СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое воспитание как фундамент формирования "здоровой" личности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правовое воспитание как фундамент формирования "здоровой" личности»

Правовое воспитание как фундамент формирования «здоровой» личности

Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Осуществляют государственные органы, должностные лица, образовательные учреждения, общество в целом.

«Правовая культура – это, прежде всего, профилактика

многих "болезней" общества»

экс Уполномоченный при Президенте Российской

Федерации по правам ребёнка Павел Астахов


Укрепление молодого правового государства, развитие демократии в Луганской Народной Республике во многом зависят от уровня правового сознания подрастающего поколения и населения в целом, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод, умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи. В контексте реформирования системы образования в ЛНР важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики совершенствования жизни. Это накладывает определенный отпечаток на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной проработки.

Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию, а также работу по профилактике правонарушений и противоправного поведения обучающихся необходимо начинать с раннего детства, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Но в сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказываются малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Но один из таких подходов в правовом воспитании остаётся традиционным и неизменным – это единство учебной и внеклассной работы.

Учебная и внеклассная работа дополняют друг друга, оказывают взаимовлияние на процесс правового воспитания подрастающего поколения, а ключевая роль в решении задач воспитания отводится классному руководителю и мастеру производственного обучения как – организаторам  воспитательного процесса  в  коллективе. Именно вы реализует цели и задачи воспитания, организуя воспитательную работу среди обучающихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.



Проблема правового воспитания несовершеннолетних в нашей Республике актуальна и обусловлена рядом факторов:

Во-первых, присоединением ЛНР к международным документам в области защиты прав детей и юношества;

Во-вторых, разработкой и внедрением в жизнь новых основ законодательства ЛНР;

В-третьих, необходимостью повышения правовой культуры нашего населения;

В-четвертых, необходимостью своевременной профилактики девиантного (отклоняющееся от общепринятых норм) и делинквентного (антиобщественное противоправное поведение) поведения несовершеннолетних.

Работу по правовому воспитанию мастера производственного обучения и классные руководители должны осуществлять на основании:

1.Закона Луганской Народной Республики «Об образовании»

2.Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 05.03.2019

3. Закона ЛНР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 172-2 от 06.07.2016. действующая редакция по состоянию на 14.03.2018

4. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Луганской Народной Республике» № 56-3 от 14.06.2019

4. Приказа МОН ЛНР от 20.01.2016 г. № 21 «Об утверждении Плана мероприятий МОН ЛНР по профилактике правонарушений среди обучающихся».

5. Приказа МОН ЛНР от 15.12.2017 г. № 95 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке проведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении».

6.Конституции ЛНР

7. Конвенции ООН о правах ребенка.

8. Устава техникума.

Одними из главных целей правового воспитания является:

  • выработка у обучающихся здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения;

  • подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами;

  • формирование законопослушного поведения граждан.

Важнейшими задачами техникума и каждого классного руководителя и мастера производственного обучения в правовом воспитании являются:

  • усвоение обучающимися системы знаний по вопросам Государства и права;

  • развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;

  • формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства;

  • Профилактика девиантного и асоциального поведения обучающихся, социальная адаптация обучающихся группы «социального риска»

  • воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

В нашем образовательном учреждении вопрос по правовому воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина (проведение круглого стола к Международному Дню инвалида). Проблема прав и свобод детей одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации лиц с ОВЗ имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Кроме того, социальный опыт ребёнка-это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. Поэтому для наших детей изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию необходимо начинать с начальных классов в школе, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше

Социальная роль учащегося и студента – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми они овладевают, постепенно усложняется процесс. Это происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями. Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой. Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, обучающийся осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в нашем образовательном заведении.

Опыт показывает, что наличие знаний у обучающихся с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении обучающимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с нашими детьми требуется хорошо разбираться в особенностях личности и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания. В наше время с пугающей частотой молвят о подростковой преступности. На наш взор это происходит потому, что дети часто не соображают в силу юности и горячности тяжесть содеянного.

Среди форм правового воспитания, профилактики правонарушений, которые могут быть использованы мастерами производственного обучения, классными руководителями, воспитателями и преподавателями-предметниками выделяют:

  • правовую пропаганду (консультации, правовые и профилактические беседы с со всеми обучающимися и детьми, склонными к правонарушениям, проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, уроки здоровья, классные часы, викторины, видеоуроки, конкурсы рисунков, плакатов, газет, издание буклетов, брошюр; проведение "круглых столов")

  • правовое обучение (передача и усвоение основ права на уроках Права, истории, обществознания, уроках охраны труда, и т.д.);

  • правовое самовоспитание (самостоятельное изучения человеком права).

Методами правового воспитания выступают: убеждение, принуждение, наказание, поощрение, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение обучающихся. Для работы с нашими обучающимися наиболее приемлемыми и правильными будут такие методы как метод убеждения, поощрения, профилактики, предупреждения.

Также существуют и основные требования к организации правого воспитания обучающихся, по профилактике правонарушений. Среди них выделяют:

  • Наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

  • Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

  • Активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

  • Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

  • Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

  • Учёт психологических особенностей обучающихся.

Касаемо первого требования наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся. Прежде всего, классному руководителю необходимо, чтобы его работа по формированию правовой культуры, профилактике правонарушений и противоправного поведения обучающихся велась не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов:

1. Диагностический, который предполагает изучение состояния вопроса. В начале каждого учебного года классными руководителями и мастерами производственного обучения создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, знакомятся с жилищными условиями обучающихся, составляют акты посещения.

2. Поисковый этап, позволяет определить пути решения проблемы. На данном этапе осуществляется деятельность Совета профилактики техникума, своевременная постановка подростков и семей на внутритехникумовский контроль, разрабатывается для них воспитательно-образовательная программа, предлагаются социально-психологические консультации.


3. Деятельный этап, предполагающий дальнейшую работу классного руководителя, мастера производственного обучения, педагогического коллектива по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений.

Остановимся на наиболее важных аспектах деятельного этапа:

- Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений и асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя, мастера производственного обучения, воспитателя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать дополнительные занятия педагогом-предметником и успевающими обучающимися.

- Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 
Классные руководители должны вести ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропусков обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающихся выясняют у родителей причину отсутствия.

- Организация досуга обучающихся, внеурочная занятость обучающихся является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации их свободного времени, а сегодня как никогда актуален вопрос организации досуга подростков. Одним предложением: «Чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение противоправных действий, правонарушений». Необходимо подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классных руководителей, мастеров производственного обучения, воспитателей и родителей является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности обучающихся, способствующая развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска». Организация участия детей в конкурсах, выставках, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в техникуме, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Проблемы в нашем техникуме: зимние и летние каникулы, когда остаются статусные обучающиеся; не проводятся воспитателями дни именинника, воспитательные мероприятия; все мероприятия внутри группы проводятся в учебное время.

- Непосредственно правовое воспитание, а именно проведение ряда мероприятий, разъяснительной работы со всеми обучающимися о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность подростковой активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 

- Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей обучающихся и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся и студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни.

- Немаловажный аспект деятельного этапа - Работа с родителями. С целью повышения правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей, осознания своей ответственности за поведение детей, соблюдение ими Правил проживания и распорядка в техникуме, Устава техникума и других нормативных документов администрацией, юристом, социальным педагогом организовываются правовые беседы (можно обращаться к юристу за консультацией, вопрос наследства по Разумковой Дарьи консультируем отчима). Вопросы права и профилактики правонарушений рассматриваются на родительских собраниях, индивидуальных беседах.

Что касается Работы по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, то такая работа должна строиться планово.
Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по правовому воспитанию не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я напомню одну притчу:

Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.

Уважаемые КОЛЛЕГИ! ПОМНИТЕ! Очень не хотелось бы, чтобы наши с вами учащиеся и студенты плыли по течению. Очень хочется, чтобы у них были мудрые советчики: родители и преподаватели, способные нацелить их на правильные жизненные ориентиры. А это возможно только с ситуации доверительного взаимодействия семьи и техникума во благо самого подростка.





Трудный ребёнок: как привить ему уважение к законам и правилам

Причины плохого поведения

«Мой сын всегда был сложным ребёнком, но год назад, когда ему исполнилось 14, стало совсем невыносимо. Классический трудный подросток. Он не просто нарушает дисциплину в школе или не слушается меня — с этим ещё можно было бы справиться. Всё зашло ещё дальше. Ребёнок связался с плохой компанией, начал употреблять спиртное и курить, постоянно где-то пропадает до позднего вечера. Один раз его вместе с другом поймали на краже в магазине. Они ничего не успели стащить, их раньше поймали, поэтому серьёзных последствий не было. Но представьте, в каком я сейчас состоянии! Запретить выходить из дома не могу — в школу-то ходить надо. А что делать — совершенно не представляю».

— Светлана, мама 15-летнего «трудного подростка»


Давайте поговорим о воспитании трудных детей и подростков. Чтобы понять, как работать с проблемой, нужно знать, почему она в принципе возникла. Чаще всего дети и подростки не начинают нарушать законы внезапно, у такого поведения всегда есть предпосылки. Во многих случаях они напрямую касаются поведения родителей.

Причины могут быть следующими:

  • низкая правовая культура детей и подростков, вызванная отсутствием воспитания;

  • борьба за родительское внимание;

  • протест, борьба с родительским контролем, стремление самоутвердиться;

  • желание «отомстить» родителям;

  • неуверенность в себе;

  • проблемы в общении со сверстниками;

  • стремление заслужить уважение в компании друзей или вписаться в окружение.

Если плохое поведение еще не переросло в нарушение законов, начать работу с ребенком необходимо с развития дисциплины.


Как приучить ребенка к дисциплине?

Законопослушность начинается в семье. Уважение к правилам жизни в обществе и правопорядку детям стоит прививать с самого детства. Тогда это станет естественной моделью поведения, закрепится на подсознательном уровне.

Внутрисемейные правила

Психологи рекомендуют установить внутрисемейную систему правил и с самого раннего возраста посвящать в неё ребёнка:

Сначала это могут быть стандартные меры безопасности, например, запрет на игры с электроприборами.

Позже стоит установить чёткий распорядок дня: семья ложится спать в определённое время, а с утра обязательно нужно чистить зубы.

И, конечно, ребёнок должен усваивать моральные нормы общества: уважение к старшим, помощь младшим, бережное отношение к животным, этику поведения в общественных местах. Ваше поведение будет для него примером.

Особенности воспитания подростков таковы: с ними нужно договариваться и объяснять каждое правило — простой приказ вызовет лишь бунт. Вместе составьте список правил, причём конкретизируйте каждое из них: «не гулять допоздна» замените на «быть дома в 22:00». Объясните, почему выбрано именно это время: закон запрещает несовершеннолетним быть на улице после 22 часов. Чётко проговорите санкции за невыполнение правил. И будьте готовы к тому, что вам точно так же нужно будет соблюдать определённые договорённости: например, не заходить в комнату подростка без стука. И, конечно, если эти договорённости будут нарушаться, вас тоже ждут санкции.

Таким образом ребенок усвоит закономерность: в обществе существуют правила, а за их нарушение ждёт наказание. Эта модель поведения автоматически перенесётся и на другие области жизни.

Знакомство с правовой системой

Чем старше становится ребёнок, тем больше его стоит знакомить с правовой системой страны, понятиями законности и дисциплины, прав и обязанностей.

Вместе изучайте Конституцию страны, а позже можно перейти к базовым статьям административного и уголовного кодекса.

Акцентируйте внимание на том, что у ребёнка, как у каждого человека, с самого рождения есть права, но такие же права есть у других людей, и их нарушение карается законом.

Важно доносить, что за каждым проступком следует наказание. Так происходит формирование ответственности детей за нарушение закона. До 14 лет — возраста, когда наступает уголовная ответственность — подросток должен узнать основные законы и меры наказания за их нарушение.

За правовое воспитание и просвещение подростков в идеале должна отвечать школа. Так, на уроках обществознания школьников знакомят с основными отраслями права, кодексами, рассматривать различные виды наказаний за правонарушения и преступления. Вы можете поинтересоваться программой курса и полистать учебник по предмету, чтобы понять, как подается информация и как стоит говорить об этих вопросах.

И, конечно, воспитывайте детей собственным примером: честно следуйте установленным в семье договорённостям, не меняйте их спонтанно, соблюдайте правила поведения в обществе и законы. Для любого ребёнка родители — главный авторитет, и дети обязательно усвоят вашу модель поведения.


Что делать, если ребёнок пренебрегает законами

В первую очередь нужно пересмотреть свои отношения с ребёнком, в каком бы возрасте он ни находился. Ошибочно считать, что подросткам не нужно внимание и любовь родителей. Если взрослые пренебрегают общением с подросшим ребёнком, он может отчаянно стараться привлечь к себе внимание, даже такими методами. То же — с желанием отомстить родителям за то, что они якобы больше любят младшего ребёнка или слишком много времени проводят на работе.

Поговорите по душам

Как бы порой вас не доводил до отчаяния ваш ребёнок, помните, что все проблемы трудных подростков и подростковой жестокости начинаются именно в семье, а значит, решать их нужно тоже на уровне семьи. И первое, что необходимо донести до ребёнка или подростка — то, что именно дома его любят больше всего, независимо от его поведения.

Установите границы

Тем не менее, не стоит спускать с рук противоправное поведение. Установите для ребёнка разумные границы, определите наказание, но не забывайте разговаривать с ним и доносить, что всё это делается ради его же блага.

Наведите справки

Стоит обратить внимание на окружение ребёнка. Если он много времени проводит в школе, где учатся дети из неблагополучных семей, существует большая вероятность, что он попал под их влияние. Для подростков очень важно чувствовать себя частью коллектива, не выделяться среди сверстников. Об ответственности перед законом там чаще всего речи не идёт.

Поговорите с учителями

Для выяснения всех подробностей жизни вашего ребёнка обязательно нужно наладить контакт с учителями ребёнка, с классным руководителем. А заодно узнайте, какие рычаги влияния на детей есть в школе, проводятся ли меры по профилактике жестокости в подростковой среде, употребления алкоголя ребёнком, правонарушений и преступлений. В идеале школьный психолог должен проводить индивидуальную работу с каждым трудным подростком. Желательно перевести ребёнка в такую школу, где за поведением детей следят строго, а контингент в целом благополучный.

Предложите интересную альтернативу

Помогайте ребёнку измениться к лучшему: поощряйте его увлечения, запишите в спортивную секцию или творческий кружок, чтобы переключить его внимание и направить энергию в мирное русло. И не забывайте находить время на общение с вашими детьми, и не только на тему школы и плохого поведения: обсуждайте проблемы, отвечайте на вопросы, хвалите, предлагайте свою помощь. Для них это очень важно, причем в любом возрасте.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!