СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные монастыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Православные монастыри»

Православные монастыри в XVI – XVII веках

Православные монастыри в XVI – XVII веках

  Несмотря на постоянную военную угрозу, в Брянском крае расширяли влияние святые обители. Каждая из них была не только оплотом православной веры, но и пограничным укрепленным пунктом. Только в Брянске и его ближайшей округе к концу XVI века действовали пять монастырей: Свенский, Петропавловский, Спасо-Поликарпов, Воскресенский (женский) и Предтечев-Песоцкий за Десной.

Несмотря на постоянную военную угрозу, в Брянском крае расширяли влияние святые обители. Каждая из них была не только оплотом православной веры, но и пограничным укрепленным пунктом. Только в Брянске и его ближайшей округе к концу XVI века действовали пять монастырей: Свенский, Петропавловский, Спасо-Поликарпов, Воскресенский (женский) и Предтечев-Песоцкий за Десной.

Монастырь в Московской Руси (с картины Аполлинария Васнецова)

Монастырь в Московской Руси

(с картины Аполлинария Васнецова)

  Тогда же возникают Спасо-Чолнский монастырь под Тубчевском, Николо-Одринский монастырь под Карачевом. Воскресенский Карачевский монастырь поначалу звался Тихоновою Пустынью по имени основателя Тихона Карачевского, который Тихон жил на «столпе»: в небольшой круглой келье, возвышавшейся над вторым этажом деревянного храма. Завидев в дали пыль, поднятую копытами приближавшейся татарской конницы, он ударами в вестной колокол предупреждал горожан о набеге.

Тогда же возникают Спасо-Чолнский монастырь под Тубчевском, Николо-Одринский монастырь под Карачевом. Воскресенский Карачевский монастырь поначалу звался Тихоновою Пустынью по имени основателя Тихона Карачевского, который Тихон жил на «столпе»: в небольшой круглой келье, возвышавшейся над вторым этажом деревянного храма. Завидев в дали пыль, поднятую копытами приближавшейся татарской конницы, он ударами в вестной колокол предупреждал горожан о набеге.

Церковь Воскресения Христова на Бережке , выстроенная в конце XVII века на месте старого деревянного храма, где служил преподобный Тихон Карачевский. На крыше пристроена башенка в память о «столпе», где он жил (показана стрелкой)

Церковь Воскресения Христова на Бережке , выстроенная в конце XVII века на месте старого деревянного храма, где служил преподобный Тихон Карачевский. На крыше пристроена башенка в память о «столпе», где он жил (показана стрелкой)

  В XVII веке напротив города Севска, на левом берегу реки Сева, монахи, переселившиеся сюда из Новгород-Северского, основали Спасо-Преображенский монастырь. Тогда же стало в лесах к югу от Навли Богородичная Площанская Пустынь.

В XVII веке напротив города Севска, на левом берегу реки Сева, монахи, переселившиеся сюда из Новгород-Северского, основали Спасо-Преображенский монастырь. Тогда же стало в лесах к югу от Навли Богородичная Площанская Пустынь.

  История монастырей Брянского края связана и с военной историей. Так, в 1558 году в монахи Свенского монастыря постригся дворянин Иосиф Неёлов. Он внес в монастырскую казну необычный вклад: боевых коней с упряжью и оружием. После многие дворяне – Алымовы и Бахтины, Воротынские и Масальские, Мстиславские и Серебряные, Похвисневы, Трубецкие и Тютчевы – стали дарить монастырю доспехи и оружие. В 1750 году воинские реликвии были преданы на Брянский Арсенал, поскольку монахам, по их статусу, не подобает брать в руки оружие.

История монастырей Брянского края связана и с военной историей. Так, в 1558 году в монахи Свенского монастыря постригся дворянин Иосиф Неёлов. Он внес в монастырскую казну необычный вклад: боевых коней с упряжью и оружием. После многие дворяне – Алымовы и Бахтины, Воротынские и Масальские, Мстиславские и Серебряные, Похвисневы, Трубецкие и Тютчевы – стали дарить монастырю доспехи и оружие. В 1750 году воинские реликвии были преданы на Брянский Арсенал, поскольку монахам, по их статусу, не подобает брать в руки оружие.

  Царь Иван Грозный не раз жаловал Свенскую обитель щедрыми дарами. В монастыре имелась вкладная книга, которая начинается с записи 1561 года: тогда по случаю смерти жены Анастасии царь сделал вклад в 40 рублей.   Царь продолжал делать монастырю дорогие подарки – деньги, деревни и крестьян, образа в дорогих окладах, книги и даже грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов. Монахи же должны были замаливать личные горести монарха и бессчетные его злодеяния.

Царь Иван Грозный не раз жаловал Свенскую обитель щедрыми дарами. В монастыре имелась вкладная книга, которая начинается с записи 1561 года: тогда по случаю смерти жены Анастасии царь сделал вклад в 40 рублей.

Царь продолжал делать монастырю дорогие подарки – деньги, деревни и крестьян, образа в дорогих окладах, книги и даже грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов. Монахи же должны были замаливать личные горести монарха и бессчетные его злодеяния.

Иван Грозный  (реконструкция М.М.Герасимова, XX век)

Иван Грозный (реконструкция М.М.Герасимова, XX век)

  Богатства, накопленные монастырем, позволили к 1564 году под началом тверского зодчего Гавриила Дмитриевича Макова отстроить каменный монументальный пятиглавый Успенский собор. Следом за ним была отстроена в камне церковь Антония и Феодосия.

Богатства, накопленные монастырем, позволили к 1564 году под началом тверского зодчего Гавриила Дмитриевича Макова отстроить каменный монументальный пятиглавый Успенский собор. Следом за ним была отстроена в камне церковь Антония и Феодосия.

Успенский собор Свенского монастыря.

Успенский собор Свенского монастыря.

  В 1582 году литовский  отряд напал на Брянск, сжег город и Свенский монастырь. Монахи бежали в лес и спасли Свенскую икону Богоматери. Иосиф Неёлов написал челобитную царю с просьбой помочь в восстановлении обители. При этом он сам отстроил на пепелище монастырскую больницу. Иван Грозный велел взять Свенскую икону в Москву, где заказал для нее золотой венец, покрытый драгоценными камнями и жемчугом. Через год икона была возвращена в монастырь с колоколами и другими дарами царя.

В 1582 году литовский отряд напал на Брянск, сжег город и Свенский монастырь. Монахи бежали в лес и спасли Свенскую икону Богоматери. Иосиф Неёлов написал челобитную царю с просьбой помочь в восстановлении обители. При этом он сам отстроил на пепелище монастырскую больницу. Иван Грозный велел взять Свенскую икону в Москву, где заказал для нее золотой венец, покрытый драгоценными камнями и жемчугом. Через год икона была возвращена в монастырь с колоколами и другими дарами царя.

Свенская икона Богоматери

Свенская икона Богоматери

  Свенский монастырь горел еще не один раз: в годы Смуты, в 1660-х годах при штурме войском великого гетмана литовского Михаила Казимира Паца и набегах крымских татар.   С 1681 по 1695 годы Свеским монастырем управлял архимандрид Иоан Максимович. В 1697 году он был посвящен в сан епископа Черниговского. В 1700 году на деньги мецената Ивана Мазепы он основал в Чернигове одно из первых в Московском Царстве учебное заведение – «коллегиум», где обучались дети духовенства, дворянства, мещан и казаков.

Свенский монастырь горел еще не один раз: в годы Смуты, в 1660-х годах при штурме войском великого гетмана литовского Михаила Казимира Паца и набегах крымских татар.

С 1681 по 1695 годы Свеским монастырем управлял архимандрид Иоан Максимович. В 1697 году он был посвящен в сан епископа Черниговского. В 1700 году на деньги мецената Ивана Мазепы он основал в Чернигове одно из первых в Московском Царстве учебное заведение – «коллегиум», где обучались дети духовенства, дворянства, мещан и казаков.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!