торчат... Да, тут что-то не так. Смотри, какая Она высокая, раза в два выше обычной женщины...

Господи, как же Она плакала, прямо в душе все переворачивалось!

Пока мы смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы. Мне подумалось: "Надо же, будто саваном погибших укрывает..."

А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.

- Богородица в нашу сторону поклонилась! Победа за нами! - громко сказал Божков.

Учитель: - Каково было отношение населения к православию в России и Советском Союзе в годы войны?

Вывод:

Итак, каково же было положение православной церкви в годы Великой Отечественной войны?

Ответы учащихся.

Учитель: В любую горькую годину испытаний церковь стояла на защите человека. Нельзя разрушать то, чем был создан духовный мир человека, русского и мордвина, что объединяло людей. Все это в наших генах заложено веками, нужно только пробудить и подтолкнуть. И на помощь к нам приходит Его Величие — Храм.


Рефлексия

( 2 мин.)

Что показалось вам на уроке особенно интересным?

Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 25, написать сочинение на тему: «Православные традиции в моей семье».

Итог урока

(1 мин.)

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо всем!Урок окончен. До свидания!


Литература

  1. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. – М.:ТЕРРА, 1992.

  2. Учебник «Основы православной культуры» для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Белкин, М.Ю.Грыжанкова; под ред.проф. Н.М.Арсентьева; Издат.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева.-Саранск, 2006.

  3. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Со

брание сочинений: В 11ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425–488.

  1. http://ichalki-blagovest.ru/wp-content/

  2. Л.Н. Аруева «Русская православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»








Приложение

Сообщение на тему:

««История церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери в селе Новая Бинарадка»

Появление храма в нашем селе.

Материал из архивной справки № 07-29/116 от 5.10.2004 государственного архива Самарской области.

Сообщаем, что в клировых ведомостях I Благочинного Округа Ставропольского уезда Самарской духовной консистории за 1861-1910гг.,а также в документах Самарского губернского управления содержатся следующие интересующие Вас сведения о храме Казанской Иконы Божией Матери в с.Новая Бинарадка.

Казанско-Богородицкая церковь с.Новая Бинарадка была построена в 1834 г.на средства прихожан. Деревянное здание церкви, венчала такая же деревянная колокольня, крыша была покрыта железом. Престол в церкви был один - во имя Казанской Божией Матери.

Земли при церкви удобной и неудобной насчитывалось 100 десятин и двести сажень.Земля принадлежала священнослужителям,которые жили в деревянном доме недалеко от церкви.

В 1864 г.Самарским Губернским правлением был утверждён проект на постройку двух приделов с левой и правой стороны к существующей деревянной церкви в селе Новая Бинарадка Ставропольского уезда.

В 1894 г. В строительном Отделении CамарскогоГубернского Правления был рассмотрен проект на постройку каменной церкви в с. Новая Бинарадка.

В клировых ведомостях I Благочинного округа Ставропольского уезда за 1910 г. Сообщается, что Казанско-Богоридицкая церковь представляла собой отапливаемое каменное здание с токайже колокольней, способное вместитить до 1 тысячи человек прихожан. В церкви было 3 престола – во имя Казанской Божией Матери (главный),во имя Св.Николая (слева) и во имя Преподобной Марии (справа). При церкви была каменная ограда с железной решеткой. Земли под церковь было отведено 18x13, а под ограду 31-31 сажен. При церкви была каменная сторожка.

Земли при церкви насчитывалось: усадебной вместе с церковным погостом 1775 кв.сажен,пахотной 80 вк. Сажен.

Для священно-церковнослужителей тщаниями прихожан были построены на усадебной земле деревянные дома с надворными постройками.

Одновременно сообщаем, что других интересующих Вас сведений о церкви Казанской Божией Матери в документах Самарской духовно консистории, Самарского Губернского Правления не обнаружено.

История Церкви.

Село наше Новая Бинарадка старинное,богатое, вольное.

«Всё от бога», - говорили крепкие в вере крестьяне. На их средства и был выстроен в 1870 году большой каменный трёхпрестольный теплый храм, освещенный в честь Казанской иконы Божьей Матери. Из воспоминаний Челяковой Надежды Ивановны (1906 г.р.): « Мои родители рассказывали, что каждый двор обязан был сдать молоко и яйца, которые использовались для изготовления раствора при строительстве церкви». Именитые российские художники его расписывали архиепископ Самарский Гурий ( Буртасовский) в 1990году освятил.

В 1932 году была закрыта церковь. Мученическую смерть принял церковный староста Маврин Егор Михайлович. С храма был сброшен колокол, дубовые полы разобрали, да и кирпичи стали потихонечку разбирать для домашних нужд. Но пронеслась людская молва: « Тех, кто из церкви что-то возьмет, ждут неприятности». Храмовый крест пытались снять, но не вышло. Потихоньку купала, от времени, разрушались, от сильного урагана крест упал внутрь церкви. Да так и остался, там лежать. В этом – добрый знак небес.

Однажды в середине 90-х годов летом, примерно в июне (в Троицу) разразилась сильная гроза, молния ударила в колокольню, осколки кирпичей разлетелись в радиусе 300метров. А если бы молния попала в деревянный дом….. Церковь спасла село. Наверное, это тоже был знак.

По ходатайству горстки верующих, сентябре 1998года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил молодого священника АндреяУхаткина на организацию в Новая Бинарадка прихода. Пожив в селе батюшка понял: в мистическом плане осквернённый храм словно отражал уровень духовно опустошенных, обезбоженных людей. Затеплилась надежда, что с возрождением храма они найдут дорогу к вере.

В старой церкви были большие колокола, эти колокола удивительного звучания. Сохранилось интересное предание, как крестьяне Новой Бинарадки покупали для своего храма колокол. На завод они приехали большой делегацией и выбрали, как оказалось, самый лучший колокол, так сказать, эталонный. Хозяин же решил обмануть неученых крестьян и заявил, что денег они привезли мало. Он рассчитывал после отъезда покупателей подменить колокол, но крестьяне разгадали уловку. Часть из них уехала за деньгами в село, а другие остались сторожить выбранный колокол. Как ни пытался хозяин отвлечь сторожей, они ни на час не оставляли колокол без присмотра. Позднее могучий голос этого колокола на храме в честь Казанской иконы Божией Матери слышала вся округа в радиусе тридцать километров…

4 ноября 2011 года наша церковь отмечала очередной раз свой традиционный праздник иконы Казанской Божией Матери, но уже в великолепно реставрированном центральном приделе храма, прекрасно расписанном и приведённом в первозданный вид равно, как и придел пресвятой Марии Египетской. И, безусловно, в этот торжественный день на богослужение пришло небывалое число прихожан и паломников.

Молодой сельский батюшка сделал очень многое в деле восстановления церкви. Он неустанно продолжает это благое дело, направленное на возрождение духовности прихожан и сохранения целостности села, которое в последние времена переживает невиданную за всю свою историю разрушительную суть во всех отношениях. Разрушен колхоз. Безработица. Обнищание народа.

Проходят годы, сменяются поколения, кардинально изменяется облик сёл, меняется даже рельеф местности. Меняется всё без исключения, но есть единственный на селе монумент, способный нести сквозь века его узнаваемость, его идентичность - это храм Божий, наша церковь. Она, как корабль, попавший в шторм богоборчества, выстояла в нелёгком времени атеизма, снова подняла свои паруса веры и вырулила на жизненный простор во всём своём прежнем величии! Наша церковь прекрасный архитектурный памятник во всей округе. Непререкаемо продумано нашими предками и её расположение. Стоит она при слиянии двух речек так, что при виде с юга, она видна по - середине села. А посмотришь с северной, нижней стороны рельефа, она просто удивляет своим величием и прекрасной архитектурой.

Церковь во все времена была самым главным атрибутом и символом духовности села. А теперь, особенно, когда у сельских жителей нет ничего из того, что бы могло их хоть как-то объединять или, хотя бы, собирать для общения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!